Ещё доисторические наскальные рисунки изображали нечто подобное хоккею, где люди гоняют круглый камень деревянными палками. Однако официальным началом эры одного из самых популярных сегодня видов спорта в мире и уж точно самого любимого в Магнитогорске принято считать 3 марта 1875 года.
Тогда в канадском Монреале впервые в истории состоялся матч по хоккею с шайбой в закрытом помещении с соблюдением правил, которые, кстати, не сильно отличались от современных: обозначены позиции игроков – нападающие и защитники, ворота защищали вратари – отдельное амплуа, игра длилась 60 минут, за соблюдением правил следили судьи. Была даже защита, собранная из разных видов спорта: нагрудники – из бейсбола, наколенники – из крикета.
Правда, принят тот матч как факт рождения хоккея международной федерацией хоккея на льду был только в 2002 году, с тех пор Монреаль официально стал родиной хоккея. До тех пор за право считаться ею с Канадой боролись Россия, в которой веками играли в русский хоккей с мячом, Великобритания и Нидерланды. В 30–40-е годы ХХ века была даже экспертная группа по поиску истоков хоккея, она и вынесла окончательный вердикт. С самого начала хоккей стал популярным и как игра, и как шоу, покорив весь мир.
В России шайба в хоккее заменила привычный мяч лишь в 1946-м. И уже через девять лет после этого хоккейный «Металлург» появился в Магнитогорске, который сегодня без этой команды представить невозможно. В арсенале Магнитки – все Кубки России и Европы. А если собрать индивидуальные достижения птенцов хоккейной команды «Металлург», то клубу вообще принадлежат все хоккейные трофеи мира – и Кубок Стенли, трижды «взятый» Евгением Малкиным, и олимпийское золото, завоёванное Егором Яковлевым, Сергеем Мозякиным, Василием Кошечкиным. А сколько чемпионов мира среди магнитогорцев – и юниоров, и в основной сборной страны! Ошарашу многих: именно Магнитка «подарила» России хоккей в современном виде. И это несмотря на то, что ещё в середине нулевых нас звали выскочками и однодневками. А может, как раз благодаря и вопреки этому Магнитка и стала одной из ярких столиц мирового хоккея.
Начало большого пути
В 1955-м состоялось первое выступление магнитогорского «Металлурга» в классе «Б» чемпионата СССР. В этой лиге команда играла и в 70-е, когда в клуб пришёл нападающий Юрий Морев, отыгравший за Магнитку до 1991-го. Сегодня его свитер висит под сводами «Арены», а тогда он учился в горном институте, потому играл и за студенческий «Буревестник», и за «Металлург».
– Игроки числились на комбинате – ну то есть как числились: зимой играли в хоккей, получая среднюю зарплату сталевара, а летом действительно трудились на ММК, – рассказывает Юрий Николаевич. – В 1981-м, когда вышли в класс «А», комбинат взял команду в штат именно в качестве хоккеистов, освободив от производства.
Тренером «Металлурга», а потом «Буревестника» был Георгий Мордухович, именно он впоследствии пригласит в Магнитогорск Валерия Постникова, а тот потом «добудет» для Магнитки Сергея Мозякина – такая вот цепь событий и людей, в которой нет ни одного лишнего звена. Сегодня Юрий Морев – инструктор ледового дворца «Малютка», малюток и тренирует – пацанят от двух с половиной годиков. Сначала учит стоять на коньках, даёт вволю побеситься на льду, чтобы
обвыклись, потом задаёт дисциплину, а уж после выдаёт клюшки и шайбы. В его руках первые шаги на льду сделали сыновья Евгения Бирюкова, Богдана Потехина, Виктора Козлова и других звёзд Магнитки. На моё: с вашими заслугами можно взрослых тренировать – Морев смеётся:
– Ничего нет лучше, чем видеть, как у младенца, еле стоящего на ногах, рождается хоккейный характер, а это – половина успеха. Родителям всегда говорю: не все станут Малкиными, но, занимаясь хоккеем, сын точно вырастет настоящим мужчиной.
Юрий Росинский – представитель следующего поколения магнитогорского хоккея, начинавшегося на уличном стадионе «Малютка» и перебазировавшегося потом в ледовый Дворец спорта, который после смерти Ивана Ромазана получил имя легендарного директора металлургической Магнитки. Возводили его фактически тайно: Магнитогорск – город областного подчинения и по количеству жителей, согласно советским градостроительным нормам, иметь ледовый дворец не мог, и в отчётах стройка фигурировала как ФОК. Команда пока играла на «Малютке».
