А между тем в 25 записях на "Стене" сообщества имеются ограничения по возрасту и полу, а также предпочтения по социальному статусу и языку. Работодатели, воспользовавшиеся услугами интернет-сообщества по поиску кандидатов, о законе № 162, принятом 14 июня, не знали, а озвученные суммы штрафа никого не смутили. Однако многие из них объяснили, что предпочтения или ограничения в поданных вакансиях не являются архиважными. То есть, совсем не значит, что если, к примеру, требуется девушка до 25 лет, то какой-нибудь сорокалетний мужчина не сможет получить вакантное место. В конечном итоге всё зависит от самого кандидата. Как говорится, было бы желание, а возможность изыщется.
Меньшинство, однако, настаивало, что принятый закон, мягко говоря, "не к месту". Так, один из работодателей, выказавший предпочтение в описании вакансии по языку, объяснил, что раз уж мы живём в России, вполне естественно, что каждый гражданин должен в совершенстве владеть родной речью - как письменной, так и устной. Иммигрантам же, получившим гражданство, в меру сил и возможностей необходимо стремиться к совершенству. А касаемо бизнеса, чем лучше сотрудник компании владеет языком, тем больше составляет процент заключённых сделок и продаж - такова, по словам работодателя с филологическими наклонностями, европейская практика ведения дела. Правда, о том, что при найме сотрудников в странах Европы, как правило, не акцентируют внимание на их уровне владения языком, а ежемесячно выделяют энное количество средств на обучение работников, магнитогорский бизнесмен ни словом не обмолвился. Из 25 работодателей ни один не смог припомнить случая, чтобы кто-либо из кандидатов, приходивших на собеседования и получивших отказ, не связанный с их профессиональными качествами, обращался с жалобами в суд.
- Статьей 64 Трудового кодекса запрещается необоснованный отказ заключения трудового договора, - говорит начальник магнитогорского отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ Андрей Петров. - По требованию лица, которому было отказано в вакансии, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ заключения трудового договора может быть обжалован в суде. И уже в судебном порядке будут отслеживаться ограничения, носящие дискриминационный характер: пол, возраст, цвет кожи, национальность... Также, в соответствии с Гражданским кодексом, в судебном порядке могут быть возмещены моральные и материальные убытки, полученные при незаконном отказе. Однако здесь необходимо учесть, что даже если работодатель сообщит причину отказа, в 99,9 процента случаев все будет прописано на законных основаниях - ставка заполнена, недостаточная квалификация и так далее. Уверен, такого работодателя, который укажет истинную причину неудовлетворенности кандидатом, не найти.
- Так что же делать, например, молодому парню, которому отказали, потому что в компании предпочтение отдаётся женщинам, но в официальном запросе указанно, что у него недостаточная квалификация?
- По большому счету, единственный совет - поднимать квалификацию и в следующий раз впечатлить отказавшего работодателя своим трудовым опытом, чтобы его половая принадлежность не стала причиной продолжения безработного существования. Или, если человек уверен в своих силах, необходимо встречаться с руководством компании и уже там, а не в отделе кадров, проходить собеседование. Вот только надо учесть, что у работодателя есть право выбора. Каждый руководитель, особенно в сфере частного бизнеса, имеет свои представления, какая ему нужна команда. Само собой разумеется, что компания должна учитывать трудовое законодательство той страны, в которой она функционирует. Но в жизни всё сложнее. Да, статьи Трудового кодекса РФ прописаны красиво и правильно, но и работодатели - тоже "грамотные" люди, и доказать, что их действия носили дискриминационный характер, очень сложно. Хотя в судебной практике прецеденты были...
Специалисты центра занятости населения советуют брать с собой на собеседование цифровой диктофон, с помощью которого впоследствии можно будет привлечь "слишком избирательного" работодателя к ответственности. Однако, как оказалось, справедливость не нужна самим кандидатам. Ни один из опрошенных людей, стоящих на учёте в центре занятости, не изъявил желание тратить своё время на судебные тяжбы. Нашелся мужчина, почти согласившийся, что уличать работодателей в отказах от места, носящих дискриминационный характер, необходимо. Но узнав, что диктофон ему никто не выдаст, а на приобретение пойдут личные средства, сказал, что легче поискать работу в другом месте. Да и надо сказать, что диктофонные записи редко признаются судом в качестве улик в пользу истца - очень много здесь всяких нюансов.
Таким образом, красиво прописанные статьи Трудового кодекса РФ фактически не жизнеспособны. Законодательство остро нуждается в переработке своих положений в соответствии с реалиями. А до тех пор кандидатам только и остаётся бегать по собеседованиям да "где-нибудь" повышать квалификацию. Зачастую не для того, чтобы осуществить свою мечту, а чтобы найти хоть какую-нибудь работу.