Признаемся честно: Магнитогорску повезло, потому что предводительница ансамбля «Русская песня» изначально собиралась поехать со своим фестивалем в Курганскую область, но тяжёлая ситуация с коронавирусом в регионе вынудила закрыть площадки для массовых мероприятий. А фестиваль, поддержанный правительством страны, а главное, очень важный для самой Надежды Георгиевны, таких проволочек не допускал. Поэтому народная артистка России обратилась к губернатору Челябинской области Алексею Текслеру с предложением провести мероприятие у нас.
Глава региона к празднику народного творчества отнёсся с энтузиазмом – так фестиваль переехал почти на неделю в нашу область, охватив концертами и мастер-классами многие населённые пункты Южного Урала. В Магнитогорске прошёл яркий концерт с участием 180 человек – певцов, танцоров, исполнителей и творческих коллективов со всей страны.
На подготовку мероприятия было всего четыре дня – и дело далеко не в деньгах: все затраты по перемещению, проживанию, питанию и прочим «надобностям» артистам обеспечивает правительство страны, в культурном календаре которого фестиваль Надежды Бабкиной давно прописан отдельной строкой. Более того, главный принцип вдохновителей фестиваля-марафона – свободный вход для зрителей. Пригласительные в большой зал Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе оперативно распространили среди деятелей народного творчества Магнитогорска. К началу мероприятия зал был практически полон – с учётом ковидных ограничений, разумеется.
За сорок минут до начала концерта журналисты в ожидании пресс-подхода Надежды Бабкиной собрались на сцене. И вот она входит – в модном белоснежном спортивном костюме из тонкого шёлка с крупным цветочным принтом. Выдыхаю восхищённо: «Вы такая ненародная!» – кажется, Надежда Георгиевна шутки не оценила.
– Народная я или ненародная, оценит сам народ, а в машинах в сарафане и кокошнике я не езжу, – отмечает с ухмылкой. Пара нападок в адрес журналистов, не всегда по достоинству оценивающих роль народного творчества в жизни страны, ещё будет в нашей беседе. Но в целом разговор удался, а в конце его певица, кажется, даже расслабилась и забыла о неприятном инциденте.
В этом году фестиваль-марафон «Песни России» отмечает своё 15-летие. Начался юбилейный сезон в Ставрополье, где певицу и привезённые ею коллективы встречали полные стадионы. В программе фестиваля – выступления лучших коллективов и исполнителей страны, а также обязательное участие в концертах местных самодеятельных артистов. В Магнитогорске такими стали именитые ансамбли, призёры и победители многих российских и международных конкурсов: «Станичники», «Мы – уральцы», «Виноград» и «Баян-позитив». Кроме них, в город прилетели не менее именитые и известные народные коллективы из Кургана, Саранска, Уфы, Северной Осетии, Москвы. Была даже исполнительница традиционного чукотского горлового пения из Анадыря.
– Когда придумала историю с фестивалем, пошла по кабинетам всех властных структур просить о поддержке и не скажу, что мою идею сразу приняли на ура, – отвечает на вопрос журналистов Надежда Бабкина. – В глазах читался вопрос: чего тебе надо? А мне ничего не надо – у меня всё есть. Просто, являясь народной артисткой России, я должна это звание отрабатывать. Как – почему? Если человек известный, признанный народом и официальными лицами, будь любезен отработать этот статус. Идею поддержало Министерство культуры, потом правительство страны, наш фестиваль за эти годы получил отдельную строку в бюджете, поддержку оказывает и созданный мною благотворительный фонд поддержки певческой культуры. То есть для регионов наш фестиваль ничего не стоит, это чисто благотворительное мероприятие: проезд, проживание и прочие расходы мы полностью обеспечиваем себе сами. Главная задача для регионов – обеспечить организационные моменты, главным образом зрителей, для которых вход бесплатный. Огромная благодарность руководству Челябинской области и Магнитогорска за замечательную организацию наших концертов и мастер-классов у вас. А это сложно, учитывая, что с собой я привезла в Магнитогорск сто человек, и это не только музыканты моего коллектива «Русская песня», но и лучшие народные исполнители со всей страны, плюс в каждом регионе к нам обязательно присоединяются местные исполнители, только в Челябинской области участвовать в наших мероприятиях выразили желание 37 коллективов, в том числе четыре магнитогорских.
