От входной двери до лестницы, ведущей в основное фойе театра, протянута красная дорожка, гостей встречают молодые люди в смокингах и леди в театрально-вечерних платьях – театр оперы и балета всегда устраивает торжественные приёмы гостей в дни праздничных концертов.
Особенность этого мероприятия – обязательная термометрия входящих и тихая вежливая просьба надеть медицинскую маску к тем, кто о ней забыл. Перед зрительным залом звучит живая классическая музыка, выставлены сценические костюмы самых известных спектаклей, поставленных в Магнитогорском театре оперы и балета за все 25 лет его существования. Именно этой дате посвящён концерт, закрывающий юбилейный театральный сезон.
Магнитогорцы уже давно привыкли к тому, что белое классическое здание с роскошной колоннадой символизирует собой царство симфонической музыки. Лишь те, кому за сорок, вспомнят, что ещё в начале девяностых здесь работал Дворец культуры имени Ленинского комсомола, который в те трудные годы, как, собственно, вся культура, оказался не нужен. Но именно в то лихолетье жил в Магнитогорске один чудак – руководитель Магнитогорского музыкального училища Александр Якупов, который мечтал обустроить в городе полный цикл музыкального образования, позволяющий талантам Магнитки не уезжать из родного города, а получать самое качественное музыкальное образование в родных стенах: помимо музыкальных школ и музыкального колледжа, Александр Николаевич стремился к образованию в Магнитогорске консерватории, ассистентуры, докторантуры и театра оперы и балета, в котором работали бы мастеровитые выпускники.
Противники «тратить деньги на какую-то культуру» яростно возмущались, даже не понимая, что это – не просто возможность профессионального роста для местных музыкантов, но и огромный шаг к повышению престижа Магнитогорска в целом. Город, который знали исключительно благодаря промышленной мощи – ведь высококлассного хоккея в начале девяностых в Магнитогорске ещё не было, – руками Якупова получил ещё один мощный фактор узнаваемости. Александр Якупов, создатель и первый ректор Магнитогорской государственной консерватории, не ошибся: по сей день, встречая гостей города, почти от каждого слышу удивлённое: «У вас есть консерватория? И даже театр оперы и балета?! Это очень круто!» С улыбкой «добиваю» собеседников: солисты, оркестранты и дирижёры, начинавшие в Магнитогорске, сегодня работают на ведущих музыкальных подмостках страны и мира. А ещё у Магнитогорского театра оперы и балета есть собственный международный фестиваль «Вива опера!», стать участниками которого желают так много талантливых музыкантов со всего мира, что даже появился конкурс, главным призом которого является как раз участие в «Вива опера!». Это – дело рук уже нынешнего руководителя театра оперы и балета Ильи Кожевникова. Скромный Илья Сергеевич, перечисляя ведущих режиссёров, певцов и дирижёров, сотрудничающих со сравнительно небогатым Магнитогорским театром оперы и балета, предлагающим им гонорары в три-четыре раза меньше привычных сумм, но тем не менее приезжающих к нам, от своей доли славы отказывается.
– Театр оперы и балета в Магнитогорске возник не на пустом месте, почва для его возникновения была подготовлена формированием многолетнего культурного пласта, начиная с музыкального училища и хоровой капеллы Семёна Эйдинова, – говорит Илья Сергеевич. – Росли и развивались таланты, для совершенствования которых благодатную почву готовил каждый руководитель культурных очагов Магнитки. Постепенно самодеятельные коллективы, оркестры выросли до уровня, который предполагает умение создать театр.
Когда Александр Якупов вместе с разрешением открыть в городе театр оперы и балета получил от тогдашнего мэра города Виктора Аникушина здание бывшего ДК имени Ленинского комсомола, он услышал от уходящего в отпуск Виктора Георгиевича: «Наведи в здании порядок, сделай косметический ремонт и открывайся». За месяц, пока глава отдыхал, в здании были переломаны практически все внутренние стены. Вернувшийся на работу Виктор Аникушин был, мягко говоря, удивлён.
– Оркестровая яма, профессиональная сцена с поворотным кругом для движения декораций, репетиционные залы и гримёрные комнаты – всё это требовало коренных изменений в здании, – рассказывает Илья Сергеевич, со смехом пересказывая разговор Александра Якупова с разгневанным Виктором Георгиевичем. – Надо отдать мэру должное, он прислушался и согласился с Александром Николаевичем. Более того, исхитрился не потратить на реконструкцию будущего театра ни копейки бюджетных денег: строительные компании вели работы в счёт долгов перед городом, которые в лихие 90-е исчислялись миллиардами. 29 февраля 1996-го, когда на новенькой сцене только что открывшегося театра оперы и балета прозвучала премьера – опера Бизе «Кармен», даже самые злостные критики согласились: новое явление в городе состоялось.
