У Дворца спорта имени Ивана Ромазана не протолкнуться от машин. Фойе перед входом на арену наполнено ароматами духов, антистатиков и лака для волос – девчонки наводят марафет себе и друг другу.
В паре метров от самодельных салонов красоты кто-то тянется в шпагате, другие на «раз-два-три-четыре» повторяют самые сложные для запоминания па под замечания руководителя. Вдруг женщина на секунду отвлекается: «Господи, как же мне этого не хватало, оказывается!» – говорит, заметив моё внимание к себе.
Четыре дня – ровно столько традиционно длится в Магнитогорске танцевальный марафон под названием региональный фестиваль стильной хореографии «Улица горящих фонарей». Форма устоявшаяся: в четверг – состязания для чирлидинг-коллективов, пятница – масштабный тематический блок, суббота – самое «вкусное» – бебики, экспериментальные номинации и раскованные танцы «Леди-стайл», воскресенье – заключительные номинации и подведение итогов. Но наполнение формы каждый раз меняется – то в зависимости от спроса на те или иные виды хореографии, а то от желания автора фестиваля, шоумена, официального судьи-информатора Общероссийской танцевальной организации Олега Садкеева. Потому что фестиваль – целиком и полностью его детище, которому в этом году исполнилось 18 лет. И без которого пришлось прожить целых два года. Хотя о том, что фестиваль состоится, стало известно буквально за месяц.
– В прошлом году «Улицу горящих фонарей» переносили аж трижды, надеясь, что вот-вот пандемия закончится и вернёмся к нормальной жизни, – говорит Олег Садкеев. – Но, к сожалению, медали и кубки так и остались невостребованными, а закупленные 800 плиток шоколада, которые дарим бейбикам, раздали в детские сады. Честно говоря, в этом году я тоже мало на что надеялся, когда в конце февраля в очередной раз пришёл к Илье Александровичу (заместитель главы города Илья Рассоха – Прим. авт.). И он вдруг неожиданно сказал: «А давайте попробуем провести, с исполнением всех санитарных правил – масочный режим, санитайзеры, дезинфекция зала и так далее». Конечно, испытал эйфорию, тут же сообщил об этом в социальных сетях и получил та-а-акой восторженный отклик – и от руководителей коллективов, и от самих танцоров, и от зрителей.
Событий, подобных «Улице горящих фонарей», в регионе можно перечесть по пальцам, а если учесть, что проводится фестиваль четыре дня, «заперев» внутри себя сразу несколько официальных соревнований, то можно смело говорить об уникальности «Улицы».
Теперь представьте, что подготовить марафон предстояло меньше чем за месяц!
Организаторы и коллективы работали в авральном режиме. Но праздник-таки получился. Несмотря на то, что география его стала уже, чем раньше, когда в Магнитогорск приезжали коллективы из Екатеринбурга и Уфы, Оренбурга и Орска, статус регионального фестиваль сохранил, приняв танцоров Магнитогорска, Челябинска, Белорецка, Верхнеуральска, Сибая, Абзелиловского, Агаповского, Чесменского и Кизильского районов. Кстати, именно участие ближайших к городу районов внесло изменения и в содержание нынешнего фестиваля.
– Давно хотел вывести народные танцы в отдельный блок, чтобы собрать именно его почитателей, – говорит Олег Садкеев. – Потому что, когда среди современных танцев вдруг на паркет выходят народники, это некий диссонанс, и даже публика начинает выходить из зала. В этом году, благодаря большому количеству фольклорных коллективов, удалось организовать региональный фестиваль «Наследники традиций», полюбоваться которым и на танцевальной площадке, и в зале собрались истинные любители своей страны, её культуры.
Но начиналась «Улица горящих фонарей» традиционно с чир-спорта, первенство по которому открывал начальник управления по физической культуре, спорту и туризму городской администрации Сергей Игуменов, прежде всего поздравивший Олега Садкеева с совершеннолетием фестиваля.
– Управление всегда помогает фестивалю, предоставляет для его проведения площадку Дворца спорта Ромазана, – говорит Сергей Вячеславович. – Каждый год, готовя фестиваль, знаю, Олег Петрович говорит, что это последний раз – и так 18 лет. «Улицу» полюбили и участники, и зрители, так что сразу скажу: этот фестиваль – не последний, как минимум ещё столько же красивых встреч ждём от вас. Поэтому, уверен, управление по физической культуре, спорту и туризму ещё долго будет дружить с «Улицей горящих фонарей».
Справедливости ради, в качестве руководителя управления Сергей Игуменов встречается с фестивалем Садкеева впервые, а вот как зритель, причём очень волнующийся, нет: дочка Сергея Вячеславовича в рамках коллектива «Новая волна» пять раз выходила на паркет, заняв в сольном выступлении второе, в коллективе – первое и второе места. С тем, что танцы – это спорт, в прошлом профессиональный спортсмен, мастер спорта международного класса, победитель международных соревнований, участник Олимпиады Сергей Игуменов, конечно, не согласен. Разве что чир-спорт считает таковым. Но трудностям хореографии должное, безусловно, отдаёт.