– В минус тридцать играли: под шлемами шапочки, на скамейке кутаемся в одеяла, зрители между периодами в магазины греться бегают, – рассказывает Юрий Росинский. – От мороза, бывало, и шайба при ударе пополам лопалась. Защита у игроков смешная совсем, на шлемах визоров ещё не было, удар прилетал – до кругов перед глазами от боли.
Юрий вспоминает: даже Валерий Белоусов застал уличный хоккей, будучи в то время в составе «Металлурга» играющим тренером. Потом, выйдя в высшую лигу и переехав в ледовый Дворец, команда получила профессиональную форму. По сравнению со старой это было небо и земля: защита лёгкая, но непробиваемая, коньки не трёхкилограммовые с железными лезвиями, а невесомые, податливые.
Росинский отдал «Металлургу» всего шесть лет, но в эти годы команда из первой лиги вышла в высшую, и имя Юрия внесено в книгу славы магнитогорского хоккея. Он ушёл из спорта в сезоне 1991–1992 на пике формы и перспектив – не сошёлся во мнении с тренером, вспылил. Мог бы перетерпеть, подчиниться и остаться, но не стал – не такой нрав. Хоккейный характер и привычка к дисциплине не дали сломаться в лихие 90-е, сегодня у Юрия успешный бизнес, не связанный со спортом, красавица-жена и сыновья десяти и шести лет. Сами догадаетесь, каким спортом они занимаются?
Потом случился 1993-й, когда провинциальный «выскочка» «Металлург» во главе с Постниковым обыграл в плей-офф могучий столичный «Спартак». Болельщики бесновались от восторга. Говорят, именно тогда Виктор Рашников, услышав по радио о громкой победе, решил: хоккей в Магнитке должен развиваться. И вскоре стал президентом клуба «Металлург». Кстати, с той самой победы во Дворце Ромазана в 1993-м «Спартак» ни разу не обыграл «Металлург» в Магнитогорске. До сих пор.
Не просто спорт – религия
Валерий Постников тоже мечтал о высококлассном магнитогорском хоккее, которым интересовалась бы вся страна. Алексей Мишуков, придя в «Металлург» в 1990-м оператором, а потом став пресс-атташе команды, рассказывает, что продвижение клуба всерьёз началось с первого Мемориала Ромазана в 1992-м, когда на соревнования приехала студенческая сборная США. Мишуков обзванивал столичных спортивных журналистов и приглашал в Магнитогорск, встречал в аэропорту, селил в гостиницы, устраивал экскурсии по городу и даже кормил бесплатно. Не помогло: в середине 90-х на игре в Питере пресса заявила Постникову: «Такие однодневки, как вы, губят хоккей: ни традиций, ни школы, всё только «здесь и сейчас». Критики не учли: Виктор Рашников, взяв под крыло хоккей в Магнитогорске, принял курс на лидерство по всем флангам. Всерьёз и надолго.
Планы претворялись под руководством Геннадия Величкина, ставшего генеральным директором хоккейного клуба «Металлург» в 1991-м, хотя в хоккее Геннадий Иванович ещё с 1979-го, когда его, 23-летнего члена комитета комсомола ММК, назначили куратором команды.
– Валерий Постников, радея за развитие хоккея, часто приходил в партком комбината, – говорит Геннадий Величкин. – Старшие товарищи указали ему на меня: «Видишь парня? Геной зовут, с ним будешь работать». С того дня я не пропустил ни одного матча «Металлурга». В начале 90-х команду усилили игроками казахстанского Усть-Каменогорска и Челябинска. Первой звездой стало звено Игоря Старковского, игравшего до Магнитки в СКА, Сергея Могильникова и Дмитрия Филиппова из Усть-Каменогорска. Кстати, именно Дима – автор первого домашнего гола «Металлурга» в чемпионате страны на высшем уровне в 1992-м.
С тех пор хоккеистов обожают не только фанаты, но весь город. Андрей Соколов, Михаил Бородулин, Александр Гольц, Андрей Разин, Юрий Исаев, Равиль Гусманов, братья Корешковы… Между прочим блестящую связку Евгений–Александр в Магнитке не планировали и приглашали в «Металлург» только Евгения. Но он выставил условие: только с братом. Клуб согласился – и не пожалел.
