Платформа Магнитогорского железнодорожного вокзала полна народу – вот-вот на перрон прибудет ретро-поезд Победы.
Наконец, вдалеке виден чёрный дым, вслед за которым из трубы в небо взмывает белое паровое облако, раздаётся пронзительный гудок. Чёрный паровоз, начищенный до лакированного блеска, за ним пара вагонов-теплушек, из которых встречающим приветственно машут солдаты в гимнастёрках. По телу бегут мурашки – будто перемещаешься в легендарный май сорок пятого, когда вот так же, с цветами и слезами радости, победителей встречали перроны, заполненные людьми.
Традиции пускать в российских городах поезда Победы не один год, разве что в прошлом году из-за пандемии акция, полюбившаяся горожанам, не состоялась. Тем больше магнитогорцев пришли сегодня на вокзал. Солдат, выпрыгивающих из теплушек, тут же встречают девушки, одетые по моде сороковых: объятия, праздничный вальс – перед гостями разыгрывается целое представление. Зрители рассажены на специально установленных лавках, среди них – труженики тыла и ветераны Южно-Уральской железной дороги, а именно территориальное управление РЖД стало инициатором акции.
К нам паровоз приехал из Троицка, после поехал в Курган, сделав по пути остановку в Карталах.
По региону в предпобедные дни работают сразу три ретро-поезда: в направлении Оренбурга, Челябинска и Магнитогорска.
Для Вадима Шилова, под руководством которого ретро-паровоз приехал в Магнитогорск, участие в акции – второе на счету. Вадим Вячеславович вообще-то машинист тепловоза – работает на манёвренном движении, но имеет права управления и электропоездом, и электровозом, и даже паровозом, которые не выпускают уже более полувека. Однако к торжественным праздникам, самым ярким из которых, безусловно, является День Победы, старички-паровозы вновь в чести, исторические акции с их участием пользуются необыкновенной популярностью, и в некоторых городах страны даже открыты специальные курсы подготовки машинистов поездов паровой тяги при железнодорожных училищах.
На крыше паровоза открытый резервуар с углём. В годы войны, когда именно такие паровозы перевозили солдат, раненых, вооружение и провиант, к паровозу цепляли специальный вагон с углём – тендер. Вадим Шилов рассказывает: в тендер помещается 18 тонн угля. Для того, чтобы доехать от Троицка до Магнитогорска, требуется три таких тендера – около 50 тонн угля, ещё столько же понадобится воды, ведь машина на паровой тяге – и движение, и свет и даже звук «качает» пар. Округляю глаза: это ж сколько стране понадобилось угля и воды, чтобы обеспечить бесперебойную доставку по всем боевым территориям? Вот уж действительно: всё для фронта, всё для победы.
Сегодня ресурсы экономят, да и времени жалко, учитывая, что паровоз, даже если безостановочно подкидывать в топку уголь, развивает максимальную скорость не больше 80 километров в час, а значит, дорога из Магнитки до Кургана заняла бы часов 12 – не меньше. Потому до Магнитогорска паровоз был доставлен с помощью электровоза, и уголь тратят исключительно на само торжество для создания антуража. После магнитогорской акции тот же электровоз потащит ретро-поезд дальше по маршруту.
– В военные годы вокзал Магнитогорска находился на левом берегу. С него на таких вот паровозах на фронт ушли почти 34 тысячи магнитогорцев, среди которых – более пяти тысяч работников Южно-Уральской железной дороги. Четырнадцать тысяч человек с поля боя не вернулись, их имена высечены на памятных плитах у монумента «Тыл–Фронту» в парке у Вечного огня, – говорит председатель Магнитогорского городского совета ветеранов Александр Макаров. – За время войны такими паровозами в Магнитогорск были эвакуированы десятки предприятий и более 50 тысяч человек. В Магнитке тесно переплетены металлургические и железнодорожные традиции: без железной дороги не было бы Победы, ведь одно дело – произвести снаряды и танки, другое – привезти для этого сырьё, а потом доставить людей и технику до фронта. Поэтому машинисты паровозов, водившие вагоны по территории боевых действий, являются равноправными участниками войны.
– Навсегда в наших сердцах останется бессмертный подвиг солдат и тружеников тыла, отстоявших свободу нашей страны, подаривших нам мирное небо над головой, – поздравляет ветеранов и гостей праздника заместитель главного инженера железной дороги по Челябинскому территориальному управлению Александр Баитов. – Встретим праздник Победы достойно, пожелав всем мира, добра и благополучия.
Пока старшее поколение смотрит концерт, подготовленный для гостей коллективами Дворца культуры железнодорожников, дети облепили паровоз. Под снисходительно-ласковым взглядом бригады машинистов залезали в кабину, трогали рычаги и кнопочки, некоторым даже «дёрнуть заветное кольцо» разрешали, и вокзал снова пронзал резкий паровозный гудок. Разве что к топке с горячим углём малышню не подпускали – опасно. Маленький Клим Воркуев стал одним из счастливчиков, побывавших в кабине машиниста паровоза. Мальчик, правда, мечтает стать танкистом, потому что любит военных, – «они смелые, храбрые и воевали на войне…», но от железнодорожной экскурсии был в восторге.
– Мне очень понравилось: рычаги всякие, винты, я бы тоже хотел уметь такой паровоз водить, – говорит мальчишка, у которого блестят глазёнки.
– Семьдесят шесть лет назад этот майский день принёс мир нашей земле, вернул солдат их матерям, жёнам, детям, – говорит начальник отдела по работе с населением администрации Ленинского района города Магнитогорска Андрей Николаев. – Будем вечно помнить, чтить павших, уважать здравствующих участников войны и тружеников тыла, которые ковали победу в нашем городе, получившем высокое звание города трудовой доблести.
– Мы сами уже ветераны, и мы не знали войны благодаря нашим отцам и дедам, которые ценой жизни избавили своих детей и внуков от её смертоносного огня, – поздравляет гостей председатель узлового совета ветеранов станции Магнитогорск Антонина Батакова. – Низкий поклон нашим предкам за каждый наш мирный май, за жизнь и свободу.