– Конечно, это огромные усилия и детей, и родителей, это активный и здоровый образ жизни, а главное, нацеленность на успех и результат, что очень настраивает на будущие достижения, карьеру, – говорит Сергей Вячеславович. – И потом, это необыкновенно красиво, а главное, любимо зрителями.
Сергей Игуменов: «По большому счёту, в городе культурно-спортивных мероприятий такого масштаба больше нет».
Пропущенный сезон – а по сути, два года, ибо последний фестиваль «Улица горящих фонарей» состоялся в 2019-м, сказался на форме танцоров: кто-то за долгое время отсутствия тренировок набрал лишний вес и теперь истово его сбрасывает, другие выросли и вышли в новую номинацию. И абсолютно все пусть немного, но вышли из физической формы в профессиональном плане. Судьи – в этом году их на фестивале пятеро, все профессиональные танцоры, победители конкурсов, хореографы и судьи высоких категорий – сошлись в одном: в этот раз главным фактором оценивания станут поданные эмоции.
– Два года не видели вживую танцующих детей, очень по ним соскучились и смотрим теперь на них совершенно новым, куда более страстным взглядом, – говорит бессменный главный судья фестиваля, вице-президент Общероссийской танцевальной организации (ОРТО) Ралиф Шакиров, приехавший в Магнитогорск из Санкт-Петербурга. – Сегодня главным станет энергетика, которую смогут донести наши исполнители до зрителей и судей.
Итак, парад участников приветствует заместитель главы города Илья Рассоха.
– За 18 лет на этом паркете мы видели не одно поколение юных танцоров, которые из года в год передают своим последователям эстафетную палочку, – говорит Илья Александрович. – Скажу прямо: без «Улицы горящих фонарей», как и без других привычных для Магнитогорска событий, было грустно. Зато сегодня, после долгой разлуки, энергетика любви к танцу буквально витает в воздухе. Пусть ваши глаза горят, получите максимальное удовольствие от любимого занятия и любимого фестиваля.
– Испытываю сейчас непередаваемые ощущения: мы соскучились по «Улице горящих фонарей» и вот снова встретились! – обращается к собравшимся председатель союза молодых металлургов, постоянного партнёра фестиваля, Олег Ежов. – У нас молодёжная организация, а молодости нужно движение, эмоции, и год пандемии, конечно, очень подкосил: проведя год на удалёнке, мы стали ленивее, заторможеннее. Но вот вроде всё постепенно становится хорошо, с удовольствием выходим из спячки и вновь набираем обороты. Наслаждайтесь этим моментом.
– Я ждал этого два года, – говорит Олег Садкеев, и голос его дрогнул от слёз, которые он так и не смог сдержать. А крики из зала «Мы тоже!» и бурные овации лишь усилили впечатление. – Наконец, снова вижу вас – молодых, красивых, талантливых и таких замечательных.
Эта «Улица горящих фонарей» стала небольшим прыжком во времени, ведь организаторы решили-таки провести фестиваль-2020 – по примеру того, что в Санкт-Петербурге совсем скоро состоится футбольный чемпионат Европы–2020. Поэтому участники демонстрируют номера, подготовленные в прошлом году, им вручают медали и кубки, датированные 2020-м, и даже в авиабилете Ралифа Шакирова стоит прошлогодняя дата, которой он из-за пандемии так и не воспользовался. Посему никого не удивило, что композиции, объединённые в недавно введённый на фестивале блок «Патриотический танец», все были посвящены 75-летию Великой Победы, которую Россия отмечала в самоизоляции 2020-го. Это самый щемящий душу кусочек «Улицы», и за это люблю и одновременно не люблю его. Потому что всё очень трепетно, до слёз и откровенных всхлипов, из-за которых неловко перед остальными. А как не заплакать от трёхминутного номера «Мой милый, если б не было войны...» – глубокой исповеди вдовы солдата, да ещё исполненной Валентиной Толкуновой! За три минуты – целая жизнь: с любовью, детьми и внуками, которой не было, но которая могла бы быть – если б не было войны.
И знаете, такие тихие истории учат патриотизму гораздо лучше самых громких призывов.
Искренние дебютанты и мастеровитые профессионалы – коллективы «Театро», «Дети Магнитки»… Их номера – не просто танцы, а настоящие спектакли, искусно оплетённые грамотно подобранным музыкальным сопровождением. А бывает, что как раз хореография ложится на песню – как, например, случилось с «Надежды маленьким оркестриком» Булата Окуджавы, на которую Светлана Попова «положила» танцы своих «Детей Магнитки». И вроде бы начинается всё с настройки музыкантов, и с дирижёра, и с соло инструментов. Но прислушаешься к словам – и понимаешь, что танцуют не оркестр, а философию Булата Окуджавы. И пробивает до мурашек.