Ярким игроком «Металлурга» того периода был Сергей Гомоляко. Богатырь весом в 120 кг был одним из самых техничных нападающих российского хоккея: на полной скорости играючи он цеплял шайбу кончиком клюшки и аккуратно загонял в угол ворот – его «фишечка». Он пришёл в Магнитку из «Трактора» в 1995-м вслед за Валерием Белоусовым, стал любимцем магнитогорцев и самым колоритным игроком страны, в составе «Металлурга» был чемпионом и обладателем Кубка России, двукратным чемпионом Евролиги, «брал» звание лучшего бомбардира страны и прочие регалии. Кстати, в Евролигу «Металлург» вообще не хотели пускать – мол, город азиатский. Пришлось доказывать, что Дворец находится в Европе, хоть и за двести метров до Урала – границы с Азией.
– Любовь магнитогорцев к нам не была данностью, мы завоёвывали её своими победами, – говорит Сергей Гомоляко. – Добывая для города трофеи, чувствовали страсть болельщиков. Меня любили везде, где играл, но в Магнитке буквально носили на руках – ни с чем не сравнимое ощущение, мы делали историю хоккея Магнитки и гордились этим. Одни из лучших эмоций в жизни.
Так хоккей в Магнитогорске становился не просто спортом – религией. Мальчишки рвались в хоккейную школу, открытую комбинатом для воспитания собственных звёзд. Сначала она базировалась на уличной «Малютке», и тренировки начинались с чистки катка от снега. Это помнит тренер школы Яков Замиралов, приехавший в Магнитогорск в 1969 году… футболистом.
– Хоккеем начал заниматься в Челябинске в 50-е, дошёл до юношеского состава «Трактора», но потом увлёкся футболом, – улыбается Яков Тимофеевич. – Играл в Челябинске, в Усть-Катаве у Валерия Знарка, отца «олимпийского» тренера по хоккею Олега Знарка, которого помню ещё малышом. В 1969-м позвали в магнитогорский «Метизник», и моя жена, магнитогорка, настояла приглашение принять.
Летом он играл в футбол, зимой тренировал «Метизник» хоккейный. А в 1992-м принял предложение стать тренером школы «Металлург».
– Начал заниматься с пацанами 1986 года рождения – одного из самых богатых на хоккейных звёзд, потом, передав их Сергею Зинову, взялся за «Металлург-84», – рассказывает Яков Замиралов. – Мальчишек мало, собирал буквально с улицы: в десять лет они впервые встали на коньки, а у нас первенство страны! Начали с 12 места, потом девятое, седьмое, пятое, третье – к выпуску стали серебряными призёрами страны. «Металлург-1995» набирал уже из детских садов (улыбается). Из них десять играют в НХЛ, КХЛ и ВХЛ, пятеро стали тренерами.
Родина хоккейного шоу
Следующий шаг – создание шоу и привлечение к Магнитке внимания зрителей, прессы, всего мира. Клуб во главе с Виктором Рашниковым с азартом принялся творить то, что теперь является реалиями всего российского хоккея. Именно в Магнитогорске в 1993-м впервые появился талисман команды – лис Тимоша.
– Мы первые, выбор животных был большой, выбирали тщательно, – смеётся пресс-атташе «Металлурга» Алексей Мишуков. – Медведь – банально, тигр – красиво, но при чём тут Магнитогорск? А лис идеален: хищник, хитёр, при необходимости агрессивен, водится в наших краях.
Автобус с символикой клуба тоже придумала Магнитка: все ездили на арендованных лиазах и икарусах, а комбинат купил для «Металлурга» Scania, украсив символикой клуба.
– Мастер-шоу, конкурс групп поддержки и вообще само наличие в команде черлидинг-группы – тоже магнитогорская история, – рассказывает Геннадий Величкин. – Мы тогда не знали, что дать девчонкам в руки, а меня как раз отправили в Америку закупить форму хоккеистам, в России ведь тогда ничего не было. Консультировал меня в вопросах качества формы сам Вячеслав Фетисов. Тогда же и купил 50 разноцветных метёлок для смахивания пыли – знаешь такие? И наши черлидерши поначалу танцевали на матчах с ними.
