За годы существования «Половодье» претерпело множество изменений: уход от уличного фэшн-шоу, постепенный отказ от перформанса и переход на всё более носибельные коллекции, которые после показа расходились на ура среди покупателей – организаторы даже открыли шоу-рум, в котором представленную одежду можно было приобрести, что называется, не отходя от подиума.
Наверное, немного жаль, что от хулиганистого «Половодья» времён авторов фестиваля Лии Кинибаевой и Максима Черницова, когда в Магнитку прилетал Петлюра со своей тусовкой, не осталось ровным счётом ничего – разве что сама суть модного показа. Но таково устройство мира: всё течёт, всё меняется. В новой ипостаси «Половодье» – это профессиональный модный фестиваль, чётко следующий строгим правилам всех мировых подиумов. Это не шоу – это бизнес и возможность дальнейшего роста под присмотром мэтров фэшн-индустрии. Ведь главными призами для победителей фестиваля традиционно является стажировка в известных модных домах России и Европы. Только один факт: в членах жюри «Половодья» числится Сергей Коротаев – челябинский дизайнер, ныне живущий в Санкт-Петербурге, главный эксперт WorldSkills Russia в компетенции «Дизайн модной одежды и аксессуаров».
– Для меня «Половодье» – прежде всего образовательный и только потом развлекательный проект, – утверждает Сергей Коротаев. – Каждый год ищем талантливых людей, и такие фестивали помогают найти потенциальных студентов, которые смогут потом работать в фэшн-индустрии. Приятно видеть, как потенциал участников «Половодья» раскрывается год от года, как они растут, уверенно продвигаясь на высокий подиум.
Для Поли Дивика (Polya Divika) из Магнитогорска победа в «Половодье» в прошлом году стала, можно сказать, началом новой жизни: девушка решила хобби сделать профессией и, отставив всё прочее, открыла собственный брэнд. Изделия, сшитые по большей части в стиле пэчворк, пользуются высоким спросом среди клиентов.
– Мой муж художник, поэтому, понимая, какой это кайф – творческая профессия, поддерживает меня во всём, в том числе поддержал и желание поучаствовать в «Половодье», – рассказывает Поля Дивика. – Конкурс стал отправной точкой, это правда. Честно – совсем не ожидала такого бурного отклика на свою коллекцию, думала, приеду потусить, пообщаться с единомышленниками. В итоге же весь год плотно отшивала заказы.
Главным призом обладателю гран-при «Половодья-2022» стала стажировка в Melon Fashion Group, которой принадлежит четыре известных брэнда: Zarina, Befree, Love republic и Sela. Компания уверяет, что, если «студент» понравится, он может остаться в числе её постоянных дизайнеров. Потому участники настроены решительно. Но первым на подиум, опять же, по традиции, выходит состоявшийся мастер – на этот раз им стал челябинский дизайнер Ярослав Заикин. Его коллекция полностью соответствовал заявленной теме фестиваля «Национальные традиции», выбранной в связи с объявленным президентом Годом культурного наследия народов России. Актуальные простые формы, преобладание спорт-кэжуал, локальные модели в вечном чёрном, актуальной фуксии и нежной пастели. Явный отсыл к деревенской теме: в руках девушек – корзинки, букеты полевых цветов и трав, на ногах – толстые тёплые носки с народным орнаментом.
– В этом году на фестивале представлено 20 коллекций, все они разные, что полностью соответствует модной тенденции последних лет – полная свобода, – рассказывает хозяйка «Половодья-2022», руководитель фестиваля Елена Каленникова. – Мода настолько разнообразна и почти не подчиняется каким-то правилам, что стирается граница между дизайнерами из крупных городов, провинциальных городов и даже сёл. Приемлемо всё – лишь бы это было талантливо произведено и грамотно подано.
Ещё одна неожиданная приятность нынешнего фестиваля – 150 человек на сцене. И если раньше модели, только сошедшей с подиума после показа, приходилось тут же переодеваться в следующую коллекцию, то в этот раз каждая выходит на «язык» только раз. Заметно больше стало юношей, причём профессиональная отчуждённость их походки и взгляда приятно поразила. Традиционно много детей – как с отдельными коллекциями, так и в совместных с мамами выходах «фэмили-лук». Впервые на фестивале представлены модели «65 плюс», самой старшей их них – 78 лет. Это сибайские «серебряные студентки» студии моды Ларисы Чурашовой. Они называют своё объединение «институтом третьего поколения». Причём наряды для фестиваля, разработанные Ларисой, «девочки» шили сами. Потому коллекция стала чуть ли не единственной, которая на продажу в шоу-руме не была выставлена.
Но наибольший ажиотаж вызвала коллекция Анны Носовой: девушки и молодые люди, джинса и трикотаж, модные формы, яркие сочетания, смелость и даже некий вызов – особенно когда по «языку» шла модель с протезом вместо одной ноги. Ах, какие овации она вызвала в зале! Ульяна Данина – так зовут «нестандартную» модель – оказалась ветераном «Половодья», выступала на фестивале ещё в конце 90-х. Потом – авария и ампутация, о фэшн-показах пришлось забыть. Но в подругах оказалась Анна Носова, участница «Половодья-2021» и даже обладательница кураторства фэшн-стилиста Марии Занько. Этот год для молодого дизайнера выдался непростым, так что в фестивале она принимать участия не планировала.
– Можно сказать, вдохновила меня на отшив новой коллекции именно Ульяна, когда сказала, что она ностальгирует по временам подиумных выходов, – рассказывает Анна. – И я подумала: если такая шикарная смелая девчонка хочет, то кто я такая, чтобы ей этого не подарить?
Название коллекции Анны «Апсайкл-2022» говорит само за себя: она сделана из уже готовых изделий, переработанных и сшитых между собой. Но не путайте вторсырьё Носовой с обычным секонд-хендом: материал она отбирает только, что называется, ценный. К примеру, яркая вставка в жилетке – из ткани «Дольче и Габбана»: переплетение янтарных оттенков, сотворённое дизайнерами после посещения восстановленной Янтарной комнаты в Петергофе. Метр этой ткани ещё в прошлом году стоил не меньше шести тысяч рублей, а в этом – все десять. А одна из курток – это четыре пары брендовых джинсов. Так что, по словам Анны, порой себестоимость одной модели выше, чем стоимость, – но чем не пожертвуешь ради творчества.
Вечерние платья и спортивная одежда, удобный кэжуал и народные мотивы, агрессивные сочетания и локальные нюдовые цвета – зрители увидели все модные мировые тенденции этого сезона.
– Это не местечковое мероприятие, а профессиональный фэшн-фестиваль, многие коллекции которого могут быть представлены в Москве, – уверен Сергей Коротаев. – Кустарщины здесь давно нет: дизайнеры используют хорошие материалы, качественную фурнитуру и, судя по уровню пошива, современное оборудование, уровень коллекций растёт растет год от года.
Гран-при и стажировка в Melon Fashion Group ожидаемо достался Анне Носовой. Мария Богдан удостоена стажировки у дизайнера Ксении Герц в Москве, Анастасия Березовская – менторства от Ярослава Заикина. Эльза Шаяхметова получит продакшн креативного продюсера Марии Занько, а Лариса Чурашова и Дарья Петрунина – публикацию в федеральном фэшн-издании.