С этого года граждане должны сначала подать жалобу финансовому уполномоченному. По крайней мере, если дело касается микрофинансовых организаций. А в 2021 году такая же система работы будет введена и с банками.
Юрисконсульт объединения защиты прав потребителей Магнитогорска Александра Потёмина пояснила, что до 1 января 2020 года можно было разрешить спор только в судебном порядке, а теперь по имущественным требованиям, размер которых не превышает 500 тысяч рублей, нужно первым делом направить обращение финансовому уполномоченному. Предварительные действия остались прежними - следует направить в организацию заявление-претензию.
- Незадолго до этого закон сделал обязательным соблюдение досудебной процедуры для споров потребителей со страховыми организациями, - отметила Александра Игоревна. - Совершенно очевидно, что легче стало как потребителям, так и компаниям. Преимущество заключается в упрощённой процедуре досудебного урегулирования разногласий, не требующей личного присутствия. В этом состоит главное отличие от классических судов. Сроки рассмотрения обращения - всего 15 рабочих дней. Для сравнения - в судах рассмотрение дела в среднем длится не менее двух месяцев. Немаловажным обстоятельством становится то, что потребителю не надо обращаться за квалифицированной юридической помощью.
Можно направлять финансовому уполномоченному минимальный комплект документов без юридических обоснований требований. К примеру, гражданин не согласен с размером выплаченного страхового возмещения. Он простыми и понятными словами пишет об этом в претензии, которую направляет страховой компании. Если вопрос не решился, тот же текст отправляется омбудсмену.
- Далее сотрудники службы финансового уполномоченного, квалифицированные юристы, самостоятельно запрашивают необходимые документы, назначают экспертизы, проводят расчёты, то есть выполняют все функции, касающиеся правовой стороны вопроса, для принятия законного и обоснованного решения, - рассказала Александра Потёмина. - При этом, отмечу, для потребителя обращение к омбудсмену абсолютно бесплатно.
Есть преимущество и для организаций - это сокращение судебных издержек. Подготовка процессуальных документов, да и непосредственная явка в суд - более затратные процедуры, чем направление материалов дела финансовому уполномоченному.
- Безусловно, в случае несогласия с решением омбудсмена как потребитель, так и финансовая организация могут обратиться в суд, - подсказала юрисконсульт. - В данном случае у некоторых граждан возникает вопрос, не станет ли новая структура дополнительной бюрократической инстанцией. На мой взгляд, нет. По статистике, озвученной главным финансовым уполномоченным Юрием Ворониным, большая часть решений омбудсмена, около 70 процентов, не оспаривается сторонами и добровольно исполняется страховщиками. Более того, часть жалоб страховые компании удовлетворяют на начальной стадии досудебного урегулирования спора. К тому же, выводы финансового уполномоченного и экспертные заключения принимаются судом во внимание и в качестве доказательства при рассмотрении спора.
Александра Потёмина подчеркнула, что институту добавляет эффективности и тот факт, что потребитель может получить исполнительный документ, позволяющий принудить финансовую организацию исполнить решение уполномоченного. Кстати, чем больше споров с потребителями удаётся урегулировать до момента обращения к уполномоченному, тем меньше отчислений организация направляет в его фонд. Так что учреждениям выгоднее решить все вопросы в кратчайшие сроки и без обращения в дополнительные инстанции.
Статистика судов и Банка России показывает, что наиболее распространены споры по договорам ОСАГО. Часто компании недоплачивают возмещение, нарушают сроки. В сфере добровольного страхования потребителям нередко отказывают в возврате неиспользованной части премии при досрочном расторжении договоров. Всё это как раз попадает в ту категорию споров, по которым до обращения в суд следует обратиться к финансовому уполномоченному.
Александра Игоревна добавила, что иногда в документах встречаются неправомерные условия. По закону можно отказаться от заключённого договора. Раньше срок так называемого периода охлаждения указывался в пять дней, теперь - 14. И компания в этом случае обязана вернуть сумму уплаченной страховой премии. Некоторые организации не включали данное условие в договоры и впоследствии отказывались возвращать полученную сумму.
- Тогда на защиту прав потребителей встали суды, - рассказала юрисконсульт. - Несмотря на отсутствие положения о периоде охлаждения в договорах, они применяли его в силу закона. Сейчас эта проблема устранена. В целом регулирование в сфере защиты прав потребителей можно назвать достаточно полным. Но если гражданин всё-таки считает свои права нарушенными, то он по-прежнему может обратиться в суд с иском о признании договора страхования недействительным по отдельным пунктам или целиком, включив в исковое заявление требование о возврате уплаченной суммы.
Справка "ММ"
Объединение защиты прав потребителей Магнитогорска уже много лет стоит на страже прав и законных интересов горожан, занимается урегулированием конфликтных ситуаций в досудебном порядке и в судах.
Сфера работы ОЗПП довольно широка - это консультация граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, возврата товара, оценка качества проведённых работ, взыскание неустойки по различным договорам. Специалисты объединения проводят экспертизу предметов кожгалантереи, меховых и трикотажных изделий, обуви.
Очень много внимания и времени уделяется вопросам, связанным с микрофинансовыми организациями. Магнитогорцев интересуют порядок и условия предоставления займа, возможности изменения договора, проценты и расчёты.
Обратиться в организацию может любой гражданин, который заказал или приобрёл товар, работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Адрес объединения защиты прав потребителей: Магнитогорск, улица Октябрьская, 32, кабинет 02. Часы работы: 9.00-17.30. График бесплатного приёма граждан: четверг - 15.00-17.30. Телефон: 8(3519) 26-07-36.