С подполковником Василием Руданиным знакома лет десять. И тогда, и сейчас он главный по "потеряшкам", а если быть точным - специалист по федеральному розыску преступников и лиц, пропавших без вести. В то время журналисты лишь открывали массивы информации, которые дотоле были достоянием только сотрудников.
Это не просто - быть оптимистом
В полутемном неуютном кабинете, в котором умещались все сотрудники группы, скромный человек тихим голосом рассказывал о работе подразделения - ежедневной текучке. Кладезь для журналиста: чуть ли не каждая история могла стать основой детективного романа. Только представьте: поиск одной романтичной - читай безмозглой - барышни закончился перестрелкой. Увез таджик влюбленную девушку к себе на родину. Под венец не повел, а продал афганским талибам. Добросовестные сыщики из бывшей братской республики договорились обменять уралочку на пленных талибов. Во время передачи произошла перестрелка. Чем не зачин для романа? А как вам история о розыске пропавшего бизнесмена, по совместительству настоятеля одной из христианских конфессий в Магнитогорске. Он исчез с кучей денег, растолканных по многочисленным карманам. Нашли настоятеля в сибирском городке: он зарабатывал на хлеб тем, кто копал могилы. Согласитесь, материала на эпопею.
При каждом последующем интервью и я, и читатели "ММ" становились "оперативно" образованными. Руданин рассказывал, что делать, если родственник "ушел и не вернулся". В этом случае каждый обязан стать "мини-опером". Передаю рекомендации от Василия Руданина: проверить, на месте ли паспорт и домашняя касса. Если все в целости и сохранности, а все сроки ожидания прошли, то без милиции в таких случаях не обойтись. "Потеряшкой" займется группа по розыску пропавших граждан.
Огромный 35-летний опыт работы в уголовном розыске позволил Руданину систематизировать "потеряшек" по категориям. К первой относятся подростки, которые имеют обыкновение удирать из интернатов и детских домов. Вторую составляют "веселые гуляки". Вал заявлений поступает от жен и сожительниц. Например, анекдотичный, но реальный случай из оперативной практики: муж пошел за хлебом и вернулся лишь через неделю.
Одно из недавних происшествий скорее из разряда трагических. Пожилой мужчина заявил об исчезновении жены. Сотрудник пообщался с соседями заявителя и вернулся сам не свой. Жильцы сообщили, что старушку похоронили год назад. Больной старик запамятовал трагическое событие. Потом, правда, вспомнил, нашел в бумагах свидетельство о смерти.
К третьей категории Руданин причисляет "домашних бунтарей". Например, работали по заявлению родителей, заявивших о пропаже ребенка - тридцатилетнего. Потратив уйму времени, сыночка разыскали. Оказывается, тридцатилетний "ребенок" просто съехал от доставших его родственников. Четвертая команда - смешанная. Сюда относят тех, кто решает личные проблемы. Например, некая тетенька требовала сей же час разыскать соседку среди живых или мертвых, чтобы срочно узаконить за собой освободившиеся метры коммунальной квартиры. Заметим, соседка пропала 14 лет назад.
Есть факторы, по которым розыскное дело заводится обязательно: подозрение на криминальных характер исчезновения человека и пропажа несовершеннолетних. Систематизация Руданина позволяет наметить план розыска, определить предполагаемые места обитания "потеряшек", что значительно сокращает время поиска.
Сколько потерявшихся людей можно отыскать за 35 лет работы? Наверное, и сам подполковник Руданин не ответит на этот вопрос. Сотни, десятки сотен… Словом, святым он делом занимается. Только представьте, что может испытывать человек, который уже отчаялся увидеть родственника живым, но стараниями розыскников обнимает "потеряшку"!
Рассказывая о работе группы, Василий Константинович не устает повторять: каждый сотрудник просто обязан быть психологом. Очень важно встретиться с заявителем, поговорить "глаза в глаза". Иногда поведение человека становится той ниточкой, которая позволяет не только найти "потеряшку", но и распутать преступление. Для каждого постулата у Руданина имеется жизненная иллюстрация. Вспомнил случай, когда наблюдательность помогла раскрыть убийство. Пришла в кабинет женщина, заявила о пропаже мужа. Василий Константинович обратил внимание на то, что не очень-то тетенька переживала, рассказывая об обстоятельствах исчезновения. Стали разрабатывать версию о ее причастности к пропаже супруга и не ошиблись. Она и любовник его избили и, вонзив стамеску, сбросили в Урал.
При подобной концентрации негатива трудно оставаться оптимистом, но Василия Константиновича не назовешь пессимистом.
Личное дело подполковника
В юности Василий Руданин и думать не думал, что его делом жизни станет работа в правоохранительных органах. Детство прошло в Серове Свердловской области. Вся родня, два брата и отец - ветеран войны и труда - работали на железной дороге. Василию был уготован тот же путь, так сказать по накатанной колее семейной династии. Он и сам хотел стать железнодорожником: нравился запах горячих от солнца шпал, а уходящие за горизонт рельсы так и манили дальними странствиями. Прозу работы железнодорожника познал, два года отработав в локомотивном депо станции Серов-Сортировочный, исколесив чуть ли не полстраны.
