Помимо спортивных этапов подготовки к финалу, направленных прежде всего на себя, "жемчужины" традиционно участвуют в социальной работе. И это - первая их самостоятельная практика в рамках конкурса "Жемчужина года": составить и осуществить социальный проект - куда большая мера ответственности, чем когда совершенствуешься для выступления на сцене.
Решено было перед Новым годом посетить детские интернатные учреждения. Разделились на несколько групп, чтобы общение оставалось личным. Вместе с педагогами определили темы встреч.
Алена Лактионова, Евгения Лорман, Нелли Литвинова, Екатерина Корчагина с дочерью Кристиной и Анастасия Подлипьян с сыном Владом пришли к самым маленьким: в детдом № 5 для сирот и оставшихся без попечения родителей, где живут дети с ограниченными возможностями здоровья. Подготовили постановку "Теремок" для двух- и трехлетних. Долго искали костюмы: что в самом детдоме нашлось, что у знакомых одолжили, а что-то в Левобережном Дворце культуры металлургов. Попросили на пару часов - в дни каникул карнавальные и театральные наряды нарасхват. С трудом добыли костюм лягушки. Это стоит упоминания: когда педагоги пожаловались, что в их костюмерной нет именно такого комплекта - он из всех сказок задействован только в "Теремке", но при нехватке даже одного костюма не создашь полноценного спектакля, - "жемчужины" подарили детдому свою "лягушку".
Все было всерьез с самого прихода зрителей, приведенных воспитательницами Ириной Новичковой и Надеждой Волковой. Детские шажки по просторной комнате к крохотным стульчикам, на которые не каждый смог усесться сам - роста не хватало, подсаживали. Рвущие сердце приметы отставания в развитии на некоторых личиках. А у иных - смышленые рожицы. И у всех - любопытство на мордашках, доверие в глазах.
В детдоме есть и лежачие - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, некоторые самостоятельно даже перевернуться не могут. И все нуждаются в наших, а не только воспитательских заботе, любви, определении будущего. Кто-то из воспитателей перед спектаклем забеспокоился: "Маратика бы привести". Маратик - большенький, но он опорник, сам не ходит. Его особенно стараются развивать - он толковый, только немного с характером. Оказывается, ему уже предложили посмотреть спектакль, но он отказался: на встречу с новым надо еще решиться. С этим считаются: пусть сам определяет себе меру впечатлений.
Спектакль получился сыгранным: для музрука Зульфии Исмагиловой подыграть артистам на пианино - не труд. А те вошли в роль так, что на выходе "медведя" один из зрителей намерился было заплакать, да воспитательница вовремя пересадила его к себе поближе. Так и досматривал историю про теремок, держа "маму" за руку. А когда на спектакль пришла вторая группа-семья, к ней присоединился и Маратик: решился. Сидел в коляске, большеголовый, глазастенький, внимательный, с некрепкими, бессильно висящими ножками. "Теремок" ему, кажется, понравился: кивал потом воспитательнице на расспросы. Рядом с ним девочка активно жестикулировала на протяжении всего спектакля. "Машенька почти не слышит, - объяснила старший воспитатель Зинаида Жерлицина. - Она так делится впечатлениями".
Зинаида Аркадьевна рассказывает: детдомовцы активно набирают социальный опыт - знакомятся с городом, их навещают самодеятельные творческие коллективы, возят на аттракционы. Большая радость - когда удается найти семью для воспитанника.
Утренник, проведенный гостьями, не избавит детдомовцев от трудностей. Но мир им приоткроет, прибавит доверия к нему. А для "жемчужин" этот визит - гарантия сохранности верных приоритетов: в фейерверке подготовки шоу нелишне оглянуться на ближних.
А большая часть "жемчужин" отправилась в школу-интернат "Семья" на диалог о здоровом образе жизни. При подготовке обнаружилось: у каждого есть знакомые, на чьих примерах можно учиться, да и незнакомые откликаются на просьбу пообщаться с воспитанниками интернатов. Понимая, что надо не голословно защищать свой способ жить, Ольга Грачева обратилась к творчеству - станцевала. В ответ на девчачьи просьбы научить и их - пришлось пообещать дать несколько уроков. Наталья Лесик пригласила на встречу коллегу - участника боевых действий и чемпиона России по настольному теннису среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Александр Аболмасов охотно откликнулся на просьбу поговорить с детьми. Елена Мухаметзянова пригласила тренера по практической стрельбе Игоря Кожурова. Когда-то отметила его в памяти как интересного человека - и вот обратилась с просьбой представить мальчишкам основы профессии. Правда, для стрельбы пацанам еще подрасти надо - несовершеннолетние. Будет больше фанатов и у хоккеистов: на встречу пришли "стальные лисы" Степан Решаев, Евгений Соловьев и Дмитрий Тарасов. Да еще принесли в подарок сто восемьдесят билетов на матч - всем воспитанникам.
Сама подготовка встречи открыла "жемчужинам" неожиданные возможности. К примеру, Эльмира Новицкая, чтобы попрактиковаться перед диалогом с воспитанниками интерната, провела встречу в классе дочери - в первой школе, где учатся ее старшие. Пригласила в помощь Наталью Лесик и Ольгу Грачеву. Прошло на ура - пожалуй, можно со временем повторить.
Для Натальи Николаевой и Надежды Титовой социальный проект стал пробным шаром: их только-только ввели в состав "жемчужной" сборной. Теперь в полку "жемчужин" шестнадцать конкурсанток, что увеличивает конкуренцию. Надежде с Натальей помогла влиться в проект Ольга Забирова - в детдом
№ 2 они пришли втроем. Но начали не с нуля: Электроремонт, где работают Николаева и Титова, шефствует над детским учреждением, так что с его нуждами в компании знакомы. Помимо средств, выделенных предприятием, собрали значительную сумму среди работников, объявив подписку на помощь социальному проекту. Правда, выступление пришлось вписывать в десять минут: максимум, что позволял новогодний сценарий. Но после выступления в качестве ведущих у елки представитель профкома Электроремонта Павел Извеков их благодарил: шефская помощь чаще предполагает отношения взрослых, а тут - душевный контакт с детьми.
На каждую встречу "жемчужины" приходили с подарками и гостинцами. Пусть эти встречи - самая скромная помощь маленьким магнитогорцам, лишенным родительской опеки. Но это шаги навстречу - чтобы в интернатных учреждениях однажды вовсе отпала надобность.