Зрители, пришедшие в парк Притяжение, увидели 22 дефиле от 14 дизайнеров из Москвы и Санкт-Петербурга, Магнитогорска и Челябинска, Екатеринбурга и Уфы, Сибая и Киргизии. Правда, Марат Адылбеков из Бишкека приехать в Магнитогорск на фестиваль моды не смог, и жюри пришлось оценивать его коллекцию дистанционно, но иностранный участник состязания получил вполне реальную путёвку на обучение модному мастерству в Москве.
В том и прелесть магнитогорского «Половодья», состоявшегося в нашем городе в 24-й раз: дизайнеры получают не грамоты-медали, а реальную стажировку и даже контракты с именитыми модными домами и фабриками страны и мира. И, как отмечают затем организаторы конкурса, отслеживающие своих фестивальных «птенцов» в развитии, после обучения под присмотром профессионалов молодые модельеры буквально преображаются, выходя на новые рубежи. Так, к примеру, произошло с челябинцем, известнейшим сегодня в стране дизайнером Ярославом Заикиным, сохраняющим верность «Половодью» с тех самых пор, как впервые принял в нём участие, а потом и победил.
– Это было, кажется, в 2012 году, когда я победил на «Половодье», – рассказывает Ярослав, которого одна из «родительниц» «Половодья» Лия Кинибаева называет не иначе как «откутюрным дизайнером в нише прет-а-порте», с таким тщанием он относится как к дизайну своих моделей, так и качеству материалов и аккуратности пошива. – Тогда я был новичком в мире моды, но «Половодье», конечно, придало динамики моему развитию, поскольку за победу я получил замечательную стажировку в Москве, меня привели в мир профессиональной моды, и эта «насмотренность» и практический опыт помогли, вернувшись в Челябинск, открыть своё ателье и создать бренд «Ярослав Заикин».
С тех самых пор Ярослав – постоянный гость на фестивале в Магнитогорске, причём не только оценивает участников в качестве члена или председателя жюри, но обязательно открывает «Половодье» новыми коллекциями, созданными специально для мероприятия. В этот раз, к примеру, – из переработанного трикотажа. То есть после отшива очередного заказа от крупного маркетплейса оставшиеся от материала отрезы грамотно скомбинировал в нарядах, эффектно «спрятав» соединительные швы в разрезе юбки или складке брюк, в сочетании цветовых полос, а иногда и открыто составляя модель из небольших кусков материи практически в стиле пэчворк.
– За более чем десять лет изменились жизнь, мир и, разумеется, «Половодье», – рассуждает Ярослав. – Более выпуклые тренды, яркая стилизация…
Несколько сезонов на пике держится оверсайз, конструктивный и колористический минимализм – простые формы, локальные цвета или сочетание не более двух-трёх из них.
Есть и обратная сторона – нарочито цветастый кич, который многими подаётся очень креативно и грамотно. Зачем дизайнерам нужно соответствовать трендам? Отвечу просто: потому что мода серьёзного уровня – это всё-таки история про бизнес, спрос и предложение.
Традиционный взрыв сиренево-лиловой нежности от Лины Палей сопровождался новыми, не совсем привычными в творчестве дизайнера из Магнитогорска формами. Остальные модельеры предпочли действительно локальные цвета, особенно в чести в этом году пастель, чёрный и белый. В белом, к примеру, представила молодёжную коллекцию Екатерина Балаева – челябинский дизайнер, она уже год как уехала жить и работать в Москву, возглавила детский театр моды и, обожая «Половодье», мечтает привезти на очередной фестиваль своих воспитанников.
– «Половодье» – один из моих любимых фестивалей, – признаётся Катя. – Душевная и творческая атмосфера, свойственная ему, взаимопомощь молодых и опытных дизайнеров – это очень круто.
