– Детки! Все ко мне! – раздаётся среди ребяческого смеха, визгов и топота звонкий голос. Два десятка мальчишек и девчонок лет пяти-шести тут же несутся к преподавателю Валерии Зубовой и кучкуются у дверей в балетный класс.
Объятия, свежие новости – ведь всё-всё нужно успеть рассказать любимому учителю, а затем традиционный подъём рук и бесшумный хлопок. После этого юные танцоры, уже успокоившиеся и сосредоточенные на предстоящем занятии, проходят в зал. Усаживают зрителей-игрушек, встают на места, и тренировка младшего состава детского ансамбля «Искорка» начинается.
Первое, на что обращаешь внимание, – горящие глаза малышни. По словам Валерии, это один из самых драгоценных моментов для педагога-хореографа.
– Главное в работе с детьми – эмоции, – говорит она. – Нужно, чтобы ребёнок и преподаватель были открыты друг перед другом, если есть доверие, то и на репетициях всё будет замечательно. Работа с малышами вдохновляет. Есть мнение, что те, кто занимается с детьми, дарят им очень много себя и истощаются. У меня всё иначе, я получаю от своих ребят не меньше, чем даю им. Можно устать физически, поскольку провести несколько тренировок подряд – всё же тяжёлый труд. Но в психологическом плане это всегда заряд бодрости.
Сама Валерия пришла во Дворец культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе ещё первоклассницей и попала под крыло к легенде магнитогорской хореографии – руководителю ансамбля «Вольный ветер» Нелли Ситниковой. С тех пор танец стал неотъемлемой частью её жизни: занятия, разучивание новых номеров, подготовка к концертам и конкурсам, поездки… Валерия прекрасно помнит своё первое выступление на большой сцене.
– Это было в День металлурга, – улыбается она. – Мы танцевали в костюмах лисят. Огромная сцена, безумное количество зрителей, ты понимаешь, что нужно показать себя. Незабываемые ощущения.
Другим очень ярким моментом стало путешествие ансамбля в Германию. Даже сейчас, спустя годы, Валерия вспоминает о той поездке, и у неё загораются глаза.
– Мы выступали в парке аттракционов, в костюмах дымковской игрушки, – рассказывает девушка. – Местные жители подходили к нам, фотографировались, относились очень тепло и уважительно. Эмоции были непередаваемые, море визуальных открытий, хотелось всё охватить взглядом. Жили в идеальных условиях, успели не только выступить, но и покататься на горках и каруселях, а ещё съездить на экскурсию во Францию.
Сейчас Валерия стремится, чтобы её воспитанники тоже получали как можно больше впечатлений, а свою работу называет мечтой. Ещё маленькой девочкой она говорила родителям, что станет педагогом, и после школы поступила в Магнитогорский педагогический колледж на кафедру хореографии. Училась и там, и у Нелли Михайловны, поскольку сразу после занятий отправлялась во Дворец к любимому наставнику.
– Очень интересное было время, – вспоминает Валерия. – Постоянные открытия, узнала множество нюансов в работе педагога, причём таких, о которых даже подумать не могла. Чтобы раскрывать для ребят мир танцев, нужен творческий подход. Взять тот же шпагат. У нас это не просто упражнение, я говорю детям, что они сидят на троне. Главное – обыграть, превратить из рутины во что-то интересное.
Тонкостей в её ремесле сотни. Например, если искать к каждому ребёнку свой подход – есть риск обделить вниманием остальных. А поскольку каждое занятие проходит в игровой форме, в узких кругах Валерия и её коллеги называют себя клоунами.
– По сути, так и есть, – смеётся она. – Мы развлекаем детей, и это основной принцип в нашей работе.
Но также Валерия с первых занятий старается донести до ребят важную мысль: как только они заходят в балетный класс, то перестают быть просто маленькими мальчиками и девочками и становятся танцорами. Именно так в своё время учила её Нелли Михайловна, и о своей наставнице Валерия может говорить бесконечно.
– Она вторая мама для каждого в коллективе, её обожают абсолютно все: коллеги, дети и их родители. Именно она открыла во мне жилку преподавания, – признаётся девушка. – Поначалу я была просто её помощницей. Присутствовала на занятиях, наблюдала за детьми, включала-выключала музыку. Потом начала поправлять детей, проводила разминку, заменяла Нелли Михайловну, когда та уезжала…
Многие из воспитанников Валерии уже могут похвастаться опытом выступлений на традиционном отчётном концерте, и каждое такое мероприятие – настоящее приключение. Многомесячная подготовка, дополнительные репетиции, чтобы довести номер до идеала, подбор музыки, костюмов. А уже в день «икс», незадолго до выхода на сцену, юных танцоров «разлучают» с родителями: это необходимо, чтобы ребят ничто не отвлекало. Всё же с мамой и папой они одни, а с преподавателями совсем другие.
Занятие подходит к концу, и наступает пора для небольшой игры. Валерия включает музыку, мальчишки и девчонки начинают двигаться кто как хочет. Внезапно песня останавливается, и все замирают. Кто шевельнётся – тот проиграл. Этим нехитрым, но увлекательным действом завершается каждая тренировка. «Искоркам» оно очень нравится, к тому же несёт пользу: помогает сбросить накопившееся напряжение, развивает индивидуальность и позволяет просто повеселиться. Поэтому балетный зал малыши покидают довольными и радостными.