Сегодня посещать фитнес-центры, как минимум, модно. Активный, здоровый образ жизни, грамотные физические нагрузки. Постоянными посетителями тренажёрных залов становятся люди, для которых физкультура - не способ похудеть на два-три килограмма и подтянуться к пляжному сезону, а возможность всё время быть в тонусе, поддерживать себя в хорошей форме.
Сколько знаю Елену Ермолаеву, а знакомы мы уже немало лет, она всегда занималась спортом. То ходила на йогу, то на пилатес. Стали популярны фитнес-центры, где можно посещать групповые занятия, упражняться на тренажёрах, взять дополнительные персональные тренировки - это удобно. Елена брала выгодные, годовые абонементы и честно ходила на занятия, потому что испытывала потребность в нагрузках. Когда её любимый клуб закрылся, переживала, но, изучив, какие учреждения есть в городе, выбрала другой: работает много лет, хорошо себя зарекомендовал, предлагает удобный график посещений. Сначала ходила по "сухому" абонементу - без возможности посещать зону бассейна. Потом, услышав, какие опытные инструкторы работают на воде, решила научиться плавать. И научилась! Таким образом, сотрудничество с фитнес-центром складывалось хорошо. До поры до времени.
Отношения испортились год назад. Рано утром 9 апреля Елена в очередной раз приехала на плавание. Весна затянулась: днём пригревало солнце, а ночью подмораживало. Судя по всему, тротуарная плитка возле спортивного центра покрылась тонким слоем изморози. При входе женщина поскользнулась и упала, ударила руку, которую интуитивно выставила вперёд.
По случайности свидетелем происшествия стала и я: накануне заезжала на работу к Елене и забыла у неё документы. Вот и договорились, что с утра подъеду к фитнесу и заберу. Проясню, к слову, Елена Ермолаева не раз подбрасывала мне темы для материалов, потому что человек она неравнодушный и замечает разного рода несправедливости. Поэтому сотрудничаем с ней регулярно.
Так вот, её падение произошло после того, как передача бумаг состоялась. Я уже начала отъезжать, как заметила, что знакомая упала. Открыла окно и крикнула: "Ты чего? Всё в порядке?" Она поморщилась, отмахнулась, мол, ничего страшного, и зашла в помещение.
Только через пару дней она позвонила и рассказала, что проплавала всего минут десять-пятнадцать, боль оказалась нестерпимой, пришлось ехать в травмпункт. Позже рассказ оброс подробностями: женщины, которые плавали рядом, видели, как она мучилась, а уходя, Елена сказала администратору, что сильно ударила руку на крыльце. И как после травмпункта позвонила в центр и попросила приостановить действие абонемента, потому что заниматься пока не сможет. Врачи диагностировали перелом лучевой кости левой руки и наложили гипсовую повязку.
Травма выбила женщину из колеи: по профессии она парикмахер, нужно ли говорить, что работать не могла. Целый месяц потребовался на восстановительное лечение. Но как только смогла работать, отправилась и на тренировку - нужно разрабатывать руку, да и соскучилась по физкультуре.
Каково же было её удивление, когда с порога первое, что услышала, было не "Как ваше здоровье?", а - "У вас долг по оплате". Причина отсутствия клиента в клубе больше тех дней, на которые удалось "заморозить" абонемент, работников фитнес-центра не волновала. Не растопило холод администратора и напоминание, что травма, из-за которой пропущены занятия, произошла на крыльце заведения, и что за месяц никто из фитнес-клуба ни разу не позвонил и не поинтересовался здоровьем клиентки.
- Я опешила: надеялась, что мне, как минимум, засчитают оплату на будущее, а то и в виде компенсации выделят на несколько месяцев абонемент, - признаётся Елена. - Ну, думаю, что с администратора спрашивать. Пишу заявление на имя директора центра, описываю все обстоятельства, как и что произошло. Объясняю, что месяц была нетрудоспособна, понесла материальные потери, а с меня ещё и оплату требуют за дни, что не ходила на занятия. И в конце приписала, что считаю руководство клуба ответственным за ненадлежащее содержание входной группы, надеюсь на здравый смысл, готова к конструктивному разговору в надежде, что найдётся правильное решение, включая компенсацию причинённого мне вреда.
Через пару недель приходит ответ, в котором, в частности, говорится: "Какие-либо данные о том, что вы поскользнулись и упали именно на крыльце здания фитнес-центра, отсутствуют. При посещении не поставили в известность работников о том, что упали перед зданием и получили травму. За медицинской помощью обратились спустя определённое время, после посещения фитнес-центра. Нарушений по содержанию крыльца не допущено, технический работник убирает прилегающую территорию ежедневно с шести утра. Жалоб по поводу скользких ступенек от других клиентов, а их до вас прошло больше 50 человек, не поступало".
Елена Геннадьевна эту отписку восприняла не иначе, как "Шли бы вы, женщина, со своими претензиями лесом! Ещё докажите, что вы упали здесь, а не в другом месте". Её, как какого-то подростка, пытаются уличить во лжи? И отправилась она на консультацию к адвокату, заявив, что сначала не собиралась ничего предъявлять фитнес-центру, удовлетворилась бы малым, а теперь не знает, что и делать - этим ответом ей плюнули в душу.
