Продемонстрировать своё мастерство в наш город приехали участники 38 коллективов из более чем 30 регионов страны – из Челябинской, Свердловской, Липецкой, Ленинградской, Московской областей, Пермского и Красноярского краёв, Башкортостана, Татарстана, Бурятии, Якутии, Удмуртии и так далее, а также гости из Казахстана.
Три дня по восемь часов жюри оценивало более 200 номеров самых разных жанров. Двенадцать лучших из них составили программу гала-концерта, который состоялся в минувшие выходные в Магнитогорском цирке.
– Мы рады видеть вас, мы гордимся, восхищаемся вами! Благодаря вашему труду, самоотверженности, энергии, любви к своему делу родилось то, что сегодня мы называем Всероссийским фестивалем любительских цирковых коллективов, – приветствует участников фестиваля главный специалист управления культуры городской администрации Ольга Денисова. – Несмотря на юный возраст, вы показываете невероятные результаты. А все мы знаем, что успех – это только десятая доля таланта, а остальное – ежедневный труд. Уверена, наш фестиваль откроет имена новых звёзд на творческом цирковом небосклоне.
Честно – чего можно ждать от детей в цирковом искусстве, которое и в профессиональном-то аспекте, мягко говоря, теряет популярность? Шла на фестиваль с чёткой уверенностью, что в целом увижу «два прихлопа – три притопа». И еле сдерживала ироничную улыбку, слушая, как члены жюри делали комплименты детям и их руководителям, которые с каждым годом демонстрируют всё более высокий уровень мастерства. Однако с первыми же номерами пришла в приятный шок. Участникам – от пяти до 17 лет, и что они творили! В номинации «каучук» закручивали тело в какие-то немыслимые узлы, в воздушном эквилибре не просто бесстрашно парили над ареной, извиваясь в вычурных позах, но и партнёров, свободно висящих в воздухе без страховки, подбрасывали с абсолютно взрослой ответственностью… Словом, к мнению комиссии отнеслась уже более внимательно. Тем более, оценивать детей в Магнитогорск приехали великие представители циркового искусства: член правления Союза цирковых деятелей России Григорий Островский, а также народные артисты России – представитель известной акробатической династии Владимир Довейко и единственный в мире обладатель звания «Лучший жонглёр XX века» Евгений Биляуэр.
– Я с 2015 года работаю в жюри этого фестиваля, уровень участников становится более профессиональным, номера – более динамичными, и нас радует возрождение разножанровости: если раньше было мощное засилье воздушных жанров – ремни, полотна, кольца, то сегодня стали подтягиваться жанры, которые, казалось, в любительских студиях уже не вспоминаемы: акробатические работы, музыкальные эксцентрики – а этот жанр и в большом профессиональном цирке практически исчез, – говорит Григорий Островский. – И такие фестивали – мощная подпитка для детей и их руководителей, которые, несмотря на кризис, отсутствие финансирования и даже приличных тренировочных баз, продолжают самоотверженно работать. Здесь они смотрят друг на друга, видят, чему можно научиться у других.
– Подчеркну: все огромные молодцы, при том, что у всех совершенно разные условия развития, и они часто мешают педагогу сделать то, что он желал и хотел бы внедрить, – присоединяется Евгений Биляуэр. – Кто-то не может делать воздушные номера не потому, что ему не хватает мастерства, а потому что нет «потолка» – в его Доме культуры он три метра, а это для эквилибра ничего. Одного взял на финансирование спонсор – завод, к примеру, а у другого «карман» – только мама с папой… И огромное спасибо педагогам, которые, несмотря ни на что, делают качественно своё дело и привозят на фестивали прекрасных детей, которых хоть сейчас можно выпускать на сцену с профессионалами. Причём неважно, крупный город это или небольшой посёлок. Вот буквально: среди нынешних участников – село Уйское: где оно, кто о нём слышал? А ребятки творят настоящие чудеса.
– Да дело даже не в том, кто руководитель и есть ли деньги на развитие: если ты личность – ты станешь профессионалом и преодолеешь все барьеры, – говорит Владимир Довейко. – Один пример – Юрий Никулин: его не приняли ни в один театральный институт, и он пришёл в студию при старом московском цирке – и получился гениальный актёр и клоун – при том, что одновременно с ним работали уникальные клоуны – Карандаш, Леонид Енгибаров, Олег Попов, Андрей Николаев – вообще, при СССР была замечательная школа клоунады, и Никулин не затерялся. Сейчас времена изменились, поменялась публика, её запросы – такая «умная» клоунада уже не «выстрелит». И вообще цирк меняется под влиянием времени: на первое место выходят деньги, цирковое искусство превращается в шоу-бизнес…
– Деградирует – я это так называю, – перебивает Евгений Биляуэр – традиционно мастера, отвечая на вопрос: жить ли цирку? – переходят на споры. – Сегодня не выпускается ничего свежего, нового, но мир не раз доказал: всё развивается по спирали, и если полвека назад цирк был в высшей её точке, то сейчас – в низшей, значит, вскоре вновь начнётся подъём.
– Да что же вы все хороните всё, Евгений Эмильевич, ну как внизу? Посмотрите, какие дети великолепные!
– А я не о самодеятельности – я о профессиональном цирке…
– На самом деле цирк не умирает и не умрёт, хотя проблем действительно много, – подытоживает спор артистов «теоретик» от цирка Григорий Островский. – Все живут, создают коллаборации, помогая тем самым друг другу, выигрывают государственные гранты, создают на них новые программы… Всё зависит от руководителей: если они болеют своим делом – все вопросы решаемы. Не случайно на первый план сегодня выходит не столица – цирк Юрия Никулина я не беру, а Казань, Якутия, Бурятия – там у руля стоят «болеющие» люди.
Программа между тем начинается, и открывает её – подарок для участников и зрителей, которых собралось неожиданно много – номер из программы «Цирк зажигает огни», которая сейчас идёт в Магнитогорском цирке. Алия Такшантова и её смышлёные, умелые и очень милые медведи. А потом началось детское гала-шоу, не раз заставившее вздрогнуть от испуга, а потом аплодировать от восхищения не одного взрослого зрителя.