Но главное – Магнитогорск стал первым городом страны, в котором появился собственный международный хоккейный турнир – имени Ивана Ромазана. Впервые в Магнитогорске же появились съезды болельщиков, а также сайт хоккейного клуба – словом, всё, без чего сегодня немыслим хоккей, начинала Магнитка. А с победами клуба разговоры о провинциальности «Металлурга» вообще сошли на нет. На рубеже веков наша команда выиграла всё что можно: дважды подряд чемпионат России, Евролиги, после небольшого спада – снова чемпионство в 2007-м. Так Магнитка стала мировым хоккейным центром. В разные годы у нас играли и тренировали мировые легенды: Сергей Фёдоров, Дэйв Кинг, написавший после Магнитки книгу «Король России», Майк Кинэн, возглавлявший до нас канадскую сборную, Пол Морис, приехавший со своим помощником – американской легендой вратарей Томом Барассо – список можно продолжать.
Одной из первых в КХЛ – центральная, так называемая «подкубная» камера тоже появилась в Магнитогорске – говорят, долго она вообще была единственной в КХЛ. Располагаясь под экраном-кубом, она давала кадры центрального вбрасывания шайбы ровно сверху – очень эффектно. Центральной камере принадлежат и самые классные кадры со зрительских трибун. «Заведует» этой камерой на играх главный режиссёр телекомпании «ТВ-ИН» Евгений Баннов.
– Я, наверное, знаком с половиной города, – смеётся Евгений. – Бывает, встретишь на улице кого из зрителей – хочется руку протянуть, поздороваться, только потом понимаю: это я его знаю, а он меня впервые видит.
Для режиссёра трансляций игр Максима Пуртова главное в съёмках хоккея – даже не сама игра, а эмоции, которые она вызывает.
– Помнишь Даниса Зарипова, обидевшегося на скамейке штрафников? Его известная фраза про балет была, конечно, таким моральным «упс» звукорежиссёра, но это такой накал страстей! А сколько потом было этих «балетных» мемов! Вот «вкуснее» для телевизионщиков нет. Потому самым сложным периодом в съёмках хоккея был ковид – игры при пустых трибунах. Тишина убивала – притом, что магнитогорская публика одна из самых «тяжёлых» на эмоции. Когда в Магнитке играем с «Трактором» или «Салаватом», а оттуда приезжают много болельщиков, порой кажется, что мы не в Магнитке, а в Челябинске или Уфе: те кричат, а наши молчат.
В первых играх плей-офф-2021 Егор Коробкин забил пятисотый гол «Металлурга» в плей-офф на собственном льду.
– Представляешь: в отечественном хоккее всего четыре команды, забившие 500 голов в целом в плей-офф, а у нас столько – только на домашнем льду! – Артур Иванников, работающий в клубе больше 20 лет, по праву считается главным статистиком «Металлурга». – И даже в НХЛ таких команд всего 16. Недавно начали замерять скорость хоккеистов на льду – специальные датчики крепят к форме. Данные впечатляют: на небольшом для манёвров поле они разгоняются до 37–38 км в час. При том, что конкретной цели бежать как можно скорее у них нет.
В «Металлурге» же работает один из самых опытных хоккейных комментаторов лиги – Павел Зайцев комментирует матчи с 1999 года, а до этого несколько лет вёл репортажи для радио. Правда, сам он себя самым опытным не считает.
– Есть ещё Дима Фёдоров – НТВ-плюс, КХЛ-ТВ – он и старше, и опытнее, – улыбается Павел. – Лучшие годы для меня – когда «Металлург» становился чемпионом, а вовсе не молодость. Потому что в профессиональном плане сейчас я, конечно, куда более подкован, чем 22 года назад. Самая большая удача – что и победы, и поражения проходил с командой и переживал одни эмоции с ней. А самая большая неудача – наверное, то, что однажды хоккей заменил саму жизнь: много потерял в общении с близкими, кого-то обидел невниманием. Только сейчас, благодаря жене Наталье, начал находить грамотный баланс.
Последний вопрос – бывшему вице-президенту ХК «Металлург» Геннадию Величкину: что хоккей для вас и для Магнитогорска?
– Для меня – жизнь, судьба, и это не пафос. Тот маховик, который раскрутил Виктор Рашников, думаю, будет работать очень и очень долго. Главное – чтобы коллектив любил свою работу и болел ею. К счастью, сегодня это так, и это вселяет оптимизм, и спасибо за это нынешнему вице-президенту ХК «Металлург» Сергею Ласькову. Два бренда прославили Магнитку на весь мир: хоккей и металл, лёд и пламень. Ни без одного из них Магнитка остаться не может.
Сегодня – очередная домашняя игра серии плей-офф между «Металлургом» и «Барысом». Счёт в серии 2:2, всё самое интересное впереди. С поддержкой зрителей сражаться нашей ледовой дружине
будет легче. Поэтому – идём болеть за наших!