- Плюнули? Хорошо, будем утираться деньгами, - отрезал адвокат.
После этого на стол директора фитнес-клуба легла досудебная претензия, составленная правозащитником. Это стало началом годовой тяжбы. Не усомнившись ни разу в своей правоте, руководство клуба заказало независимую экспертизу. Заключение эксперта, в частности, гласило: "Крыльцо здания центра фитнеса соответствует проектным решениям и требованиям строительных норм". При этом ни слова о том, насколько грамотно эксплуатировалось. Только заключение экспертизы Елене Ермолаевой "забыли" выдать. Суд, куда было подано заявление, как только стало ясно, что фитнес-центр на мировое соглашение не идёт, заключение эксперта не принял и назначил свою экспертизу.
"Марлезонский балет" продолжался нескольких заседаний. На одном из них, как свидетель, выступила и я. Здесь тоже неоднократно выдвигалась теория, что Елена всё придумала, что сломала руку где-то в другом месте, а решила таким образом заработать. Чуть ли не мошенницей бедную женщину обзывали. И хотя вся территория перед зданием просматривается камерами видеонаблюдения, записи почему-то в качестве доказательства не были представлены. Хотя пострадавшая на этом настаивала, и не раз. Тут-то и понадобилась моя помощь, ведь я видела, как Лена упала. Но и меня адвокат противоположной стороны пыталась уличить во лжи, мол, "вас там не стояло". Подробно, чуть не до метра, уточняли, где находился мой автомобиль. И даже хотели затребовать распечатку звонков моего сотового телефона, чтобы убедиться по локации, что мобильный аппарат в указанное время был на прилегающей к клубу территории. В принципе, кто б против был. Но судья требование не поддержала, мотивировав, что это не уголовное дело, чтобы запрашивать персональные данные свидетеля.
Удивительное дело, как часто представители сферы услуг встают в позу и не хотят мирно договориться. А ведь практика утверждает, что в большинстве случаев суд занимает сторону клиента. Вполне логично: ну какой нормальный человек станет спорить с каким-либо учреждением, если не уверен в своей правоте? А, ну да, если он, конечно, не ставит целью выбить денег по-лёгкому.
Елена Ермолаева несколько раз заостряла внимание на том, что перед нижней ступенькой лестницы плитки лежат наклонно. В этом месте, когда поверхность обледенела, нога и соскользнула. Экспертиза, которую теперь уже назначил суд, этот факт подтвердила. Даже не буду предполагать, под давлением каких обстоятельств эксперт, нанятый руководителем фитнес-центра, поставил диагноз, что "пациент жив", если экспертиза, назначенная судом, заключила, что входная группа не соответствует строительным нормам и правилам содержания в определённые периоды календарного года. Эти несоответствия выражаются в том, что ступени разной высоты, нет противоскользящих ковриков, "конструкция ограждений не ограничивает возможность случайного падения с высоты, так как установлена в стороне от лестничного марша" - и это далеко не все нарушения. Вывод эксперта лаконичен: "Входная группа не соответствует требованиям безопасности зданий, сооружений, а именно: механической, пожарной безопасности и безопасности для пользователей, что создаёт угрозу жизни и здоровью граждан".
Позже прокуратура, куда пострадавшая написала заявление, выдала предписание государственному пожарному надзору. Инспекционная проверка выявила 11(!) несоответствий требованиям пожарной безопасности.
- Страшно как-то стало после такого известия, - говорит Елена. - Прямо вторая "Хромая лошадь" в городе! Жаль только, что специалисты управления архитектуры и градостроительства, куда "спустили" мою жалобу, написанную в Роспотребнадзор, подошли к этому случаю формально, прислали отписку, почему-то со ссылкой на первую экспертизу, не принятую судом. Не хотелось бы думать, что администрация города прикрывает таким образом некоторых предпринимателей…
Что ж, вернёмся к денежному вопросу. Если бы фитнес-центр предложил Елене Ермолаевой компенсировать досадный инцидент пусть даже полугодовым абонементом, то ему это обошлось бы в 19 200 рублей. И, главное, сохранились бы добрые отношения с постоянным клиентом. По решению суда руководство спортивного клуба выплатит истице 105 тысяч рублей.
Конечно, можно сказать, что это частный случай. Хотя, судя по экспертизам, от причинения вреда не застрахован никто, тем более что крыльцо центра по-прежнему в том же состоянии и никто пока не кинулся исправлять недостатки.
Мораль басни такова. Никто не застрахован от подобного несчастного случая. К сожалению, такова уж сфера услуг: чаще всего вам рады и улыбаются до тех пор, пока не затронуты материальные интересы предпринимателя. И в своём упорстве он подчас выходит за рамки разумной аргументации. За что и расплачивается.
Поэтому смотрите под ноги, да и по сторонам тоже. А видите недостатки - сообщайте в письменном виде, потому что устным словам у нас не верят, требуйте исправления. За свои права и безопасность боритесь до конца.