Наш город стал восьмым пунктом большого гастрольного тура, организованного в рамках реализации всероссийского гастрольного-концертного плана Министерства культуры «Мы – Россия» при поддержке Росконцерта.
«Не надо читать 200 томов о России, достаточно посмотреть один концерт «Берёзки», и вы поймёте, что такое русский нрав, русский характер, русское начало», – писала много лет назад французская пресса, когда ансамбль приехал на гастроли в Париж. Но даже для самих россиян – тех, кто уж точно всё о себе понимает, каждая встреча с изысканностью и удалью танцев в исполнении «Берёзки» – большая радость. Даже несмотря на то, что в Магнитогорске ансамбль был сравнительно недавно – в 2019 году, полный зал и овации в течение всего концерта это подтвердили на все сто процентов.
Немного истории. В далёком 1948 году состоялось первое выступление ансамбля – тогда ещё безымянного – на сцене столичного театра «Эрмитаж». Под народную «Во поле берёза стояла» 16 девушек в красных сарафанах, с голубым платочком в одной руке и берёзовой ветвью в другой плавно плыли по сцене, сплетаясь в сложных хороводных фигурах и вновь расходясь по парам. Не было вращений и танцевальных па, не было русской эмоциональности – но всё это было так щемяще и завораживающе, что на следующий день по Москве шелестело: «Вы видели берёзку?» Так коллектив, состоящий – только не удивляйтесь! – из калининских колхозниц, превратился в профессиональный ансамбль, которому суждено было стать одной из главных визитных карточек российской части Советского Союза и быть признанным национальным достоянием родной страны. Знаменитой своей походкой они «проплыли» весь земной шар. Раскрыть секрет плывущего шага – когда кажется, что девушки в статике, а движение по кругу обеспечивает подвижная платформа, не пытался только ленивый. Говорят, до сих пор эта тайна эксклюзивно принадлежит «Берёзке».
Подготовкой тех самых девушек к первому столичному выступлению занималась прима-балерина Большого театра Надежда Надеждина. После ошеломляющего успеха Надежде Сергеевне поступило предложение возглавить коллектив. Солистка Большого театра, она блистала во многих великих балетах, но в душе была ближе к народному искусству, мечтая воплотить русский дух в хореографии. Когда возможность такая представилась, Надежда Сергеевна вспомнила старую литографию, висевшую на стене отчего дома: девушка в народном сарафане с ветвью берёзы в руке – и танцевальный образ тут же сложился. Длинный наряд и коса по пояс, доброжелательная улыбка и отстранённый взгляд, мягкая плавность жестов и гордая осанка – вот она, истинная русская женственность, которой вот уже 74 года рукоплещет весь мир. А на прошлой неделе рукоплескал Магнитогорск.
«Надеждинско-Кольцовские»
Помощник художественного руководителя и главного балетмейстера «Берёзки» Елена Гришкова – в прошлом солистка ансамбля, и это видно по её осанке, походке, а главное – святому отношению к делу всей своей жизни.
– Мира Кольцова твёрдо вела «Берёзку» долгие 43 года, в целом отдав ансамблю 65 лет жизни. К сожалению, её не стало первого августа этого года. И концерт седьмого октября, изначально намеченный в плане коллектива обычным выступлением, теперь «Берёзка» посвятит своему руководителю, рассказывает Елена Вилорьевна, заслуженная артистка России, доцент кафедры народного танца Московского государственного института культуры.
– Мире Михайловне удалось очень тонко соблюсти главные принципы коллектива, – уточняет Елена Гришкова. – С одной стороны, беречь, холить, лелеять и передавать из поколения в поколение наработки Надежды Надеждиной – хороводы и танцы, поставленные Надеждой Сергеевной, не меняются буквально ни на мизинчик. С другой стороны, «Берёзка» – это не застывший музей, а живой организм, и Мира Михайловна это прекрасно понимала. Благодаря ей в ансамбле появились новые постановки, которые смотрятся более современно, свежо, и, можно сказать, даже новая «Кольцовская школа», которая, хоть и трудно выражается на словах, но очень заметна на сцене. Знаете, вот эта «недосказанность» в руках – нерезкие, иногда даже незавершённые жесты, также ярко характеризующие русский женский характер. Мира Михайловна ввела много новых положений рук, не присутствовавших ранее… Ярким воплощением творчества Миры Михайловны является её авторский хоровод «Реченька», музыку для которого написал её сын Филипп Кольцов, а главным дирижёром выступал её супруг Леонид Смирнов – то есть, понимаете, в кругу близких духом единомышленников в едином порыве родилось произведение, без которого теперь не обходится ни один наш концерт – как без надеждинской «Берёзки», которой мы все эти без малого 75 лет открываем каждое своё выступление.
