Мздоимство и коррупция в последние годы приняли ужасающие размеры.
Вертикаль мздоимства
На сайте МВД приведены следующие цифры: в прошлом году выявлено 428,8 тысяч преступлений экономической направленности, их удельный вес в общих показателях более 14 процентов. Материальный ущерб достиг 1075,7 млрд. рублей. Астрономическая сумма, но показатели на 4,5 процента ниже, чем год назад. Вероятно, возымели действие коррупционные скандалы двухгодичной давности, которые прокатились по всем коридорам власти: МВД, ФСБ, таможня, министерство здравоохранения, Пенсионный фонд.
Коррупцию, как явление, изучают специалисты российского центра антикоррупционных исследований и инициатив "Транспаренси Интернешнл". По их подсчетам сумма взяток достигает 350 миллиардов рублей. Чтобы эффективно бороться со злом, необходимо знать врага, и центр выстроил своеобразную вертикаль мздоимства. На самом верху - федеральные чиновники, на ступень ниже - госслужащие, обирающие бизнесменов. Маленькие фирмы безропотно платят взятки пожарным, санитарным инспекторам, землемерам...
К низовому уровню вертикали относят бытовой коррупционный слой. К подношениям в детском саду, школе, вузе, больнице, муниципалитете, ГАИ настолько привыкли, что иногда сложно понять, кто инициатор - берущий или дающий.
Ученые называют это явление "взятка-комфорт". Это когда вокруг атмосфера добра: все знают, кому сколько надо дать, чтобы жизнь была без сложностей. Победить это явление с помощью уголовных репрессий можно лишь в том случае, если взятка-комфорт будет сведена к минимуму. Так считает подполковник милиции начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД Магнитогорска Игорь Кувшинов. Он уверен, в рамках короткого интервью невозможно рассказать о столь глобальном явлении, как коррупция, разве что в научном труде изложить.
За 13 лет борьбы с экономическими преступлениями Игорь Сергеевич изучил явление настолько, что предложил свою систематизацию: разделил преступления на три условных блока. К первому причислил фальшивомонетчиков, изготовителей кредитных и пластиковых карт: и сбытчиков, и производителей. Сюда же входят преступные сообщества, предметом вожделения которых являются банки, крупные промышленные предприятия. Жуликов привлекает их внушительное имущество, которое толком не учитывают и не контролируют. К преступлениям готовятся загодя, совершают сознательно и в течение продолжительного времени. Преступные плоды приносят неплохой доход.
Ко второму блоку Игорь Сергеевич причисляет ситуационные экономические злодеяния, например, мошенничество: "Самый простой способ - попросить в долг, без намерения возвратить или исполнить обязательство". Сотрудники отдела БЭП задержали мошенника, который с 1996 года кидал предпринимателей. Брал продукты якобы на реализацию, сбывал в торговых точках по бросовым ценам, не думая расплачиваться с поставщиками. Жил мошенник припеваючи: менял машины, квартиры.
Другая схема преступлений - невозврат долга. Допустим, задолжал некий господин энную сумму опасному кредитору, который может спалить машину, квартиру или ребенка похитить. От греха подальше господин ищет не столь решительного кредитора, как правило, среди знакомых, которые не подпалят и не убьют. Агрессивному долг возвращает, порядочный остается с носом.
Вариантов жульничества - миллион. Доказывая "популярность" этой категории преступлений, Игорь Сергеевич процитировал "Манифест" К. Маркса: "Никакое человеческое чувство: ни любовь, ни дружба, ни религия, не устоят перед властью чистогана". Марксову теорию доказывает список потерпевших: друзья, соседи, родственники, больная старушка…
Третью категорию составляют коррупционные преступления: случаи, когда должностное лицо извлекает выгоду, используя служебное положение. Классический пример - услуга за мзду. В качестве иллюстрации Игорь Сергеевич вспомнил прошлогоднее уголовное дело в отношении должностного лица. Студенты заочного отделения государственного вуза за деньги получали справки, в которых значилось, что они обучаются на очном. Выгода обоюдная: молодежь освобождалась от призыва в армейские ряды, у преподавателей возрастала нагрузка, а, следовательно, и зарплата.
Мертвые души
Не перестают плодиться в учебных заведениях мертвые души. "Редко встретишь образовательное учреждение, в котором не были бы оформлены все или почти все родственники руководителя: и близкие, и дальние, - возмущается Игорь Сергеевич. - В семейственности нет ничего противозаконного, если родня действительно честно трудится. Недавно разбирались с ситуацией, которая пока не получила правового основания. Молодой человек умудрился быть оформленным в нескольких учебных заведениях. Одним руководил его отец, другие возглавляли друзья родителя. Согласно документам и трудовому законодательству, он должен был работать 24 часа в сутки, не считая фактического места работы - предпринимательской деятельности в офисе его жены. "Если человек приходит в школу на час, почему в табеле ему ставят восемь? - негодует Игорь Кувшинов - Чем руководствуются? Распоряжением: заплатите моему сыну за восемь, подпись - папа? Я уж не говорю о психически больных племянницах, которые числятся в вахтерах".