Армейскую службу проходил за границей, недалеко от Праги, почти там же, где четверть века назад закончилась война для отца-фронтовика Константина Степановича. Спустя два года командир отделения войсковой разведки 18 дивизии Центральной группы войск, гвардии сержант Василий Руданин вернулся в родной Серов. Работал в цехе механического завода, готовился к поступлению в технический вуз, но судьба - в конкретном случае заводской комитет комсомола - распорядилась иначе. Направила в органы внутренних дел. Через два года мог вернуться на родной завод, но не вернулся.
Первое милицейское крещение получил в группе по борьбе с карманными ворами. Со временем пришло осознание того, что необходимо досконально познать дело, которым решил заняться всерьез, и Руданин поступил на Свердловский факультет Елабужской школы милиции. К этому времени вырос по службе: ему присвоили офицерское звание, назначили на новую должность - участкового инспектора. Потом был переезд в Магнитку. Должность у молодого офицера оставалась прежней, местом работы назначили беспокойный район Соцгорода. Участковый зарекомендовал себя с наилучшей стороны и был переведен в службу уголовного розыска.
- Адреналином на всю жизнь запасешься, о седых волосах я тогда и не думал, - вспоминает Василий Константинович. - Приходилось бывать в ночных засадах, задерживать преступников, после бессонной ночи допрашивать рецидивистов, обыскивать дома, изымать похищенное. Учился у Юлия Переля, Юрия Теребенина, они были профессионалами высокого класса.
В середине 80-х Руданина перевели в промышленную зону левобережья.
- Помню, случилось ЧП: во время ночной смены обворовали бригаду - из душевых похитили одежду. Накануне Первомая металлурги принарядились: утром собирались на демонстрацию. Пришлось в грязных спецовках идти домой. Для нас было делом чести быстро поймать воров. Но никаких зацепок: ни следов, ни свидетелей, ни очевидцев. Приближалось 9 Мая. Вероятно, воры уже наметили очередной объект, но как узнать, какой? Разработали операцию "Заслон". Накануне Дня Победы в засаде были не только опера, но и добровольцы-металлурги. Глубокой ночью в душевой одного из цехов заметили группу неизвестных. В потемках они стали курочить замки на дверцах. В этот момент и задержали воров с поличным. Когда обыскали их квартиры, обнаружили большую часть вещей. Похитители одежды оказались за решеткой.
В 1990 году Василий Руданин успешно окончил учебу в академии МВД СССР. Его карьерный рост совпал со временем, которое сами стражи называют черным. Во время "чисток" органы правопорядка потеряли опытных сотрудников, профессионалов высокого класса…
Василий Константинович ушел было на пенсию, но вскоре вернулся в родной Орджоникидзевский райотдел. Учит молодых коллег азам профессии, передает бесценный опыт и никогда не отказывает журналистам в информации. А жизненных историй в запасе у Василия Руданина великое множество. Они-то и позволяют понять сложность, неординарность службы, постичь, с какой жестокостью, низостью и глупостью приходится сталкиваться сотрудникам уголовного розыска.
Проверка на измену
Осенью прошлого года в кабинет пришла женщина, на которой лица не было: супруг подрабатывал частным извозом и уже два дня как не появлялся дома.
- В то время участились случаи нападения на таксистов, - рассказывает Василий Константинович. - Первая наша версия - убит. На розыск бросили все силы: уголовный розыск, участковые, патрульно-постовая служба. Искали на автостоянках, в гаражах, обследовали брошенные машины, проверили автомобили, попавшие в ДТП, а также морги, больницы. Опубликовали объявление в газете. Все тщетно, пока не позвонил неизвестный мужчина, представился соседом "потеряшки" и рассказал, что, страдая бессонницей, он часто сидит у окна. Однажды глубокой ночью увидел, как к дому подъехала машина пропавшего соседа и стояла с выключенными фарами почти до утра. Автомобиль-призрак приезжает почти каждую ночь.
Устроили засаду, задержали человека, который и оказался нашим "потеряшкой". В кабинете он рассказал, что заподозрил супругу в измене, и, чтобы застукать благоверную с любовником, инсценировал свое исчезновение. Днем отсыпался, ночью смотрел на окна, пытаясь увидеть в окне мужской силуэт. Сколько сил и средств стоила нам его глупость и подозрительность…
Сотрудники отдела даже извинений от ревнивца не услышали. Ответ один - это ваша работа.
13 августа подполковнику Василию Руданину исполняется 60 лет. За годы службы у него не счесть наград. Его опыт, знания, профессионализм востребованы обществом, которое, наверное, еще долгие годы будет нуждаться в специалистах по розыску "потеряшек".