Кстати, «Берёзка» – именно авторский коллектив: хороводы, пляски и сценки – дело рук авторского коллектива, никакого отношения к народному творчеству и региональной привязке не имеющие. Зритель не увидит на сцене хороводов Калужской, Архангельской и любой другой области. Поэтому в полном наименовании «Берёзки» нет определений «народный» или «фольклорный» – именно «хореографический». Только зрители об этом не догадываются – и в том особая ценность творчества коллектива.
Эмоции через край
И всё же: в чём секрет плывущего шага девушек? – задаю вопрос не случайно, так как нигде в Интернете найти ответ на него не смогла, всё – тайна, крытая мраком. Елена Вилорьевна улыбается: технически никакого секрета в нём нет.
– Главная задача – при минимальном наборе танцевальных средств донести до зрителя максимум чувств, и это самое сложное. Конечно, трюки в исполнении мужчин (Через десять лет после создания «Берёзки» в ансамбле появилась мужская группа. – Прим. авт.) тоже сложны, они у нас сравнимы с цирковыми кульбитами. Но хоровод – когда ты идёшь в одеянии до пола, взгляд отрешён, в одной руке платочек, в другой веточка – где найти средства выразительности? Только в сердце и глазах.
Кстати, глаза – ещё одна узнаваемая фишка «Берёзки»: взгляд танцовщиц должен быть отрешён – смотреть в зал не видя, не останавливаясь на чём-то или ком-то конкретном. И это, между прочим, довольно сложно. Мира Кольцова же внесла новый подход: иногда, в определённой композиции и конкретный момент «стрельнуть» взглядом в зал – и это «бьёт» не слабее плывущего шага, испытала на себе.
Наконец, задаю вопрос: все девушки в коллективе – необыкновенные красавицы. При отборе это важно?
– Внешность рассматриваем только с точки зрения миловидности и славянского типажа, красота как глянцевое понятие нас не интересует, – говорит Елена Гришкова. – Настоящими красавицами они становятся здесь, раскрываясь душой и сердцем.
Анна Тихомирова, солистка ансамбля, в «Берёзке» уже 14 лет – девушка смеётся: через шесть лет уже на пенсию. И тут же добавляет серьёзно: хотелось бы ещё лет хотя бы десять на сцене провести. Рассказываю Ане историю из жизни Кристины Орбакайте, рассказанную когда-то ею самой: в детстве она мечтала заниматься эстрадными танцами, а мама настаивала на народных – и объясняла непонятливой дочке: «Мы, эстрадники, полжизни из страны невыездные, а с той же «Берёзкой» ты весь мир «проплывёшь». Анна смеётся: никогда ни о чём другом не мечтала – только о своём коллективе.
– Волею судьбы моим педагогом была бывшая солистка «Берёзки», благодаря которой я была погружена в атмосферу, эстетику коллектива. И когда решалась моя судьба – выберут или не выберут, я почти приняла решение: если не пройду отбор в «Берёзку», с танцами вообще закончу, так сильно было желание работать именно здесь – в средоточии российского духа. У нас все такие: «Берёзка» не может быть просто работой с восьми до шести, это твоя судьба.
В Магнитогорске «Берёзка» каждый раз собирает аншлаги. В этот приезд удачно сложилось, что, кроме общения со зрителями, у артистов нашлось время посетить с экскурсией промплощадку ММК: один символ страны воочию увидел мощь другого её символа.
– Это смело можно назвать сбывшейся мечтой, – выдыхает восторженно кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» Елена Гришкова. – Два слова: восторг и гордость!
Наконец, концерт – далеко не первый в моей судьбе. Cнова заворожили хороводы: не можешь взгляда оторвать, и всё тут. Cполна яркости получаешь в потешных сценках – типа «Петрушки» и особенно мужских танцевальных композициях – например, «Песнь труду», в которой под «Эх, дубинушка, ухнем!» вам предстанет весь русский характер – и его извечное «превозможем», и удаль, и азарт, и умение отдыхать. А что парни творили, какие трюки исполняли! Крича «браво!», зал чуть не сорвал голос, и это не для красного словца. А какие красивые костюмы, а сколько их! – одна только Анна Тихомирова переоделась семь раз. Всего же в костюмерных «Берёзки» более двух тысяч костюмов, и только с собой они перевозят до двух тонн «костюмного» груза.
Финальный выход артистов под «Калинку» – и зал в едином порыве встаёт, скандируя «браво!», «спасибо!» и «молодцы!». Честно? Я ни разу не слышала такого буйства впечатлений ни в чей адрес. Спасибо за подаренные эмоции великолепной «Берёзке».