"Встать, суд идет!" В федеральном суде Ленинского района города Магнитогорска закончилось рассмотрение дела по обвинению бывшего главного бухгалтера Магнитогорского главпочтамта Натальи Бакулиной в совершении особо тяжкого преступления - в хищении денежных средств в особо крупном размере - 3 миллиона 58 тысяч рублей - по статьям 160 ч. 4 и 174 ч. 1 УК РФ путем присвоения или растраты и легализации денежных средств.
Статьи довольно серьезные. Статья 160 ч. 4 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Статья 174 ч. 1 предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
И вот судья голосом Левитана оглашает приговор. Присутствующие в зале судебного заседания буквально замерли в ожидании сурового решения, подсудимая Наталья Бакулина скоренько перекрестилась и прикрыла глаза, ничего хорошего не ожидая: особая тяжесть преступления усугублялась отягчающими вину обстоятельствами, так как подсудимая, несмотря на неопровержимые улики, не раскаялась в содеянном, не признала вину и, к тому же, не возместила причиненный ущерб, то есть, похищенные деньги, как говорится в народе, "плакали". Но у судьи на сей счет было собственное мнение, суд приговорил Наталью Бакулину к пяти годам лишения свободы… условно с трехгодичным испытательным сроком.
По окончании оглашения приговора аплодисментов не было. На лицах адвокатов, подсудимой и ее группы поддержки засияли улыбки, раздались поздравления, брызнули слезы радости. Кажется, все они не верили в столь благополучное завершение процесса. А может, верили, надеясь на чудо. Ведь какие тучи сгустились, все ждали, казалось бы, неминуемого громового раската. А тут вдруг все рассеялось и засияло солнце.
В "стане" потерпевшей стороны - недоумение: как такое могло произойти? Что это за суд? Что это за наказание? И где, наконец, наши деньги? Не сон ли это?
Нет, не сон, а самая что ни на есть действительность. Думаю, что и наше ближайшее будущее, так как суды не только на этом примере, но и на многих других показывают, что за совершение тяжких экономических преступлений реальное лишение свободы носит редкий, исключительный характер. По крайней мере я уже и не помню, чтобы по таким преступлениям применялись санкции, связанные с лишением свободы. Невольно напрашивается вопрос: "А вор ли тот, который у государства спер?" Из последней судебной практики так и выходит, что у государства можно воровать миллионами и при этом похищенное не возвращать. И давно уже не актуален постулат киносыщика Глеба Жеглова, что вор должен сидеть в тюрьме. Не слишком ли комфортные, вольготные условия общество руками судей создает ворам? Не кажется ли вам, господа судьи, что подобные мягкие приговоры, выходящие за рамки санкций статей УК РФ, как мы говорим, "ниже низшего предела", не только не способствуют профилактике преступлений, но и провоцируют преступников на совершение новых хищений? А как же? Ведь преступник уже знает, что за хищение миллионов рублей ему тюрьма не грозит, а "пожурят" условным наказанием. Кому это выгодно - государству? обществу? И странно, что такие приговоры "рождаются", когда государство объявило борьбу с коррупцией, и в условиях тяжелейшего финансово-экономического кризиса, когда вся созидающая Россия подтянула ремни, включила строжайший режим экономии.
И как тут не вспомнить недавний диаметрально противоположный пример, мягко говоря, удививший общественность, когда один из судов Челябинской области осудил за браконьерство на водоеме мужчину, в одиночку воспитывающего семерых малолетних детей. Он был арестован и по приговору лишен свободы как "расхититель государственного добра". А "цена-то вопроса" - семь карасей, которыми отец решил побаловать детей. И, к тому же, "признал вину, раскаялся в содеянном", сказав, что отныне к озеру - ни ногой. То есть, все признаки смягчающих вину обстоятельств.
Вот и выходит, что некоторые судьи при рассмотрении дел руководствуются, как говорится, двойными стандартами, укрепляя народную молву, гласящую, что в зоны отправляются те, кто попался на мелочевке, а крупные воротилы-расхитители отделываются легким испугом. А разве не обидно тем, кто по роду службы призван бороться с преступностью и чья работа часто идет насмарку? Для раскрытия крупного хищения, совершенного Натальей Бакулиной, были привлечены лучшие специалисты, сотрудники следственного и оперативного аппаратов - старший следователь по УВД г. Магнитогорска майор милиции Татьяна Волынцева и старший оперуполномоченный ОБЭП ОВД по Ленинскому району капитан милиции Кирилл Черепенькин, которые, проявив большой профессионализм, принципиальность и настойчивость, распутали тщательно продуманное хитросплетение преступной паутины. Для этого им пришлось работать не только в Магнитогорске, но и выезжать в другие города, работать с банками, перелопачивать множество документов, проводить экспертизы. Механизм хищения денежных средств Натальей Бакулиной заключался в следующем: в силу своего должностного положения она имела доступ к распоряжению денежными средствами Магнитогорского почтамта и возможность использовать систему "Клиент-банк" при осуществлении банковских операций. И это свое "умение" Наталья Владимировна использовала отнюдь не в интересах почтамта, а в своих корыстных целях. Умея работать в программах "1С: бухгалтерия" и "Клиент-банк", Наталья Бакулина разработала схему хищений. На основании сформированных ею фиктивных платежных поручений по договорам, которые на самом деле Магнитогорский почтамт не заключал, перечисляла деньги на счета сторонних фирм, а затем обналичивала их через лиц, которых умышленно не ставила в известность об истинном происхождении этих денег. А для сокрытия растраты формировала бухгалтерский отчет не на основе данных программы "Банк-клиент", а по составленным ею фиктивным документам. Для осуществления преступных замыслов она подыскивала фирмы, через счета которых обналичивала денежные средства, а затем "живые" деньги ей передавались в условленных местах. Таким образом через счета ТД "Каскад", ООО "Уралагротранс", ООО "Строительная компания "Магистраль" и ООО "Еврострой" и были "отмыты" похищенные Натальей Бакулиной 3 миллиона 58 тысяч 655 рублей. А далее Наталья Бакулина приняла меры по легализации украденных денег, то есть, с целью сокрытия сведений о происхождении этих денежных средств и введения их в легальный экономический оборот она осуществила финансовые операции по снятию этих денежных средств со счетов упомянутых фирм, то есть, совершила преступление по ст. 174 ч. 1 УК РФ.
Небезынтересно, что уже при первом приглашении Натальи Бакулиной к следователю она открыто заявила: "Расследуйте, доказывайте, но вы меня не посадите". Откуда такая уверенность? Кем или чем она была подкреплена? Кто вселил такую уверенность Наталье Бакулиной, кто стоял за ней - ловкие адвокаты, боги, черная магия или кто другой? Это осталось для следствия загадкой. Как и то, куда "уплыли" похищенные миллионы. Вот так и работаем, живем-можем…