Уличные танцы: лёгкость, пружинистость движений даёт обманчивое представление о лёгкости этого вида танцев, которые, кроме всего прочего, требуют и таланта. Ибо почему в целом коллективе, двигающемся синхронно и, кстати, сложно, почти акробатически, почти все лишь исполняют движения, а танцуют – вот так пружинисто, легко, что глаз не оторвать, только два-три участника? Я не профессионал в танцах и судить не берусь, но уровень мастерства танцоров определяется энергетикой в зале: никто не запрещает передвигаться прямо во время исполнения, и к привычному стороннему шуму разговоров и ходьбы все уже привыкли. Но вот выходит коллектив – и все будто замирают, прикованные к действу. Даже крепкие молодые люди из охраны сосредотачиваются лишь на танце.
Одна из любимых номинаций Олега Садкеева – «Эксперименталь»: как говорит он сам, это в чистом виде творчество, рождающееся обычно ночью во сне или в другой самой не подходящей для творчества ситуации. И кому, как не ему, знать об этом, ведь идея многодневного коммерческого фестиваля в небольшом промышленном и, казалось бы, не очень творческом Магнитогорске Садкееву пришла, когда он… принимал душ. И – состоялось! Правда, на сцене «экспериментальщики» восторга не вызвали. Сложное сплетение тел, поникшие плечи, согбенные фигуры и сложные названия композиций так и не дали понять, что хотели сказать. Наверное, может, слишком философски глубоко – не донырнула, увы. Зато привёл в восторг блок «Кубок синьоров» – это когда на паркете танцоры почтенного для танца возраста. Конечно, восторгалась не плавностью линий и чёткой профессиональной грацией – такого здесь нет. Но страсть, с которой женщины и мужчины за 30–40, а то и старше, отдаются любимому хобби, смелость в демонстрации не всегда хрупких тел – это сильно.
Самый ми-ми-мишный блок, на который всегда приезжает больше всего зрителей, – выступление бебиков.
В этом году в номинации заявились 29 детских творческих «почти профессиональных» коллективов и 15 коллективов детских садов. Среди детсадовских танцоров – Маруся Наумова пяти лет роду. Она в танцах, считай, представитель династии: за плечами опыт участия в «Улице горящих фонарей» старшего брата, ныне третьеклассника Платона, и коллектив того же детского сада № 14 занял тогда второе место. Потому ответственность колоссальная. Особенно, если принять во внимание, что для участия в фестивале Марусе, как и её «коллегам», пришлось буквально отправляться в командировку – маленькие танцоры пребывали в это время на даче «Горный ручеёк». Но, говорит мама Дина, к задаче дочка отнеслась со всей ответственностью – и даже на генеральной репетиции, проходившей в огромном зале Дворца Ромазана, не растерялась.
– Танец сложный, задействовано много деток – 26 человек, поэтому важно было запомнить расстановку по точкам, ориентироваться в движениях, амплитуде, – говорит Дина Наумова, для которой конкурсная кутерьма привычна, ведь Дина прошла большой опыт подиумной жизни и даже достигла статуса главной красавицы Магнитки. – Так что пару раз забирали дочку с дачи, потом отвозили обратно. Нам не то что не в тягость, мы, наоборот, просто кайфуем, когда дети участвуют в мероприятиях, тем более такого масштаба. Подготовка шла несколько месяцев: дети учили танец, а родители бегали по магазинам в поисках одинаковых носков, резинок для волос и прочей экипировки, потом пришивали к костюмам буквы... В итоге получился грандиозный праздник, мы хлопали, как оголтелые – даже Олег Садкеев в какой-то момент повернулся и показал «лайк».
Деток подобное внимание, конечно, накрывало с головой. И если та же пятилетняя Маруся справилась со всеобщим восхищением, лишь сказав маме: «Мы ещё танцуем, а нам уже хлопают – так здорово!», то более младшие «коллеги» её с обожанием не справлялись. Трёхлетние кнопки, кажется, впервые видели сразу столько людей вокруг себя. Да ещё все они хлопают, топают, кричат и смеются. И – расплескался трёхлетний горох по площадке: один обалдело идёт в одну сторону, другой – в другую, только успевай руководитель со смехом собирать свою малышню.
Но перечисление всех моментов фестиваля займёт много времени, учитывая, что за четыре дня на паркет Дворца Ромазана вышли шесть тысяч человек – и это только участники, зрителей даже не считали. Главное, отмечу с удовольствием: тонкий профессиональный вкус Олега Садкеева вновь сумел так подобрать номера и исполнителей, чтобы детская непосредственность выглядела мило, юниорская угловатость – профессионально, а взрослый эротизм – изысканно. В очередной раз – браво!
Правда, не обошлось без курьёзов, и вновь тому виной пандемия: уж слишком соскучились друг по другу руководители коллективов и организаторы фестиваля, что Олег Садкеев пошёл на поводу танцоров в желании показать как можно больше. В результате номера вместо трёх минут – все шесть, и в рамки фестиваля некоторые участники просто не вписались. Что сказать: и так бывает. Финал «Улицы горящих фонарей» нас ожидает в субботу во Дворце творчества детей и молодёжи. Это значит, праздник танца продолжается.