Наталья Заварзина сегодня – народная артистка России, заведующая кафедрой сольного пения ЮУрГИИ им. Чайковского, председатель комиссии по культуре общественной палаты Челябинской области. А начинала свою карьеру в Магнитогорском театре оперы и балета.
– Только сейчас подумала: мне самой было как раз 25, когда 25 лет назад я пришла работать в ещё строящийся театр оперы и балета, – рассказывает Наталья Заварзина, приехавшая поздравить родные пенаты с серебряным юбилеем. – Помню и руины Дворца, с которых всё начиналось, и кирпичи, и плитку, и бетон, распространявший жуткую пыль – все строительные работы происходили на наших глазах и во время наших репетиций, а работали мы самозабвенно, веря в светлое будущее театра. Зал не был приспособлен для зрителя, на нас «вымеряли» акустику, регулировали расположение сцены. Это было трудное, но радостное, замечательное время, мы были молодыми, счастливыми, полными надежд и ожидания большого творческого счастья. И это счастье случилось. До открытия театра оперы и балета из Магнитогорска уезжали многие талантливые музыканты, обожавшие свой город, который, к сожалению, не мог предоставить им возможность самореализации в искусстве. А Магнитка всегда славилась талантами: прекрасные музыканты-оркестранты, солисты с великолепными голосами, балетные… И мы были счастливы, когда театр заработал, когда в его стенах тут же сложилась большая и крепкая творческая семья.
В эту дружную семью, помимо артистов и оркестрантов, сразу же вошли зрители, многие из которых сохранили верность своему театру по сию пору.
– Я была студенткой консерватории, когда открылся театр, прекрасно помню премьеру «Кармен», с тех пор хожу как на премьеры, так и на спектакли, идущие в театре не первый сезон, – говорит постоянная зрительница театра оперы и балета, преподаватель музыкальной школы № 3 Мария Пашкова. – Спустя четверть века до сих пор захожу в двери театра с огромным трепетом.
– Попала сюда впервые на детский спектакль, скажу честно, шла на него не совсем охотно: ну что может быть интересно взрослому человеку в постановке для детей? – вспоминает своё знакомство с театром оперы и балета бывший доцент кафедры журналистики и речевой коммуникации МГТУ им. Носова Ирина Тимонина. – Но действо произвело неизгладимое впечатление. С тех пор наши отношения с театром – это любовь, к которой прихожу в ожидании, что душа моя подпитается положительной энергетикой и напитается светлыми чувствами.
Юбилейный концерт театра оперы и балета создал тоже совсем не чужой для него человек – бывший магнитогорский музыкант, ныне столичный режиссёр, «правая рука» генерального директора и художественного руководителя московского театра «Геликон-опера» Илья Ильин. Два действия на одном дыхании, известные номера из легендарных опер и оперетт, львиную долю которых играют на сцене Магнитогорского театра оперы и балета. Но прежде чем в зале погаснет свет, коллектив театра поздравляет главный почётный гость праздника – глава города Сергей Бердников.
– Скажу честно: к вашему становлению отношения не имею, но безумно радуюсь, когда при встрече с гостями города, приехавшими из мегаполисов и столиц, слышу очень лестные отзывы в адрес театра оперы и балета, – признаётся Сергей Николаевич. – Признаюсь, горд, что Магнитогорск известен не только своим металлом и хоккеем, но и культурой. К сожалению, состояние здания не соответствует уровню вашего коллектива, и мы стараемся устранить это несоответствие: продолжаем ремонтные работы, закупаем современное звуковое оборудование, сейчас выделяем средства на приобретение так называемой одежды сцены… И знаете, что я понял? Даря эти подарки вам, на самом деле мы дарим их себе. Ведь именно зритель будет оценивать антураж, пока не откроется занавес и первые звуки не перенесут нас в мир музыки.
А какой он, магнитогорский зритель, ради которого все так стараются? Наталья Заварзина уверена: самый лучший.
– Публика хороша и в Челябинске, и в Москве, и за границей, – говорит певица. – Но магнитогорский зритель самый родной, замечательный, тёплый, при этом самый строгий, перед которым волнуюсь сильнее всего и от которого жду самой строгой критики. Потому что именно при магнитогорском зрителе я становилась как певица, и только он может в полной мере оценить мой творческий путь. Поэтому, поверьте, именно магнитогорский зритель для меня самый строгий судья.