Недавно направили в суд дело в отношении руководителя одного из лечебных учреждений. Во время обыска у него изъяли шесть пластиковых карточек на мертвых душ. Руководитель исправно получал зарплату за лжеподчиненных… "Масштабы подобной противоправной деятельности во много раз превышают размеры взяточничества. И гораздо опаснее, - считает Игорь Сергеевич. - В учебных заведениях отмечен очередной виток коррупции. Мы считали, что наши меры, предпринятые несколько лет назад, снизили накал, однако сегодня наблюдаем троекратный рост этих преступлений. Если в прошлом году в сфере образования выявлено семь взяток, то за три месяца - уже около 50".
Приговор по одному из вузовских дел суд Ленинского района вынес в мае. В прошлом году доцент А. за деньги вносил в ведомости и зачетные книжки заведомо ложные сведения о сдаче зачета или экзамена. Приговорили доцента к двум годам лишения свободы условно с таким же испытательным сроком, назначив 20-тысячный штраф.
"Почему студенты дают взятку преподавателям? - риторически восклицает Игорь Кувшинов. - В половине случаев ответ: студенты уговорили. Правда, есть исключения. Вспоминаю недавний случай, когда студент честно признался: он выкрал у преподавателя ответы на вопросы, списал, рассказал, но все равно не получил зачет, пока не заплатил".
Все примеры лишь доказывают убеждение подполковника Кувшинова: коррупция востребована обществом. Взять того же преступника. Он молит бога, чтобы милиционер оказался мздоимцем и принял "взятку-комфорт".
Уголовное дело, рассмотренное судом Орджоникидзевского района, иллюстрирует сей постулат. Сотрудники ДПС остановили водителя "ГАЗ-33021" за нарушение ПДД: не пропустил пешехода на зебре. Инспектор пригласил нарушителя в патрульную машину для составления протокола. Гражданин М. уговаривал решить дело миром: предложил деньги. Инспектор предупредил, что действия М. будут расценены как дача взятки должностному лицу, за что грозит уголовная ответственность. Водитель предупреждению не внял. Пока он бегал к своей "Волге" за деньгами, инспектор сообщил об инциденте в дежурную часть. Попутно выяснил, что у гражданина М. нет водительских прав. Вернулся водитель с пятисоткой в руке, протянул деньги инспектору. Тот вновь процитировал Уголовный кодекс. Однако гражданин все же попытался всучить деньги. Когда попытка не удалась, кинул 500 рублей на коврик автомашины.
В этот момент подошли сотрудники БЭП с двумя понятыми, изъяли вещественные доказательства, задержали взяткодателя. Водитель М. вину признал и раскаялся. Орджоникидзевский суд приговорил его к трем месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. Жестоко, если учесть тенденцию гуманизации наказания? В прошлом году за попытку дать инспектору ДПС взятку в размере 100 рублей суд приговорил водителя маршрутного такси к 100 тысячам рублей штрафа. Рискнут ли эти двое в будущем решать проблемы с помощью "взятки-комфорта"?
Сингапурский пример
Говоря о деятельности родного подразделения, подполковник Игорь Кувшинов отошел от традиционных показателей качества работы. Это когда последующие обязательно должны быть выше предыдущих. Рациональность и логика диктуют иную планку измерений: количество выявленных преступлений конкретного подразделения в сравнении со средними российскими показателями. За три месяца на каждого магнитогорского оперативника приходится больше 7,5 выявленных преступлений - почти вдвое больше, чем по стране: 4,5. Если оценивать коррупционные преступления, то один среднероссийский сотрудник БЭП раскрывает менее одного преступления в квартал, тогда как в Магнитке по итогам квартала результативность в несколько раз выше. Например, по взяткам - в 10 раз.
Подразделение БЭП УВД Магнитогорска и районные отделы работают много результативнее, и по иным показателям опережают столичные. В прошлом году выявлено более 800 преступлений экономической направленности, за три месяца - более 300. По мнению подполковника Кувшинова, нельзя сбрасывать со счетов оперативное везение, случай, однако все же успех определяют организационные моменты.
Своих подчиненных Игорь Сергеевич характеризует как энтузиастов, профессионалов: "Как преподаватель юридической специальности в техническом университете, я горжусь, что несколько моих выпускников работают в районных подразделениях. В работе они успешны, имеют высокие результаты".
Возвращаясь к классификации экономических преступлений, спросила Игоря Сергеевича: какие из них характерны для Магнитки и победить ли нам коррупцию в обозримом будущем? "В городе представлен весь спектр преступлений. Граждане могут бороться с коррупцией только в одной форме: стойко и последовательно быть в качестве потерпевших", - объяснил подполковник Кувшинов.
Позволю себе привести пример борьбы с коррупцией, которая практикуется в Сингапуре. Чиновники этой страны уже в течение полувека ежегодно декларируют свое имущество и доли в компаниях, которые принадлежат им, их детям и женам. Если бюро докажет взятку, то виновника или посадят, или оштрафуют: пять лет тюрьмы или 100000 долларов. В настоящее время Сингапур занимает пятое место в рейтинге всех стран по уровню коррупции: чем выше позиция, тем меньше берут взяток. И никаких там высоких речей о необходимости объявить войну коррупции.
Автор благодарит суд Ленинского района и Орджоникидзевский межрайонный отдел СК СУ при прокуратуре РФ по Челябинской области за предоставленные материалы.