О состоянии криминальной обстановки в одном из крупнейших районов - Орджоникидзевском, о расследовании наиболее резонансных преступлений - интервью с руководителем межрайонного следственного отдела СУ СК по Челябинской области Сергеем Калининым.
- С начала года сотрудниками подразделения окончено производство по 64 уголовным делам, что на четыре дела больше, чем за аналогичный период прошлого года. В основном это убийства и дела, квалифицированные частью четвертой статьи 111 УК РФ "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего", а также изнасилования и насильственные действия сексуального характера. Кроме того, отдел занимался расследованием преступлений небольшой и средней тяжести, подследственных СК. В большинстве своем это дела, связанные с незаконным оборотом спиртосодержащей продукции - статья 238 УК РФ. К уголовной ответственности привлекли десять человек. Исследования изъятой денатурированной спиртовой жидкости выявили наличие отравляющих веществ. На днях в суд отправлено уголовное дело в отношении пенсионерки 1938 года рождения. Она длительное время занималась изготовлением спиртосодержащей продукции у себя дома, на улице Доменщиков. Женщина противодействовала проведению следственных действий, длительное время скрывалась, впоследствии не признавала вину. Пришлось проводить дополнительный обыск: в квартире изъяли десять пятилитровых бутылей с техническим спиртом и более полусотни пустых бутылок. Постоянные клиенты - люди девиантного поведения - создавали невыносимую обстановку в подъезде дома. Пожилая женщина продолжала совершать преступление, несмотря на то, что находилась под следствием. Поэтому пришлось жестко пресечь преступную деятельность пенсионерки.
- Какие уголовные дела вы бы отнесли к категории трудных?
- Морально и материально тяжелым можно назвать дело Фурсенко, убившего беременную жену. Для задержания преступника следователю Татьяне Замотохиной пришлось ехать в Хакасию.
Сложным было следствие по делу бывшего милиционера отдельного батальона ППС Калеева. В свое время он был в числе лучших сотрудников подразделения, обучался в юридическом институте. Во время несения службы встретил гражданина С. и для повышения служебных показателей доставил невиновного в райотдел, составил протокол об административном нарушении, обвинив в хулиганстве. На обоснованные требования гражданина отпустить стал издеваться, избивать. После жалобы потерпевшего Калеева взяли под стражу. Но после того как его коллеги дали ложные показания, был освобожден и находился под подпиской о невыезде. Он противодействовал следствию, в суде выдвигая необоснованные версии своей невиновности. Однако доказательной базы, собранной во время следствия, было достаточно, чтобы признать Калеева виновным. Суд приговорил его к реальному сроку лишения свободы.
Трудным было следствие по делу гражданина Д., который совершил убийство. По его словам, он в гневе убил наркомана якобы за то, что тот предложил ему уколоться. Как выяснилось, Д. сам наркоман со стажем.
Расследование усложнилось после приезда сестры обвиняемого, которая является подданной Англии. Наняв дорогого адвоката, она стала оказывать серьезное противодействие следствию: навещала свидетелей и очевидцев преступления. Желая склонить их к даче ложных показаний, предлагала медикаменты, деньги. Д. избрал активную защитную позицию, необоснованно обвинял следователей: якобы его избивали, вынуждая дать признательные показания. Сестра пыталась передать брату сотовый телефон в следственный изолятор, что запрещено законом. За это английскую подданную привлекли к административной ответственности. Несмотря на активное противодействие сестры, Д. признали виновным в убийстве, назначив наказание в виде девяти лет лишения свободы.
В этом году расследовали дело в отношении бывшего гражданина Казахстана, который обвинялся по нескольким статьям Уголовного кодекса. Его объявили в федеральный розыск, а спустя 12 лет задержали в Троицком районе. Преступления он совершил на территории сопредельного государства, а расследовать его деяния пришлось нам: он ухитрился получить российское гражданство. По сути, мы выполняли работу казахских коллег.
- Думаю, не ошибусь, предположив, что чаще всего приходится расследовать бытовые преступления…
- За последние два-три года следователи все чаще работают над делами, связанными с преступлениями против половой неприкосновенности. Сейчас в производстве находится резонансное дело в отношении гражданина К., который совершил насилие над малолетней падчерицей. За аналогичное преступление он девять лет провел за решеткой. После освобождения над ним не был установлен надзор: ни органы опеки, ни правоохранители не обеспокоились тем, что на их территории проживает потенциальный преступник. Сожительница знала, за что К. был осужден, но, видимо, не воспринимала угрозу серьезно.
Другой насильник - 15-летний К. - воспитанник детского дома. Он грабил девочек - отбирал сотовые телефоны, а затем совершал сексуальное насилие. Его жертвами стали малолетняя и несовершеннолетняя девочки.
Расследуется дело по факту изнасилования восьмилетней девочки, которое произошло на территории Правобережного района. Алкоголик, заманив ребенка игрушками, силой затащил в квартиру. Девочка вырвалась, выскочила на балкон, стала звать на помощь. Насильник вынужден был отпустить ребенка. Мать, узнав о преступлении, разыскала преступника и позвонила в полицию. Совместными усилиями педофила задержали. Он имеет жену и детей, на преступление пошел в хмельном угаре - неделю не просыхал.
Четыре эпизода вменяется насильнику, который заманивал в квартиру двух девочек-подростков и совершал развратные действия. Чтобы дети молчали, давал деньги.
- Два года назад ужесточили законы по статьям, защищающим половую неприкосновенность детей. Сейчас рассматривают законопроект, который еще более увеличит сроки по этим статьям. Похоже, эффект получаем обратный. Чем можно объяснить активность педофилов?
- В течение десяти лет моей работы в правоохранительной системе было всего два-три подобных преступления. Уголовные статьи, касающиеся сексуальных насилий в отношении малолетних, фактически были "нерабочими". За два последних года расследовали около десятка преступлений и каждый месяц выявляем новые. Подобная ситуация наблюдается и в других районах СК. Как правило, жертвами насильников становятся малолетние падчерицы сожительниц.
- Выходит, ужесточение наказания не останавливает преступников? Химическая кастрация, думаю, как мертвому припарка. Может, придать их имена гласности? Несколько месяцев назад в СМИ опубликовали список лиц и организаций, которые имеют отношение к терроризму и экстремистской деятельности. Мы не будем первопроходцами. Например, Англия обнародовала список своих педофилов.
- Эти дела находятся на специальном контроле и следственного комитета, и прокуратуры. Насильники понимают, что им грозит, но все же идут на преступления. По всей видимости, природа преступлений связана с физиологией.
Причину вижу в нескольких факторах: вольность нравов, ослабление института семьи, свободный Интернет с порносайтами. Как видим, ужесточением наказания проблему не решишь. Необходим комплекс мер по усилию социальных институтов и семьи. Что касается обнародования списка, думаю, он должен быть, но не в открытом доступе, а в правоохранительных, органах социальной опеки и попечительства, в медицинских и образовательных учреждениях. Только в этом случае можно эффективно предупреждать преступления против детей.