В трёх цветах – чёрном, белом и бежевом – состоялась коллекция платьев Ларисы Чурашовой: дизайнер из Сибая, она также руководит коллективом детской моды и 12 лет ежегодно участвует в «Половодье». В этот раз привезла платья собственной ручной вязки – изготовленные крючком и спицами чуть больше чем за месяц, они дополнены такими же шлемами из вязаной сетки. Такие скифские мотивы были навеяны модельеру эпической музыкой «Непокорённый дух», в честь которой Лариса и назвала свою коллекцию. Кстати, она и оказалась победительницей фестиваля – но об этом чуть позже.
Многих привлекла коллекция «Твои фантазии» от брэнда «Да!» Анастасии Куричевой и Натальи Синебрюховой.
Актуальный тренд – ручная роспись по тканям, создание крутых ярких и дерзких рисунков и надписей на всём – от кожаных курток до футболок и даже джинсов.
Девочки – дебютантки фестиваля, как и многие участники – к примеру, Лилия Рустамова, представившая коллекцию мусульманских нарядов.
– Я мечтала открыть свадебный салон для мусульманских женщин, а потом поняла, что для нашего региона, в котором много татар, башкир, казахов и других представителей исламского мира, могу творить сама – и создала коллекцию традиционных нарядов или платьев для никаха – мусульманского бракосочетания, – говорит дизайнер. – Минимализм и строгие формы делают платья современными и при этом соблюдают все рамки закрытости женского тела.
Представляли коллекции на подиуме 130 моделей, которых причёсывала и мейкапила команда Веры Лихобабы – с «Половодьем» она уже с 2009 года и главной эволюцией образа модели считает переход от причёсок под каждую коллекцию до полной идентичности: волос, чтобы не мешал, – в высокий хвост, лицо – почти без макияжа, но свежее и ухоженное. И команде имиджмейкеров легче, и соответствует профессиональным тенденциям, требующим главного внимания – к представляемой одежде, а не яркости образа модели. Возглавила судейскую коллегию в этом году прославленная наша землячка Ксения Герц, стажировка и обучение у которой и стали главной наградой «Половодья–2023», она, напомню, досталась Ларисе Чурашовой за её вязаную фолк-коллекцию. Чем «взяла» жюри? Отвечает организатор фестиваля Елена Каленникова:
– Как видите, главной особенностью нынешнего «Половодья» стало возвращение на уличный подиум. Начиналось «Половодье» у фонтана возле городской администрации, в мероприятии было много перформанса, абстракции и дизайнерского хулиганства… Чтобы не зависеть от погоды, в своё время мы перенесли фестиваль под крышу, на профессиональный «язык», тем самым поставив его в чёткие рамки подобных мероприятий: случайных зрителей практически нет, поэтому всё превратилось в историю только про моду, бизнес – нет элементов шоу, коллекции сразу поступают в шоурум и раскупаются желающими. Это было прекрасно, но – мы соскучились по открытым показам, перформансу, сотням зрителей. Тем более в городе появилось такое знаковое и крутое место, как парк Притяжение, вместе с которым постараемся воссоздать масштаб, когда-то присущий «Половодью». А когда откроется надводная сцена, на которую, скажу честно, мы очень «облизываемся», мы вернёмся к истокам – модному фестивалю на воде и буйству творчества. И сегодня этому стремлению максимально соответствовала именно коллекция Ларисы Чурашовой.
В следующем году «Половодью» стукнет 25 лет, в связи с чем «ММ» связался с ныне живущей в Нидерландах Лией Кинибаевой, которая когда-то, благодаря личным связям в Европе, и придумала «вручать» стажировки в качестве награды молодым дизайнерам.
– Честно – никогда не думала, что фестиваль доживёт до четвертьвекового юбилея, за что огромное спасибо моей преемнице Лене Каленниковой, – говорит Лия Апалиевна. – Каждый год мы вместе с Максом Черницовым и нашими вечными помощниками – отделом по делам молодёжи городской администрации – делали его словно последний раз, с трепетом находя новые имена и гордясь их успехами. И – да, я рада, что «Половодье» возвращается «на пленэр» – к свободе, воде и разливу творческой энергии.