Приборы, используемые в быту, значительно облегчают жизнь, например, по маячкам GPS-трекеров без труда можно определить местонахождение пропавшей туристической группы. Распоряжение о внесении изменений в закон подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
"Магнитогорский металл" уже обращался к теме спецустройств и полемике по вопросу декриминализации статьи 138.1 Уголовного кодекса РФ "Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации". Напомним основные моменты дискуссии. Изменить закон настаивала Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий. Нонсенс, но человек, купивший или продавший какую-либо аппаратуру, позволяющую тайно вести запись, рискует получить до четырёх лет лишения свободы. На практике предметом разбирательств может стать даже электронная игрушка.
Бывали случаи, что дело возбуждали на рыбаков, купивших очки со встроенной камерой для фиксации богатого улова.
Перед судом держали ответ и продавцы GPS-трекеров для автомобилей. Запись позволяла установить виновника аварии или предотвратить угон автомобиля. Вещь полезная, но владельцы таких записывающих устройств подвержены большему риску, нежели угонщики.
Подобные дела рассматривались и в Магнитогорске. Несколько лет назад Правобережный районный суд признал виновным Дениса И. В Китае он купил семь шариковых авторучек со встроенной видеокамерой, микрофоном и накопителем информации. Объявление о продаже разместил в Интернете и даже успел продать два гаджета. Суд приговорил Дениса к шести месяцам лишения свободы условно, с таким же испытательным сроком. К 15-тысячному штрафу приговорили челябинца за покупку в интернет-магазине солнцезащитных очков со скрытыми видеорегистратором и микрофоном.
В марте 2017 года за продажу GSM-радиомикрофона Орджоникидзевский районный суд приговорил 35-летнего Романа к полутора годам ограничения свободы. Подсудимый объяснял, что им двигала лишь родительская любовь. Положив устройство в рюкзак мальчика, он намеревался отслеживать путь своего ребёнка-школьника. Задержали отца во время продажи устройства.
По данным судебного департамента, только за шесть месяцев прошлого года за незаконный оборот спецсредств были осуждены почти 120 человек, трое из которых приговорены к реальному сроку лишения свободы. Остальным были назначены штрафы.
Сторонники декриминализации статьи предлагают ограничиться штрафными санкциями и привлекать граждан к ответственности по соответствующей статье Административного кодекса - "За нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации". Максимальное наказание предлагали ограничить штрафом от двух до 500 тысяч рублей с конфискацией техники. Один из аргументов гуманизации статьи - небольшой процент таких преступлений, которые тем не менее отнимают достаточно ресурсов у правоохранительных органов, судебной системы и граждан.
Были и другие предложения: статью в УК оставить, но прописать более детально, уточнить определение "шпионская техника", отделив устройства от обычной бытовой электроники, чтобы не привлекать к уголовной ответственности случайных людей. Например, тех, кто покупает GPS-трекер для того, чтобы обезопасить автомобиль от автоугонщиков. Маячок укажет местоположение похищенной машины. Прибор необходим родителям, у которых нет возможности провожать ребёнка в школу. Гаджет может контролировать его передвижение. Снабдив устройством пожилых родственников, можно не волноваться, что они заблудятся. Для бизнесменов, имеющих автопарки, без спецсредства не обойтись: прибор укажет, на каком перевале груз, по какому проспекту мчит таксист. GPS-трекер обязательно должен быть у путешественников: в случае непредвиденных обстоятельств координаты маяка позволят отыскать пропавших людей.
Вопрос об ответственности за использование шпионской техники обсуждается не первый год.
Внимание к теме было приковано после пресс-конференции Владимира Путина в 2017 году. Тогда к президенту обратились односельчане фермера из Курганской области, которого осудили за приобретённый в интернет-магазине трекер, который помогал следить за коровой. После огласки анекдотичного случая дело было прекращено. Генпрокуратура провела масштабную проверку уголовных дел, возбужденных по спорной статье УК, и признала, что норма "имеет издержки" и нуждается в исправлении.
В ноябре 2018 года пленум Верховного суда дал разъяснение, уточнив, что можно отнести к понятию "шпионский" гаджет такие вещи, как смартфон, диктофон или видеорегистратор при условии, что их доработали с целью негласного получения информации. При доказательстве факта незаконного оборота специального технического средства нужно убедиться, что пользователь действительно знал о предназначении устройства и хотел негласно получать информацию. В постановлении подчёркивалось, что покупка трекера для отслеживания своего ребёнка, охраны автомобиля или животных не образует состав преступления за оборот шпионской техники. Верховный суд рекомендовал не наказывать людей, купивших "шпионские" устройства случайно либо в целях личной безопасности.
Однако в судах Челябинской области продолжали возбуждать уголовные дела за покупку спецтехники. Так, осенью прошлого года перед судом предстал житель Кизильского района. Его обвиняли в приобретении фото-видеорегистратора с видеокамерой и микрофоном, встроенными в корпус шариковой ручки. Суд прекратил уголовное дело, наказав неосмотрительного гражданина восьмитысячным штрафом.
Оппонентами сторонников декриминализации статьи стала ФСБ. В спецслужбе полагали, что уточнённая трактовка приборов "необоснованно сузит область современных технических средств, в которых реализуется функция негласного получения информации". Ведомство не согласилось и с тем, что нечёткость пунктов закона увеличивает риск расширения уголовной ответственности.
Инициируя законопроект, Дмитрий Медведев подчеркнул, что отсутствие специального термина в законодательстве приводит к размытому толкованию правовых норм. Предлагаемое новое определение термина, по задумке авторов законопроекта, позволит отличить "шпионские" гаджеты от техники, которая рассчитана только на бытовое применение. Документ предлагает дополнить статью 138.1 УК РФ и внести изменение в статью КоАП "Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации". Как будет звучать термин в новой редакции, пока не раскрывается, но отмечается, что он чётко разграничит приборы, облегчающие жизнь, от шпионской техники слежения.