В сфере услуг на первом месте остаются нарушения в сфере ЖКХ. Но произошло смещение акцента жалоб: раньше граждане возмущались такими нарушениями, как непредоставление управляющими компаниями информации об их деятельности и статей расходов, на отказ в возмещении ущерба или убытков. В последнее время недовольство сместилось в сторону несовершенства жилищного законодательства. К примеру, много обращений связано с пресловутым начислением оплаты за общедомовые нужды, за пользование лифтом жильцами нижних этажей, отсутствием понятных стандартов содержания и обслуживания жилфонда, неэффективной работой контрольно-надзорных органов, непрозрачностью отчётности УК по текущим и капитальным ремонтам.
- Активность и правовая грамотность населения повышаются, - констатирует председатель правления общественной организации "Объединение защиты прав потребителей" Владимир Зяблицев. - Эффективно работают КТОСы, создаются советы домов, активно проявляют себя старшие многоквартирных домов, хотя их статус законодательно не определён. Наметился процесс выстраивания диалога собственников квартир с управляющими компаниями.
Такой тенденции немало способствовали многочисленные тематические семинары, просвещающие общественность в вопросах жилищного законодательства. Их за последние два года в Магнитогорске в рамках партийной программы "Единой России" "Управдом" состоялось немало. Январский - последний по времени, прошедший в городской администрации - собрал настоящий аншлаг.
По словам Владимира Ивановича, магнитогорцев заботит неэффективная работа УК в сфере энергосбережения. Хотя есть примеры, когда инициативные собственники, скорректировав систему водоснабжения, более чем вдвое сокращали расход общедомовых нужд многоквартирного дома. Подобными делами должны заниматься управляющие компании, предлагая собственникам механизмы экономии ресурсов. Но пока таких инициатив крайне мало.
В сфере торговли чаще всего нарушается законодательство при реализации непродовольственных товаров. Несколько лет назад доминировали вопросы качества. Теперь нередки случаи, когда потребителю в момент покупки предоставляют неверную информацию, ущемляют в правах при совершении сделки, навязывают программы дополнительного сервиса.
- Бизнес старается выстроить барьеры, отказать потребителю в реализации его прав, - поясняет Владимир Зяблицев. - Нередко лукавит реклама, обещающая скидки, которых на самом деле нет. Был случай, когда слабовидящая пенсионерка приобрела холодильник стоимостью гораздо выше рыночной. И ушла из магазина, купив агрегат в рассрочку, в полной уверенности, что выиграла от баснословной скидки - потому что первый платёж был незначителен. Добиться справедливости не удалось, так как договор купли-продажи оказался оформлен грамотно.
Юристы советуют: не стоит безоговорочно доверять рекламе. Рынок насыщен товарами, есть резон изучить предложения разных продавцов, сравнить их и совершить осознанный выбор.
В прошлом году в ОЗПП зарегистрировали значительное увеличение жалоб потребителей при покупке мебели. Причём тенденция такова: если потребитель старается отстоять свои права в одиночку, то чаще всего проигрывает. Специалисты советуют обращаться за консультациями в общественные организации, Роспотребнадзор, к платным юристам.
Тревожная тенденция: по словам Владимира Зяблицева, нападки на закон "О защите прав потребителей", с целью его корректировок с пользу торговли, продолжаются. Нередко звучат предложения вообще исключить возможность гражданского контроля на потребительском рынке. Позиция общественников категорична: необходимо сохранить законодательную базу и добиваться улучшения качества и прозрачности услуг в жилищно-коммунальной сфере.
- Успехи есть: отсрочено введение социальной нормы потребления электроэнергии. Правительство установило минимальный перечень обязательных работ для управляющих организаций по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, - констатирует Владимир Зяблицев. - Раньше приходилось в суде доказывать, что ряд этих работ коммунальщики выполнять обязаны. Пока в сфере ЖКХ тенденция такова: идёт процесс накапливания проблем, затем - их озвучивание и только после - реакция власти. В сфере защиты прав потребителей необходима координация деятельности всех органов и организаций, действующих на этом поле. Её отсутствие создает ряд проблем, прежде всего - для потребителей товаров и услуг.
В качестве ожиданий в новом году в ОЗПП называют давно назревшую необходимость введения штрафов для владельцев торговых организаций за отказ в добровольном урегулировании законных требований потребителей. Эта норма стала бы действенным рычагом защиты граждан от недобросовестных продавцов.