В 2018 году собственники жилых помещений получили возможность заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. По сути, это введение института персональной ответственности потребителей и поставщиков ресурсов друг перед другом в сфере ЖКХ.
- В рамках прежней схемы, действующей до прямых договоров, ресурсоснабжающие организации города - Теплофикация и Водоканал - недополучили с потребителей около 438 миллионов рублей, - рассказал исполняющий обязанности заместителя директора по реализации тепловой энергии МП трест "Теплофикация" Станислав Чернышев. - С 1 июня ряд управляющих компаний Магнитогорска перешли на прямые договоры - УК "ЖЭУ г. Магнитогорска", "Мой дом", "Выбор" и другие. С 1 августа переходят ещё две - УК "Домоуправ" и "Домоуправ-М". Надеемся, что эти меры помогут стабилизировать работу по пополнению бюджета ресурсоснабжающих организаций за предоставленные услуги.
Тем не менее специалисты ресурсо-снабжающих организаций и ЕРКЦ заявляют о том, что столкнулись с рядом проблем, связанных с индивидуальными приборами учёта.
- Исходя из данных, предоставленных управляющими компаниями, в жилом секторе много водомеров с истёкших сроком действия, - объяснил директор МП "ЕРКЦ" Александр Леднёв. - То есть приборы требуют либо поверки, либо замены. По постановлению
№ 354, подобные приборы считаются вышедшими из строя, нерабочими. В зависимости от марки счётчика, поверочный интервал может быть четыре года или шесть лет. Если не произведена поверка или замена, начисления на лицевой счёт идут по среднему нормативу: на одного проживающего четыре кубических метра горячей и пять кубических метров холодной воды. Практика показывает, что среднестатистическая семья тратит в разы меньше.
Переход управляющих компаний на прямые договоры продолжается. И жителям этих "переходных" УК стоит обратить внимание на срок эксплуатации счётчиков. У собственников, которым начисления делает Единый расчётно-кассовый центр, таких проблем нет, поскольку информация по их приборам учёта в центре есть. О приближении даты поверки жильцам сообщают заблаговременно, как правило, за три месяца.
Почему проблема вскрылась именно с переходом на прямые договоры? Раньше управляющая компания по количеству использованного ресурса рассчитывалась с поставщиками, соответственно, рассчитывала распределение по жителям. Теперь общедомовой прибор из расчёта фактически уходит, а показания будут браться с индивидуальных приборов. Переход на прямые договоры подразумевает усложнение именно этой работы. То есть если раньше был один прибор на дом, то теперь их в каждой квартире минимум два, а при наличии двух стояков и четыре. И немало случаев, когда управляющая компания упустила срок поверки прибора, вовремя не напомнила жильцам о необходимости поверки или замены. К сожалению, у ресурсоснабжающих организаций есть вопросы к ведению учёта в некоторых управляющих компаниях. Но ответственность за правильную эксплуатацию тем не менее лежит на собственниках. Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности.
- Дату окончания срока службы прибора можно найти в паспорте прибора или на лицевой стороне самого счётчика, - рассказала начальник службы учёта и реализации воды МП трест "Водоканал" Наталья Зверева. - Если не нашли документы, на экране счётчика можно под циферблатом посмотреть дату изготовления. Последняя дата квартала и будет окончанием межповерочного интервала.
Специалисты ресурсоснабжающих организаций провели совещание с представителями управляющих компаний. Им объяснили ошибки, которые допускаются в процессе учёта, обратили внимание на адреса, где вышли из строя приборы. На базе ЕРКЦ проводится обучение.
Кроме того, для удобства горожан ЕРКЦ прорабатывает личный кабинет потребителя. В ближайшее время он заработает, и передать показания водомеров можно будет через него. А в перспективе и через мобильное приложение, разработка которого также ведётся. При этом специалисты центра обещают сохранить и привычные способы передачи показаний, чтобы не ущемлять права тех, кому делать это через Интернет неудобно.