Уличных актёров Магнитогорск принимает у себя в гостях уже третий раз. Два года назад на праздновании Дня города работал уличный театр «Странствующие куклы господина Пэжо»: в разных уголках парка у Вечного огня весь день проходили представления – спектакли и перформансы.
– Успех был просто оглушающим, горожане с таким восторгом смотрели и принимали участие в интерактивных постановках, что мы решили обязательно это дело продолжить, – говорит директор Магнитогорского концертного объединения Роман Синицких. – В прошлом году в парке Притяжение состоялся фестиваль уличных театров – если помните, его организовали в рамках проходящего в Магнитогорске фестиваля театров малых городов. И вот третий фестиваль – с руководителем магнитогорской театральной студии «Лети» Максимом Новиковым мы назвали его «АРТ-пикник».
Кроме хозяев площадки – «Лети», в творческом марафоне участвовали уже известные городской публике челябинский мини-коллектив НЕБОЛЕТ, а также самарский уличный театр «Пластилиновый дождь». Дебютантом на магнитогорской сцене стал альметьевский уличный театр «Лёгкие крылья».
– У нас в городе эта история только начинает развиваться, в Челябинске история уличных представлений чуть дольше, в других городах уличные театры – более привычное зрелище, – рассказывает Роман Синицких. – «Лёгкие крылья» работают уже восемь лет, а самарскому театру в этом году все 30 – очень именитый коллектив, они стояли у истоков развития уличного театра в современной России, и по ним это видно – прям «фирмА». Традиционно порадовали челябинцы, но НЕБОЛЕТ – это такая более камерная история, потому и представления их мы перенесли с большой главной сцены на сцену у причала. Ну и впечатляет, конечно, «Лети» – очень выросли. Мы их актрис давно «берём» на свои театральные постановки.
Погода, конечно, «радовала» все три дня: ветер, дождь, в первый день сопряжённые ещё и с довольно низкой температурой… Спросите, почему фестиваль не перенесли? – Роман Анатольевич смеётся: а куда? – в календаре прогнозов дождь до конца месяца. Но зрители были, и довольно много. Причём не случайные – сразу несколько десятков человек оперативно среагировали на начавшийся дождь, достав из сумочек дождевик и зонт. Конечно, были и те, кто случайно забрёл на огонёк – в основном, мамы с колясками, ибо для детей прогулки важны при любой погоде. И малыши с большим интересом наблюдали за «раскрашенными тётями». А уж когда «тёти» начали играться с ними – радости детской не было предела.
Итак, пятница, вечер, фестиваль открывает торжественное шествие – и яркая церемония в сопровождении развесёлого духового оркестра проходит по центральной аллее парка к сцене, «собирая» за собой заинтересованную публику. Среди зрителей встречаю кавээнщика из «УЕздного города» Евгения Никишина – с женой Татьяной пришли смотреть на выступление дочери – участницы студии «Лети». Фишка Арины – умение говорить «бабушкиным голосом»: тут тебе и интонации, и хрипотца, и величавая сдержанность речи…
– Хотел весь фестиваль посмотреть – но улетаю завтра, а так хоть вечер все вместе проведём, пусть и под дождём, – смеётся Женя. – Это классная задумка, я так рад, что она развивается и становится действительно общественным явлением. Мы встречали такое не раз, в Уфе, к примеру, на центральной улице даже торговые ряды созданы под арт-пространство, и там часто проводят подобные шоу. Это так сплачивает народ, делает его добрее, эмпатичнее…
У сцены уже «разминаются» самарцы – для премьерного спектакля «Ловцы снов» (6+) они привезли огромных кукол, сами одеты в космо-фантастические костюмы – уже завораживает. Альметьевск тоже поразил, привезя «спектакль на ходулях», а для другого – целый «восточный экспресс» в виде паровоза с вагоном. Нас же умилили юные магнитогорские артисты студии «Лети» и их умение интерактивной работы с публикой, даже самой маленькой. Затаила дыхание, когда одна из артисток начала заигрывать с малышкой лет трёх – такие обычно боятся клоунов, ростовых кукол… Но девчушка наивно потянулась к девушке, предлагающей ей серебристый воздушный шарик – даже бутылочку с соком маме нетерпеливо отдала, чтобы крепко взять подарок обеими ручками.
