В тридцатые-сороковые годы прошлого столетия христианам жилось трудно: наступило время атеизма. В Магнитогорске вообще не было храмов, поэтому его называли "городом атеистов". Инициаторами создания церкви стали спецпереселенцы и рабочие комбината.
Время надежды
Во время Великой Отечественной войны в город приехало много эвакуированных из фронтовых областей. Люди нуждались в духовной поддержке, и на сменно-встречных собраниях завода стали всё чаще говорить о необходимости открытия в городе церквей. Тогда-то директор Магнитогорского металлургического комбината Григорий Иванович Носов принял неожиданное и смелое для того времени решение: купить в посёлках Дзержинском и Димитровском два жилых дома и переделать их под церкви. Так в 1946 году был построен деревянный храм. Его вверили покровительству Михаила-архангела, и сделали это не случайно - святой считается предводителем воинов, сражающихся за правое дело. В тот же год была построена и вторая церковь - Николая Чудотворца.
Вообще, становление православных традиций в Магнитогорске - интересная тема для краеведов и историков. И связана она с именем иерея Дмитрия Герасенко. В страшные годы гонений на священнослужителей, спасаясь от преследований, иерей Дмитрий с семьёй переезжал из города в город - Новосибирск, Барнаул, Челябинск... Работал каменщиком, в Челябинске строил тракторный завод, а по приезде в Магнитку в 1934 году стал трудиться в котельно-ремонтном цехе печником. Семья испытывала сильный голод и лишения, поэтому по ночам иерей Дмитрий подрабатывал сторожем в столовой. Окружающие его люди постепенно догадались, что он священник, и стали обращаться к нему за помощью и советом.
В начале 1943 года Дмитрия Герасенко вызвали в горисполком и предложили открыть церковь. Услышав об этом, батюшка страшно взволновался. Рассказал о предложении супруге Екатерине, которая стала уговаривать его не принимать предложения. На что отец Дмитрий ответил: "Господь призывает нас, и я не могу отказаться, даже если это будет стоить мне жизни".
Первую службу в чине настоятеля Михайло-Архангельского храма иерей Дмитрий отслужил на Пасху на кладбище в 1943 году. В годы войны несчастье коснулось всех: почти в каждой семье были убитые либо раненые, покалеченные или пропавшие без вести. Людям необходимо было утешение. По словам прихожан того времени, иерей Дмитрий на богослужениях возносил горячие молитвы за победу в войне с фашистами.
5 декабря 1949 года иерей Дмитрий скончался. Хоронить батюшку собрался весь город - настолько сильно его любили и почитали.
После него в Михайло-Архан-гельском храме служили протоиерей Сергий Ашихмин, иерей Никита Елизарьев, протоиерей Николай Сапрыкин, иерей Михаил Хомницкий, протоиерей Николай Люткевич, протоиерей Александр Щербаков, иерей Афанасий Тунецкий, иерей Валентин Варфоломеев, иерей Василий Спирин, протоиерей Владимир Касперский. В 1976 году служить в церкви начал протоиерей Флор Бондеко.
Народная стройка
К тому времени деревянный Михайло-Архангельский храм был в плачевном состоянии: однокупольный щитовой дом, засыпанный шлаком, деревянный алтарь, обитые железом иконы. Внутри храма на полу лежали тряпичные половики ручной вязки. Протоиерей Флор стал добиваться разрешения на частичную реконструкцию церкви с сохранением только занимаемой храмом площади. Священника поддержал архиепископ Свердловский и Курганский, управляющий Челябинской епархии Платон. Разработка проекта была поручена архитектору Николаю Шулепову. Стоит отметить, что по рабочим чертежам реконструкции Михайло-Архангельского храма позже были построены храмы в Свердловске и Кизиле.
Отец Флор взял на себя большую ответственность: не имея письменного разрешения горисполкома на реконструкцию, в мае 1982 года он заложил фундамент, который по площади в четыре раза превышал существующий.
Но были и те, кому строительство храма стало, так сказать, "поперёк горла". Недоброжелатели доложили в столицу о том, что строительство ведётся без разрешения. Тут же из Москвы приехала комиссия для проверки. Однако горожанам об этом стало известно, и накануне приезда "ревизоров" сооружение было разобрано, а стройматериалы спрятаны. Не заметив ничего "криминального", комиссия вернулась в столицу.
Когда наконец было получено разрешение, именно на этом фундаменте стали возводить новое здание. Строили церковь силами прихожан на деньги от пожертвований. Техники практически никакой не было, всё делали вручную. В строительстве храма участвовали его служащая Феодосия Абрамовна Оголихина, которая, по сути, была снабженцем, и Александра Васильевна Никонова, владевшая церковной кассой и "бегавшая" в поисках строителей-шабашников. Развернувшейся народной стройке помогали руководители Магнитогорского кирпичного завода, совхоза "Путь Ленина", штамповочного завода и треста "Магнитострой". Так, всем городом, Михайло-Архангельский храм был построен в рекордно короткие сроки: 29 мая 1982 года протоиерей Флор благословил начало строительства, а 5 ноября того же года владыка Платон освятил новое здание храма.
Интересная история связана и с первым колоколом, установленным на звоннице. В город его привезли случайные люди, которые нашли колокол зарытым в земле в двухстах километрах от Магнитогорска. Вероятно, в тридцатые годы прошлого столетия колокол специально спрятали, чтобы спасти от разрушения. Теперь же он вновь зазвучал под золочёными куполами.
Третий раз храм претерпел реконструкцию уже в 2004 году с приходом настоятеля протоиерея Сергея Десяткова. Время хоть и не властно над истинными ценностями, но стены и коммуникации имеют свойство приходить в негодность. В храме текла крыша, на полу постоянно стояла вода, фасады пришли в негодность и потеряли краски. Поэтому стараниями отца Сергея удалось провести восстановительные работы. Перекрыли заново крышу, заменили перекрытия, провели газ и прочие коммуникации, полностью сменили систему отопления и электрику, восстановили росписи на стенах.
- Храм стал сердцем для верующих Магнитогорска, - говорит настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Сергей Десятков. - Божьей милостью, он никогда не закрывался, здесь ни на один день не прекращались богослужения.
Теперь Свято-Михайловский храм не просто обитель для верующих, а памятник архитектуры XX века, с которым связана история нескольких поколений магнитогорцев. Здесь проводят обряды крещения, причащения, исповедания, венчания, отпевания. Ежедневно десятки людей посещают службу да и просто забегают в храм поставить свечку или поговорить с батюшками.
По торжественному случаю в храме прошло праздничное богослужение, которое провели представители церкви во главе с епископом Магнитогорским и Верхнеуральским Иннокентием. В завершение молебна состоялся крестный ход.