– Встречали ли вы в провинции коллективы или исполнителей уровня солистов «Русской песни»? Или-таки лучшее сосредоточивается в столице? – задаю вопрос.
– Мы профессионалы, у всех за плечами консерваторское образование, выше которого ничего не может быть. Но материал, который мы исполняем, всё равно связан с генетикой и образами, которые по сей день родятся даже не в общем в провинции, а в деревнях, сёлах. В каждом регионе свои обычаи, традиции, но наша страна так многообразна и многонациональна, что культуры давным-давно друг в друга интегрировали. А «лучше–хуже» – у нас не конкурс. «Русской песне» 45 лет, мы востребованы и в Москве, и в регионах, где нас принимают на ура. «Русская песня» – это и театр, причём такой настоящий Театр Театрович, поскольку создаём не только концертные программы, но и спектакли, которые ставят лучшие режиссёры страны и в которых играют самые топовые актёры России. Возвращаясь к вопросу о российской провинции. Россия – единственная в мире столь многонациональная страна. У каждой народности свои традиции, но все они, живя рядом, взаимодействуя друг с другом, хочешь не хочешь, вбирают культуру соседей и влияют друг на друга. К примеру, «Русская песня» сделала совместный номер с башкирской группой «Аргымак», а это, казалось бы, невозможно – у тюркской музыкальной культуры совсем другая мелодика, тоновое строение. Но мы нашли точки творческого соприкосновения. Потому что, если есть желание, получается любой ансамбль – и отсюда возникает уважение к историческим корням друг друга, терпимость, а главное, познание другой культуры нашей многоликой страны. У нас в программе и поп-фолк, и фолк-рок, и чистая аутентика – разными языками доносим одну мысль: понимай, чьей земли ты уроженец.
– Как Валерий Гергиев в рамках своего «Пасхального фестиваля», вы лично ездите по городам и весям с «Песнями России»? – задаю следующий свой вопрос.
– Обязательно – это святое. Исключение – если заболела. Но правильная организация и люди рядом не дают остановиться грамотно раскрученному маховику.
– В чём всё-таки сверхзадача фестиваля: сделать русский фольклор в России столь же популярным и любимым, как то же кантри в Америке? – задаю вопрос, который Надежда Георгиевна, кажется, не совсем правильно поняла, ведь я имела в виду подобное им введение русского фольклора в чаты радиостанций, а она подумала, что просто возвышаю культуру США.
– Россия – единственная страна в мире столь яркая, многонациональная, имеющая глубочайшие вековые традиции, до которых Америке в этом плане ещё «бабкать» и «бабкать». Беда в том, что в своём Отечестве мы это не ценим и не рассказываем на страницах газет. Моя задача – напомнить всем, что мы – страна–победитель, что наши предки оставили нам в наследство понятие державности, на основе которой мы должны двигаться дальше, а не критиковать сами себя, ибо уж покритиковать всегда найдётся кому.
– Все регионы объездили, или где-то мечтаете побывать? – пытаюсь закончить примирительно.
– Где-то была и несколько раз, а мечтаю посетить Дальний Восток. С гастролями туда ездила, а вот с фестивалем – нет, поскольку затраты на дальнюю дорогу очень высоки. Но мечта побывать там, где начинается наша страна, есть.
Расставшись с народной артисткой России, пошли дожидаться концерта с твёрдым намерением отснять несколько номеров и отправиться домой. Но концерт оказался настолько ярким, красивым и «вкусным», что задержались практически до конца. Во-первых, слова всяческого восхищения коллективу Надежды Бабкиной «Русская песня», который буквально покорил. Сложные фольклорные многоголосия, разбавленные современной хореографией, барабанными ритмами, элементами рэпа на фоне традиционных «Ой, лю-люшеньки-лю-лю», а главное, аутентичность, которой славится Надежда Бабкина… Это когда на фолк-песню одного региона коллектив «надевает» не только аутентичную территории манеру исполнения, но и произношение, танец и костюм – это бьёт наповал. Судя по овациям зала, не только меня.