То, что в начале лета воспитанники музыкальных школ и школ искусства города дают отчётные концерты за целый год, не секрет – обычно их приурочивают ко Дню защиты детей.
Причём отчитываются дети не только как индивидуальные исполнители, но и как мастера играть в инструментальном ансамбле, вокальном дуэте и прочих творческих комбинациях – вплоть до сводного городского оркестра или хора. Традиционно такие концерты проходят в стенах каждого заведения, где учатся юные музыканты, либо устраивают торжественные сводные выступления на сценах города – чаще всего театра оперы и балета или в большом зале Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе.
В этот раз подойти к организации решили оригинально, выбрав сценой центральную площадку Экологического парка. И если сама сцена, на которой поют, играют на инструментах и танцуют, для этой территории вполне привычна, то музыканты с инструментами, расположившиеся прямо под соснами, – картина редкая, если не сказать уникальная. Рядом с участниками ансамбля духовых инструментов сидит девичий хоровой коллектив, чуть дальше настраивает струны группа гитаристов, в пролеске партию барабана повторяет ударник. Гуляющие останавливаются, присматриваются, прислушиваются, решают остаться на концерт, который стартует через считанные минуты – на сцене заканчивается отстройка звукового оборудования.
Пока же подхожу к заинтересовавшему меня фургончику, остановившемуся прямо в центре площади. Это мобильный прививочный комплекс, и основная его задача в последние полгода – вакцинация населения от новой инфекции коронавируса. С помощью таких вот мобильных прививочных комплексов сделать прививку можно и в торговых центрах, и в садовых товариществах, и даже на таких вот публичных площадках, как Экопарк. Люди охотно подходят, становятся в очередь: сначала – заполнение анкеты, потом осмотр медика на наличие противопоказаний для укола, затем – сама процедура, которая занимает буквально десять-пятнадцать секунд.
– Давно хотела поставить прививку, да всё не могла до поликлиники дойти: в будние дни работаю до позднего вечера, а в субботу поваляться хочется, – говорит продавец-консультант магазина бытовой химии Олеся. – Сегодня повезло: пришли с подружкой погулять, а тут прививку можно сделать. С людьми ведь работаю, надоело бояться.
– Папа, ну ты скоро? Уже концерт начинается! – в нетерпении подпрыгивает на специальной велосипедной сидушке девчушка, пока её отец, спрыгнув с железного коня и заполнив анкету, делает прививку.
– Всё, Алин, тётя уже ранку заклеивает пластырем, – отвечает папа-велосипедист.
Итак, для российских городов концерты классической и джазовой музыки на открытых площадках – большая редкость. Между тем для Европы это явление весьма распространённое: прямо на лужайке среди лесов собирают для концерта огромную сцену-ракушку, на которой без труда размещается большой симфонический оркестр, вокруг люди – кто сидя на специально установленных креслах, а кто прямо на пледе, расстеленном на траве, тихим вечером наслаждаются закатом и Генделем, Бетховеным, Чайковским. Потому что для них встреча с прекрасным в лице классической музыки – это не редкий праздник, а обыденность, к которой подходит и вечернее платье, если концерт в театре, и обычные джинсы, если концерт на пленэре.
Не знаю, этими ли мыслями руководствовались организаторы «АРТ-поколения.MGN» во главе с мэром города Сергеем Берниковым, окончательно определившим место проведения концерта, но выбор Экопарка для концерта учеников музыкальных школ стал весьма удачным решением.
– Ни разу не слышал, как дети играют на фортепиано, трубе и поют в хоре, – говорит тот самый папа-велосипедист, сделавший прививку. – А это, оказывается, так здорово! Вот больше часа стою заворожённый. Особенно понравился номер, исполненный ансамблем скрипачей. Дочка теперь на скрипку просится – поведу в музыкальную школу осенью.
Речь об ансамбле «Экспромт», который на базе музыкальной школы № 4 собрала преподаватель скрипки Ирина Трофимович. Среди солистов – её собственная внучка София, которая, смеётся бабушка-педагог, в занятиях на скрипке души не чает, хотя начиналось всё с категорического непринятия.
– Дала ей, маленькой, скрипочку, показала, как пальчиками струны зажимать, ей с непривычки больно стало, – рассказывает Ирина Трофимович. – Ручки вперёд выставила, заявляет категорично так: «Баба, неть!» Два года постепенно уговаривала и её, и родителей, что учиться музыке просто необходимо. Уговорила, уже во втором классе музыкальной школы.
Сначала София хотела совмещать музыку с танцами, но времени не хватало – пришлось выбирать. Но девочка не жалеет – говорит, очень нравится заниматься музыкой. Особенно, когда педагог – родная бабушка. Ирина Трофимович слушает внучку с радостью, но признаётся шёпотом: на самом деле учить собственного ребёнка – очень сложно.
Концерт разбит на три блока: первый – дуэты и малые ансамбли, второй – средние по количеству музыкантов ансамбли, третий, самый эффектный – большие коллективы, что добавляет шоу зрелищности. И совсем уж крыше-сносными стали выступления сводных городских оркестра и хора, встреченные зрителями на ура – в прямом смысле. Организаторами концерта выступили управление культуры городской администрации, Магнитогорское концертное объединение, а также детский музыкальный центр «Камертон».
– Не хочется вариться в собственном соку, хочется показать умения наших учеников всему городу. А общественные площадки, популярные среди горожан, дают такую возможность всецело, – говорит директор центра «Камертон» Евгения Васильева. – Реакция зрителей очень восторженная, так что нужно сделать такие встречи традиционными. Пандемия резко сократила допуск родителей на занятия с их детьми, а на таких концертах весь город видит, какая большая культурная и творческая работа ведётся с подрастающим поколением. И, разумеется, цель – привлечение к занятиям искусством, в частности, музыкальным, новых наших учеников.