Тема наставничества всегда была актуальна на ММК. Лозунг «Люди – это ценность» – на первом плане, потому что каждый специалист, профессионал – на вес золота. Ставка – на молодых, перспективных, амбициозных. Сделать же из начинающих рабочих, только пришедших на производство, именно таких высококлассных сотрудников – задача непростая и очень важная.
Начальник листопрокатного цеха № 10 Андрей Федин помнит, как и он в юности прошёл школу наставника. И считает, что в этом деле важна система, когда молодого парня, по сути, берут за руку и ведут в профессию. Ведь теоретические знания, полученные в учебном заведении, – это лишь полдела. В 2003 году Андрей пришёл на комбинат нагревальщиком металла и был «прикреплён» к старшему коллеге. Поначалу работу давали не очень ответственную, но по мере понимания процесса производства доверяли задачи и посложней. Цель наставника, считает Андрей Федин, научить работать качественно, безопасно. И в этом плане огромное значение имеет практика во время учёбы: именно во время неё, уверен руководитель ЛПЦ-10, молодой человек решает, правилен ли его выбор. А помощь старшего коллеги станет благодатной почвой для того, чтобы «зерно проросло».
– Наставничество не должно быть формальным, – уверен директор по персоналу ПАО «ММК» Олег Парфилов. – Очень важно создать в коллективе комфортный микроклимат. Молодой работник, едва переступив порог комбината, должен понимать: ему здесь рады, всегда помогут, не будут «кормить» нравоучениями, а поделятся навыками и умениями бескорыстно, от души.
Леонид Герасимов отработал в дробильно-обжиговом цехе 42 года. Был обжигальщиком, бригадиром, мастером, старшим мастером, начальником смены. Вышел на пенсию – преподавал в школе шахматы. А потом его вновь пригласили в цех – инструктором. За время работы на комбинате Леонид овладел восемнадцатью профессиями, ему есть чем делиться с молодыми специалистами.
– Основная задача: адаптация молодого рабочего, – говорит Леонид Герасимов. – Считается, что за год он должен привыкнуть к процессу, но кто-то адаптируется быстрее, кто-то медленнее. Важно не только обрести определённые навыки, освоить модель поведения, точно выполнять задачи: нужно, чтобы человеку на производстве понравилось, чтобы он влился в коллектив. Я бы дал несколько советов, как себя вести молодому работнику, чтобы адаптация на производстве прошла успешно. Они универсальные, например: «Внимательно слушай, что говорят, не выпячивайся, не превозноси себя»… Когда новый человек приходит, к нему присматриваются: как он относится к окружающим, насколько быстро и правильно справляется, как старается, насколько физически развит. Но ведь и он сам присматривается к новому месту работы. Поэтому важно обозначить ему перспективы профессионального роста: как он может построить карьеру или переучиться на другую, возможно, финансово более интересную специальность. Кроме того, важно иметь и дополнительные точки соприкосновения: совместный досуг, занятия спортом. Нельзя человеку давать «зависнуть» на месте – иначе он теряет вкус к работе. Что бы ни говорили, деньги важны, но и здоровые амбиции, возможность реализации
никто не отменял.