Звенящий рёв моторов, восторженные возгласы зрителей, невероятные скорости, мощные автомобили и взмывающие ввысь мотоциклы – организаторами фестиваля экстремальных технических видов спорта выступили МБУ «Магнитогорский спортивно-технический клуб», СК «Металлург-Магнитогорск» и Магнитогорский металлургический комбинат.
– Это первый фестиваль такого формата, – рассказывает руководитель клуба, мастер спорта СССР и тренер высшей категории Виктор Коржов. – Захотели устроить большое мероприятие совместно с байкерами и джиперами, они с радостью поддержали нашу идею.
По словам Виктора Петровича, организовать такое событие в преддверии Дня металлурга было особенно важно и символично. Магнитогорск – крупнейший промышленный центр, город технического прогресса, и такие виды спорта, как мотокросс, здесь очень динамично развиваются. Горожанам нравятся автомобили, мотоциклы и гонки. Лучшим тому подтверждением – количество зрителей. Трибуны были заняты полностью, притом, что проходил фестиваль в месте, знакомом далеко не каждому. Улица Электросети, 2 – это левый берег и практически промзона: буквально в трёхстах метрах от гоночной трассы уже высится забор, за которым расположены четвёртый и пятый листопрокатные цехи ММК.
– В Магнитогорске есть все условия для развития мотоспорта, – говорит комментатор и главный судья соревнований, судья всероссийской категории по мотоспорту Алексей Сальников. – Много отличных спортсменов, большой мотоклуб. В прошлом году здесь проходил чемпионат России по суперкроссу, собравший огромное количество участников и зрителей.
Основной частью фестиваля автомото-фристайла также стали соревнования мотокроссменов. Их поделили на пять классов, в зависимости от возраста и объёма двигателя «железных коней», и каждый заезд был хорош по-своему. Самые юные участники, например, смотрелись очень трогательно: едва за метр ростом, в полной экипировке, на крошечных мотоциклах… А старшие ребята покоряли зрителей бескомпромиссной борьбой, по-настоящему серьёзными скоростями и, разумеется, полётами над трассой.
Как рассказал один из спортсменов, Артур Ахмадеев, порой мотоцикл разгоняется до семидесяти километров в час, а длина прыжка доходит до двадцати одного метра.
Максимальное расстояние, на которое «летал» 19-летний мотокроссмен, – тридцать пять метров.
Артур – внук Виктора Петровича Коржова, и впервые сел на мотоцикл в четыре года. Это была совсем маленькая «Ямаха». В семь-восемь лет он уже выступал на соревнованиях за магнитогорскую команду, а с 2018 года стабильно занимает первые места. И на фестивале молодой спортсмен также оказался лучшим в открытом классе – самом быстром.
– Эмоции зашкаливают, даже несмотря на то, что изначально рассчитывал победить, – признаётся Артур. – Сами соревнования прошли на высшем уровне, много достойных соперников.
Сейчас мотокросс – очень значимая часть жизни парня, а на вопрос, что именно привлекло его в этом виде спорта, Артур уверенно называет два момента: скорость и адреналин.
– Нужно иметь огромную силу духа, чтобы так летать на мотоцикле, – делится впечатлениями участник магнитогорского отделения байкерского мотоклуба «Ночные волки» Юрий Коробейников. – Ещё очень понравился заезд самых маленьких участников.
За рулём мотоцикла Юрий Николаевич тридцать шесть лет. Осваивал двухколёсную технику под руководством отца – сначала за городом, а в шестнадцать, получив права, отправился покорять дороги Магнитки. В «Ночных волках» он с 2003 года и скоро будет отмечать юбилей.
По одной из профессий Коробейников – инструктор в автошколе. К техническим видам спорта он относится с большим уважением и кое в каких соревнованиях участвует сам.
– Недавно были на мотофесте «Пески Урала» (6+) в Оренбурге, – рассказывает он. – Участвовали в гонках на мотоциклах с колясками. В экипаже два человека, помимо езды также стреляли из ружья, метали топоры. В общем, здорово было. Плюс заняли первое место.
На фестиваль Юрий Коробейников приехал на своей верной Honda Pacific Coast, туристическом мотоцикле, который выпускался в Америке с 1989 по 1998 год.
Помимо «Ночных волков» мероприятие поддержали и участники внедорожного движения MagWD. Пока мотокроссмены соревновались в скорости и мастерстве, «Нивы», «УАЗы», «Паджеро» и «Прадо», выстроенные шеренгой, заменяли своим владельцам зрительские трибуны. Кое-кто из «рулевых» даже обустроил пару складных стульев на капоте и наблюдал за гонками с комфортом. Ну а затем настала пора и джиперам преодолеть несколько кругов по трассе. С этой задачей автомобилисты-экстремалы справились достойно и очень зрелищно.
– Хорошая трасса, сложная, – говорит один из представителей MagWD, инженер Гипромеза Михаил Сучков. – Ну и конечно, было очень интересно посмотреть, как гоняют мотоциклисты.
Михаил – счастливый обладатель «Нивы». Авто у него насквозь протюнингованное, и от «оригинала» остался, пожалуй, только кузов. Всё остальное инженер переделывал и дорабатывал. Некоторые детали, например, шестерёнки, вообще самодельные.
Джипингом Михаил увлёкся пять лет назад. Посмотрел видеоролики, где внедорожники «по уши в грязи» рвутся вперёд, и зрелище захватило. Ну а сейчас Сучкова с полным правом можно назвать профессионалом. Он постоянно участвует в соревнованиях и пару недель назад был в Каслях на трофи-рейде «Вертикальный предел» (6+).
– Было весело, – вспоминает Михаил. – Болота, горы, грязь. Всё как мы любим.
Но вернемся к мотокроссу, а точнее – к победителям. Первое место в классе 50 кубических сантиметров завоевал Фёдор Колесников, в классе 65 кубических сантиметров – Ярослав Жуков, в классе 85 кубических сантиметров – Тимофей Шашкин, а среди любителей лучшим оказался Алексей Овчинников.
Впрочем, вручением кубков фестиваль не закончился. Самое вкусное и зрелищное организаторы заготовили напоследок. Вновь слышится рёв моторов, и на трассу выезжают представители команды мотофристайла «Метеор» Евгений Ашихмин, Илья Бутаков и Никита Крячко. Раз за разом они с разгону заезжают на трамплин и взмывают ввысь, показывая в буквальном смысле слова фигуры высшего пилотажа. А Алексей Сальников комментирует каждый трюк оседлавших байки смельчаков. Мотофристайл уже давно стал профессиональным видом спорта, покорившим сердца тысяч людей. И магнитогорские зрители не стали исключением, раз за разом выражая восторг аплодисментами.
Фестиваль автомотофристайла удался. Каждая его часть захватывала по-своему, даря массу эмоций и участникам, и гостям мероприятия. Организовать такое действо – большой труд, но усилия окупились сторицей, а значит, не исключено, что на следующий День металлурга мотокроссмены, байкеры и джиперы соберутся вновь.