Весна для Магнитогорска-культурного вот уже много лет ассоциируется с масштабным явлением – фестивалем «Вива, опера!», на который за все эти годы приезжали настоящие звёзды мировой оперы – солисты Большого, Марииинского, Геликон-оперы, «Новой оперы» и других крупнейших храмов классического искусства страны, а также певцы из Украины и Казахстана, Монголии и Китая, Италии и других стран Европы – всех и не счесть. Этот год исключением не стал.
После объявления афиши в театре оперы и балета две трети билетов на спектакли – оперы «Паяцы» (16+) Руджеро Леонкавалло, «Царская невеста» (12+) Николая Римского-Корсакова, а также роскошный гала-концерт (12+) – разлетелись буквально за неделю – при том, что гала-концерт вот уже пару лет проводится в зале драмтеатра Пушкина, куда более подходящем по акустическим свойствам концертам классической музыки без подзвучки микрофона.
Удивительно, но «Паяцы» стал единственным спектаклем, который театр оперы и балета решил провести исключительно собственными силами, не привлекая приглашённых звёзд. Справедливости ради, изначально предполагалось пригласить на ведущую роль одного из любимцев магнитогорской публики – монгольского баритона Бадрала Чулуунбаатара, но – не сложилось: певец нынче живёт и строит карьеру в солнечной Италии и на оперу не успевал совсем – а вот на гала-концерт обещал приехать.
– Бадрал – один из тех наших гостей, при воспоминаниях о которых буквально наворачиваются слёзы, – рассказывает директор Магнитогорского театра оперы и балета Илья Кожевников. – Он делает потрясающую карьеру: в родной Монголии он является солистом военного ансамбля и приравнен к военнослужащим, поёт в Мариинском театре, работает в Римской опере… «Потянуть» его сегодняшние гонорары даже не надеялся, тем более, везти Бадрала из Италии в нынешней санкционной ситуации – задача не из лёгких, это две-три пересадки и больше суток полёта. Но у певца очень трепетное отношение к Магнитогорску и нашему театру, в частности.
– Это правда, – признаётся Бадрал Чулуунбаатар, с каждой встречей всё лучше осваивая русский язык. – Я третий раз в Магнитогорске: в 2014 году участвовал в гала-концерте фестиваля, в 2017 давал в его рамках свой сольный концерт, и вот теперь, увы, не имея возможности принять участие в спектакле, принимаю участие в гала-концерте, открывая его именно «Прологом» из «Паяцев». Магнитогорск – моя первая сцена, давшая возможность выступить именно в спектакле, и для меня это навсегда останется одним из самых важных моментов карьеры. Поэтому даже более 30 часов полёта не испортили радость от встречи с вами.
Итак, не «получив» на «Паяцев» Чулуунбаатара, дирекция решила провести спектакль собственными силами – хотя бы потому, что, поставленный 18 лет назад прекрасной постановочной группой во главе с режиссёром Большого театра Владиславом Каппом, театр провёл полный апгрейд постановки: сохранив художественные решения и даже эскизы костюмов, её кардинально обновили – в том числе, технически, а в театре последние годы состоялось масштабное обновление аппаратуры. Словом, для зрителя состоялась практически премьера – потому и звёзды были ни к чему.
А вот на «Царскую невесту» в Магнитогорск съехался мощный состав певцов: Марфа – солистка Приморской сцены Мариинского театра (Владивосток), выпускница академии Гнесиных Алиса Федоренко – между прочим, наша землячка, выпускница колледжа при Магнитогорской консерватории. Девушка сегодня тоже на уверенном профессиональном взлёте – однако на театральной сцене малой родины выступает впервые.
– Потрясающая публика, очень тёплая, родная, как и коллеги, оркестр, хор – я в таком ощущении счастья пребываю в Магнитогорске! – смущённо рассказывает Алиса журналистам. – Мне очень ценно то, что я стала частью такого праздника оперы на своей родине.
Так уж получилось, что львиная доля участников фестиваля оказались уж если не нашими земляками, то – соседями. К примеру, роль Малюты Скуратова исполнил магнитогорец, бывший солист театра, а ныне – Челябинской оперы Александр Сильвестров. И, работая в Магнитогорске, в опере он исполнял именно партию Малюты. Грязного исполнил уникальный баритон Максим Сударев – солист Самарского академического театра оперы и балета, он приглашаем почти всеми оперными сценами страны, а родился – в Тирляне. И даже Лыков оказался нашего поля ягодой: вместо ожидаемого магнитогорцами Сергея Семишкура, с которым познакомились на фестивале более 15 лет назад, в Магнитогорск приехал другой, не менее яркий и знаменитый тенор Мариинки Кирилл Белов.
