Необычную «Пиковую даму» (+16), заявленную как микс Пушкина и Чайковского в стилистике 2000-х, зрители ждали с особенным нетерпением. Этим летом Илья Архипов и его команда поставили в магнитогорской «драме» юбилейный вечер «Без пятнадцати век» – и получилось у них здорово. Было весело, красочно, танцевально. Но даже после этого праздника, где было официально объявлено о присуждении нашему драмтеатру высокого звания «академический», даже после пресс-конференции, где журналистов заинтриговали русской классикой в жанре мистический квест, у меня оставалось опасение: замысел многообещающий – но удастся ли реализовать его в полной мере?
Когда на твоих глазах рождается чудо, в него трудно поверить сразу. И были ведь светящиеся глаза Марины Крюковой – графини Анны Фёдоровны – на пресс-конференции, когда она призналась: обычно режиссёры просят её «поменьше играть», а в «Пиковой даме» она может играть «побольше». Было счастливое лицо Павла Махлина – Германна, роль которого стала для него дебютной в Магнитке. Была чуть усталая улыбка питерского хореографа-постановщика Никиты Бориса – свидетельство огромной успешно сделанной работы. Было воодушевление режиссёра-постановщика Ильи Архипова… И вот – премьера. «Пиковая дама» невероятно, фантастически, заоблачно прекрасна! От первого мгновенья до последнего.
Перед сдачей публику приветствовал режиссёр:
– Этот спектакль нравственно опасен, но эстетически безупречен. Да, и я вас прошу: когда артисты выйдут на поклон и вы захотите возложить цветы к их ногам, не торопитесь – дайте дотанцевать!
Стихия танца пронизывает всё действие. Это равноправная со словами знаковая система спектакля. И третья составляющая, не менее нагруженная смыслом, – визуальная. Световые акценты, неоновые цвета, модные в начале тысячелетия. Сегодня мы ужасаемся лихим девяностым и ностальгируем по ним, а ведь и нулевые, до которых вроде бы рукой подать, нуждаются в осмыслении. И кстати, помните игровые автоматы, которые ломали судьбы? Притягательный и губительный азарт, мистические откровения, которые оборачиваются обманом… Впрочем, вы ведь знаете сюжет «Пиковой дамы» (12+) Пушкина. Я всё гадала, какой из финалов выберут автор инсценировки Дмитрий Фёдоров и режиссёр Илья Архипов – как в повести или как в опере? Не буду «спойлерить», но скажу: вы не будете разочарованы.
А начинается всё в питерском подземном переходе – граффити и потёки грязи с ржавчиной на кафельной плитке стен, «менты», разгоняющие маргиналов, на спине форменных рубах которых ты сначала видишь привычную надпись «Полиция», а всматриваешься… И таких фишек – море.
Вклад в создание мощного спектакля внесли все, кто был на сцене, – Полина (Ольга Иванова (Гущанская), Елецкий (Иван Погорелов), Сурин (Анатолий Баженов), Чекалинский (Павел Едрёнкин)… Каждый исполнитель «неглавной» роли, каждый участник танцевальной «массовки» были прекрасны.
Невозможно не восхищаться Лирой Андреевой (Лямкиной) – роль уличной певицы Прилепы написана специально для неё. Несомненный актёрский талант в сочетании с ярким вокалом, харизма, перед которой невозможно устоять, – и Лиру просто искупали в овациях.
А королевой сцены в этот вечер была Марина Крюкова. Режиссёр Илья Архипов увидел в ней Пиковую даму, когда она играла Матрёну в «Грозе» (16+) – и это было ключевое решение.
Именно героиня Марины Крюковой ведёт мистическую линию спектакля. С ней связана легенда о давнем проигрыше, о помощи Сен-Жермена и проклятии. Кроме того, она хранит тайну, способную привести к богатству. Старая графиня, по всем признакам, сущность хтоническая. Она словно застряла между земным и подземным мирами. Не случайно её внуку Томскому (Данила Сочков), хозяину ночного клуба, по свистку подчиняются черти, да и сама она – воплощение тирании и коварства, которые свойственны отнюдь не светлым силам. Но кто более порочен – графиня, изводящая придирками свою воспитанницу Лизу (Алёна Зубова) и всех окружающих, или Германн (Павел Махлин), который готов силой вытрясти из старухи тайну трёх карт? Воистину «Пиковую даму» назвали мистическим квестом не для красного словца. Квест этот проходит главный герой, но удачно ли – судить зрителю.
Марина Крюкова играет гениально, и это не похвала, а констатация факта. Её филигранное актёрское мастерство, благодатный литературный материал, необычный грим (ох не зря был приглашён знаменитый визажист Макс Медовый!), созданные Алёной Песковой костюмы и, разумеется, нетривиальные режиссёрские решения – всё работало на образ. Эта роль должна быть вписана золотыми буквами в театральную летопись Магнитки! Как и весь мистический квест «Пиковая дама». Не случайно Илья Архипов настаивал на том, что ему нужна его команда – свой хореограф, художник по костюмам, мастер по свету… Спектакль получился цельным, так как сделан людьми, с полуслова понимающими друг друга, и оригинальным, поскольку он – результат сотрудничества креативных постановщиков и труппы, готовой к экспериментам.
Дорогие читатели, я с трудом останавливаю себя, чтобы не проговориться, как именно Томский подцепит на крючок Германна, зачем в правой части сцены установлен телеэкран, что появится под осыпавшимся кафелем на стене подземного перехода… Но не удержусь от подтверждения слов Архипова: спектакль действительно эстетически безупречен. А опасен ли нравственно – решайте сами.
Итак, в репертуаре Магнитогорского академического драматического театра имени А. С. Пушкина появился спектакль, который можно уверенно назвать резонансным культурным событием. Но мы не прощаемся с Ильёй Архиповым и его командой. Напомню: весной они будут ставить «Каштанку» (12+) по мотивам одноимённого рассказа (12+) Чехова в цирковом антураже. Проект стал возможен благодаря гранту главы города «Вдохновение».
А ближайшая премьера в драмтеатре имени А. С. Пушкина – печальная комедия «Родерик» (16+). Постановка Алексея Вотякова по современной ирландской прозе предстанет перед зрителями 23 и 24 сентября. Если вы так же, как я, соскучились по Андрею Майорову и Игорю Панову, обязательно увидимся!