Руководителем студии «Лети» является Максим Новиков, педагогом – Алина Камали, но распределить себя «по ролям», кто здесь режиссёр, педагог и актёр, сложно – они равноправные, взаимодополняющие друг друга единицы. Студии семь лет, за которые воспитанники получили столь мощную подготовку, что с лёгкостью поступают в актёрские вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани… Алина объясняет: больше они позиционируют себя как драматический театр, но уличные перформансы развивают так же активно – даже перед каждым спектаклем, заходя в зал, зритель попадает «в объятия» клоунов и прочих персонажей из культуры уличных театров.
– Артисты считают: нет разделения на драматический и уличный театр, везде сверхзадача – «зацепить» зрителя, чтобы он досмотрел спектакль, – говорит Алина Камали. – Не получилось – зритель уйдёт как с уличного спектакля, так и из зала.
В прошлом году наши «летуны» стали победителями театрального фестиваля имени Раневской в Москве со своим спектаклем «Сказка о попе и работнике его Балде» (6+), в котором история Пушкина подаётся от имени 13 чертей. Выказывая своё восхищение ребятами, народная артистка России Лариса Лужина удивилась, услышав, что театр из Магнитогорска: «А где это?» В этом году коллектив стал лауреатом первой степени с постановкой «Легенда о броненосце» (6+) – и Лариса Анатольевна уже сама подошла к ребятам: «А я вас помню, вы из Магнитогорска, у вас есть своё лицо, свой почерк – приезжайте ещё, вы нам очень нравитесь». На моё: может, и остаться тогда в Москве? – Алина разводит руками: «У нас 80 человек занимаются – от четырёх до 18 лет, куда мы без них? В них – вся наша жизнь». И – верю: так и есть!
Второй день фестиваля ознаменован ураганом, накрывшим Магнитогорск до падения деревьев. Роман Синицких улыбается: и всё-таки погода нас пожалела.
– Отработали спектакль – начался дождь, в перерыве на пленэре развлекал оркестр народных инструментов «Калинушка» – сразу после снова дождь, и все зрители кинулись под «грибок» беседки – об искусство погреться (смеётся). Поднялся ветер, сорвал баннер на главной сцене, повалил колонки – но к вечернему спектаклю вновь стихия успокоилась. Разве что в третий день погода «смилостивилась» – с небесной хмури не упало ни капли, а порой её даже прорезали солнечные лучи.
Глядя на выступление уличных актёров, поймала себя на каком-то дежавю: со мной это уже было – в Европе лет 20 назад. В Мюнхене ли, Дрездене, Праге или Пальме – не вспомню, мы увидели статую – блестящую, бронзовую... Вдруг статуя нам улыбнулась, вызвав немой шок. По таким же ошеломлённым лицам можно было смело определять российских туристов – тогда «живые статуи» для нашей страны были диковинкой, тогда как европейцы спокойно здоровались с актёрами, фотографировались и бросали мелкие монетки в благодарность. И вот теперь культура уличных представлений пришла в Россию и распространилась по всей стране. И приучила жителей даже самых маленьких городков к тому, что это – замечательно.
– А главное – за каких-то пять лет произошло полное форматирование магнитогорского зрителя – от пьяных драк на массовых праздниках до «ни одного милиционера» при 50 тысячах зрителях – а так и было на шоу свечения воздушных шаров, – говорит Роман Синицких. – Красивые люди с жёнами и детьми, никакого алкоголя, все приветливы и спокойны… Пять лет назад, когда глава города говорил, что так и будет – просто надо к людям относиться хорошо и дарить им красивые парки и скверы, в это никто не верил. Но – сработало! Это очень мощное осознание.