– Сергей приболел – и, видимо, рекомендовал вместо себя меня, со мной связалась дирекция театра – и вот я здесь, – отвечает на вопрос Кирилл Белов. – Очень рад, что довелось поработать с замечательным коллективом вашего театра. Магнитогорск мнем не чужой город – сам я из Уфы, так что прекрасно его знаю, более того, искренне болею за «Металлург», хотя фанатею, уж простите, от родного «Салавата Юлаева», но безумно рад за победу хоккейной Магнитки.
Ещё одна почти землячка – красавица-сопрано Гузель Шарипова: штатная солистка главного театра страны – Большого, она уроженка башкирского села Бакалы и выпускница Уфимского училища искусств.
– Кроме арии Джильды из «Риголетто» (16+) и дуэта Дон Жуана и Церлиты из «Дон Жуана» (16+), буду исполнять арию Франчески из оперы Рахманинова «Франческа Даримини» (12+), причём именно здесь – впервые с симфоническим оркестром, так как до этого одно из любимых своих произведений доводилось петь только под фортепиано, – рассказывает Гузель. – Быть частью вашего фестиваля для меня большая творческая радость: встретиться и пообщаться с теми, кого знаю, познакомиться с новыми артистами, с удовольствием встретилась с маэстро Ренатом Жиганшиным – а мы уже сотрудничали с этим дирижёром…
Кроме Бадрала, международный статус фестиваля в этом году поддерживает солистка Большого театра Белоруссии Дарья Горожанко – обладательница редкой красоты меццо-сопрано и внешности, молодая певица, получившая в прошлом году номинацию «Открытие года» международного музыкального фестиваля «Браво» (6+) – собственно, поэтому певица не смогла приехать в Магнитогорск на «Вива, опера-2023», куда была приглашена Ильёй Кожевниковым.
– К счастью, обо мне не забыли – связались в этом году, и вот я счастлива быть с вами хотя, будучи молодой артисткой, не избалованной гастролями, была удивлена, что выбор пал на меня…
Ну, здесь Дарья кокетничает: выпускница Московской консерватории, она училась в центре оперного пения Галины Вишневской, но выиграла конкурс на звание солиста Большого театра в Минске – и предпочла обучению сценическую практику. Лауреат многих конкурсов, участница проекта «Большая опера» на телеканале «Культура»… Да и чего уж – у Ильи Кожевникова, что называется, безупречная чуйка на будущих звёзд оперы, и их он стремится пригласить в Магнитогорск в статусе «будущих» – за небольшие пока гонорары. Практика показывает, директор театра оперы и балета в своих предчувствиях не ошибается.
Ну и куда же без сочного зычного баса – пожалуй, самого известного российского тембра, славящегося во всём мире? В этом году в Магнитогорске его представил солист столичной Геликон-оперы Михаил Гужов. Сам он определяет себя как бас-кантанте, хотя в Магнитогорске исполнял и баритоновые партии.
– Партия Бориса в «Борисе Годунове» (12+) прописана для баритона – однако поют её почти всегда басы, – рассказывает солист. – Впервые сделал это Фёдор Шаляпин – так и сложилась традиция. То же – с Русланом в «Руслане и Людмиле» (6+). Русский оперный театр – вещь такая: певцы исполняют всё, что ставится на сцене, лишь бы позволял диапазон и техника голоса. Скажу так: любой русский певец с лёгкостью исполнит весь мировой оперный репертуар, но далеко не каждый европейский певец одолеет русскую оперу – таковы мы.
Итак, гала-концерт (6+) – сначала Магнитогорский, а через день уже традиционно Челябинский, который посещают высшие чины региона. В этом году, по словам одного из дирижёров концерта Рената Жиганшина, концепция вечера была менее тематически направленной, как в былые годы.
– Были вечера русской оперы, оперы европейской, были «дуэли» теноров, дирижёров – от этого в этот раз решили отказаться, а составить программу исходя из предпочтений наших звёздных гостей, коих в этом году аж шестеро, в результате чего местным певцам пришлось уступить сцену гостям, ограничившись лишь одним выступлением, – говорит Ренат Рифатович. – Концерт получился прекрасным музыкальным «ассорти» из ярчайших образцов оперного искусства Европы и России. Все – безусловные шедевры, какие-то исполняются в мире каждый день, другие – реже, что не умаляет их музыкальную ценность.
Полный зал и восторженное «Браво!» от публики были тому самым ярким подтверждением.