В Магнитогорске прошёл первый фестиваль аэростатов «Чистый воздух», для участия в котором к нам прибыли четыре команды – из Уфы, Набережных Челнов, Йошкар-Олы и Тюмени. Этому предшествовала огромная работа: в течение почти месяца воздухоплаватели пребывали в Магнитогорске – изучали воздушные потоки, розу ветров и прочие моменты аэродинамики, делающие полёты безопасными и в принципе возможными – директор Магнитогорского концертного объединения Роман Синицких смеётся: теперь они знают Магнитку лучше, чем сами магнитогорцы. Потому что степной рельеф, в котором расположился наш город, для полёта аэростатов весьма непрост, да и жара вносит сложности – хотя, казалось бы, когда ещё летать на воздушных шарах, если не летом…
Сергей Шабанов – тюменский воздухоплаватель, и его шар в форме огромного алого сердца буквально атаковали девчонки для селфи. Это очень забавно: совершенно не стесняясь окружающих, молоденькие дамы «делали улыбки» и взмахивали руками, ложились и высоко прыгали, когда их спутники – мужья, дети, подруги – фотографировали их во всех возможных ракурсах. Сергей смотрит на всё со снисходительной улыбкой – привык давно. Но Магнитка-таки преподнесла сюрприз.
– В первый же день, взлетев утром, шары «сделали петлю» и приземлились в том же месте, откуда взлетели – в парке у Вечного огня, – рассказывает воздухоплаватель. – За все годы – а воздушными шарами увлечён с 1989 года – в условиях города это было впервые.
Сергей смеётся: все пилоты аэростата – люди сумасшедшие, больные своим делом. Но – серьёзные профессионалы, по большей части и раньше связанные с небом. Сам Сергей Шабанов, к примеру, мастер спорта по парашютному спорту. А в 1989 году его тренер, съездив в Венгрию, «заразился» аэростатами, привёз один в Тюмень – и пошло-поехало… Кроме серьёзной лётной подготовки и знания аэродинамики, необходимо получить образование – в России его дают только в учебных центрах Дмитрова и Новосибирска. Лётная комиссия – как для бортинженеров и стюардесс на гражданских воздушных судах, после – месяц теории и 18 часов тренировочных полётов, государственные экзамены и получение пилотского удостоверения. С аэростатами тоже всё серьёзно: каждый, как любой самолёт, регистрируется в едином реестре воздушных судов РФ, получает регистрационный номер, а ещё перед каждым полётом пилот подаёт заявку в органы организации воздушных движений, сообщая, откуда и когда взлетает и где и когда приземляется. Правда, обещанный финиш получается не всегда – шаром можно управлять только вертикально, горизонталь диктует ветер. Поэтому вслед за шаром всегда едет команда на машине и автобус: в машину грузят собранное оборудование, а автобус отвозит пассажиров в точку взлёта.
Воздушные шары – собственность пилотов, у Сергея, к примеру, их два. На вопрос, почему полёты так дороги? – он вздыхает терпеливо – считайте сами:
– Стоимость одного аэростата – от двух миллионов рублей, – начинает перечислять. – Мой – это 2,5 тысячи кубических метров воздуха и четыре баллона по
50 литров сжиженного газа, у ребят из Уфы – четыре тысячи «кубиков» и баллоны по 70 литров. За час полёта всё это «сжигается», плюс каждый год каждый шар должен проходить сертификацию – это ещё около сотни тысяч рублей, а ещё с каждым пилотом работает команда по два-три человека, им нужно платить, учитывайте амортизацию оборудования и так далее – вот и прикидывайте.
Как это ни странно, но летать шарам «легче», если температура воздуха не выше 20 градусов тепла: чем выше разница температур внутри шара и снаружи, тем легче набрать высоту, именно поэтому в жаркой Магнитке полёты проводили в пять утра и восемь вечера. Лучше всего, конечно, зимой – и да, они летают – Сергей, к примеру, был организатором мартовского фестиваля в Тюменской области за полярным кругом, посвящённого Дню оленевода – и в нём участвовали те же ребята, что приехали в Магнитогорск. Потому что они – не просто коллеги, они единомышленники и давно друзья.
Кстати, в Магнитогорск аэростаты уже прилетали – помните, в ковидный год они собирались на площадке у «Арены-Металлург»? Но тогда действо было однодневным, а горожан собрало тысячи, плюс восхищённые комментарии и фото в соцсетях. И директор Магнитогорского концертного объединения Роман Синицких, сам обожающий романтику аэростатов, придумал такой вот фестиваль – и получил одобрение главы города. Всю неделю полёты собирали сотни восторженных горожан – несмотря на то, что о месте взлёта никому не сообщали, поскольку, повторим, всё зависит от погоды. Но каким-то чудом по сарафанному радио все всё знали и приходили «провожать» воздушные шары. Что уж говорить о фестивале свечения, устроенном ребятами в парке у Вечного огня, на который – буквально – собралось
50 тысяч человек. Горожане наблюдают, как сотни метров специальной огнеупорной ткани, из которой сделан шар, раскатывают по асфальту, затем «раскрывают» с помощью специального вентилятора и начинают «давать» огня из горелки – шар принимает вертикальное положение. Выстроившись в ряд, пять шаров становятся роскошным фоном для селфи. Пока для эффекта ждём наступления темноты, пилот Ратмир – уфимский организатор фестиваля «Чистый воздух» – рассказывает собравшимся, что впервые воздушный шар поднялся в небо в предместье Парижа 21 ноября 1783 года благодаря изобретателям – братьям Монгольфье, из-за чего многие называют аэростаты монгольфьерами. Что на аэростате установлена куча рекордов – шары перелетали и «пятитысячник» Эльбрус, и «11-тысячник» Эверест, а Фёдор Конюхов установил рекорд дальности: на аэростате он за 11 дней, четыре часа и 20 минут облетел без посадки земной шар – правда, сопровождала его наземная команда, помогавшая менять газовые баллоны. Что лето – сложное время для пилотирования, поскольку разный рельеф – от зелёных гор и равнин до бетонных площадок – это разная температура, а значит, отдача тепла, которая создаёт вертикальные ветры, или «термики». Попадая в такие, шар становится неуправляемым, и всё-таки считается самым безопасным средством передвижения по воздуху, поскольку практически не имеет технических частей – отказать ничего не может, всё работает по законам физики. Наконец, смеркается достаточно – и аэростаты «зажглись» под мощный рок, врубленный на всю площадку, пульсируя пламенем то все разом, то по очереди. Это было… вау!
– В России около 400 воздушных шаров – это мало, конечно, и в основном все сконцентрированы в крупных городах страны, – беседуем тем временем с Сергеем Шабановым. – Не понимаю, почему нет своего аэростата в Магнитке – у вас так красиво, аж дух захватывает. А ещё очень интересно с профессиональной точки зрения – хотя бы потому, что за все эти дни не совпал ни один «ветреный» прогноз синоптиков.
Фестиваль окончен, шары улетели – но недалеко: теперь они летают на Банном.