Веру Ивановну на горно-обогатительном производстве ММК знают хорошо – более 25 лет своей жизни она проработала «на горе». А затем 12 лет возглавляла совет ветеранов ГОП.
Родилась Вера Мазнина в Башкирии в крестьянской семье. В 1950 году вместе с родителями трёхлетняя Вера оказалась в Магнитке. Отец устроился плотником в ЖКО, а затем перешёл шихтовальщиком на мартен, мама работала бухгалтером. Жили в небольшой комнатке «на соседей» на улице Уральской, в 1954-м переехали на Калинина в отдельную квартиру. Окончив восемь классов школы
№ 51, Вера поступила в престижный индустриальный техникум.
– Выбрала специальность «химик-аналитик», так как других женских специальностей не было, – вспоминает Вера Ивановна. – Окончив техникум с отличием, поступила на дневное обучение в МГМИ на металлургический факультет. Специализировалась на коксохимическом производстве. Так случилось, что к концу института в группе остались одни девчонки, чему на КХП не очень обрадовались. Тогда ректор Николай Ефимович Скороходов предложил нам перейти на новую специальность – «теплогазоснабжение и вентиляция», открытую на стройфаке.
После института Вера Мазнина устроилась в Гипромез инженером-конструктором в отдел отопления и вентиляции. Через шесть лет перешла в проектный отдел горно-обогатительного производства ММК.
– В отделе работали 25 человек, – рассказывает Вера Ивановна. – Было несколько групп: технологи, строители, электрики, механики и сантехническая, в которой работала я. Наш отдел участвовал во всех ремонтах, стройках, реконструкциях, где требовался проект. Все сети – вода, канализация, тепло, вентиляция – находились в ведении группы, которой мне доверили руководить.
В проектном отделе ГОП Вера Мазнина проработала четверть века. В 2003 году она вошла в совет ветеранов горно-обогатительного производства, а через год её избрали председателем.
– Когда пришла, в составе совета ветеранов числилось более четырёх тысяч человек, – отмечает Мазнина. – В результате различных пертурбаций отделились железнодорожники, ремонтники, а количество пенсионеров сократилось до трёх тысяч. Работа в совете мне нравилась – люди, общение, движение. Постоянно куда-то ездили, что-то организовывали, кому-то помогали. Кроме того, занималась музеем горно-обогатительного производства. К счастью, мне довелось общаться с людьми, которые создавали этот музей и сами были настоящей горняцкой энциклопедией.
История музея ГОП началась в 1937 году, когда в здании горного управления в небольшой комнате была организована выставка образцов минералов, добытых на горе Магнитной. Первыми её посетителями стали участники Международного геологического конгресса. Тогда же возникла мысль о создании геологического музея. Год спустя при поддержке начальника управления Фёдора Гурова для музея и петрографического кабинета выделили две больших комнаты. Вскоре появились стенды с минералами, геологические карты, картины Г. Соловьёва и макет горы Магнитной, изготовленный главным маркшейдером горного управления П. А. Смольниковым.
– Музей пополнялся новыми образцами, но тематика его оставалась неизменной, – рассказывает Вера Ивановна. – В 1989 году к геологической составляющей решено было добавить историческую: рассказы о людях, работавших на производстве в разные годы. Инициаторами музейных преобразований стали начальник горно-обогатительного производства Владимир Михайлович Долгополов, его заместитель Георгий Иванович Якименко и парторг Дмитрий Николаевич Лелехин.
Собирали материалы и формировали экспозицию ветераны производства: А. Ф. Виноградов, А. Н. Градобик, М. Е. Горшков, А. В. Протасов, З. И. Наумов, Н. А. Владимиров, В. Д. Михайлов, Н. Т. Мелентьев, П. Н. Земляков.
– Большой вклад в создание геолого-исторического музея внесла Клавдия Дмитриевна Цыганова, – вспоминает Вера Ивановна. – На горно-обогатительном производстве она с 1936 года. Тридцать пять лет занимала ответственные должности: горного мастера, горного диспетчера, в годы войны – начальника смены, старшего инженера техотдела. Клавдия Дмитриевна вспоминала, что осень 1941 года была дождливой. Рудник буквально погрузился в воду, изношенные кабели искрили, на нижнем горизонте экскаватор «Марион» затопило на высоту гусениц. Людям приходилось трудиться без отдыха. Можно сказать, что вся история творилась на её глазах и при её участии...
В 1989 году, в день пятидесятилетия горно-обогатительного производства, обновлённый музей был открыт. Его с удовольствием посещали работники ММК, школьники, студенты, многочисленные гости. В 2006 году в здании управления горно-обогатительного производства произошёл пожар, в результате которого пострадал и музей.
– Ничего не сгорело, но экспонаты пострадали от воды и пены, которой тушили огонь, – вспоминает Вера Ивановна. – Перенесли всё, что удалось спасти, в бомбо-убежище аглоцеха, просушили, восстановили...
В 2007 году горняки-краеведы восстановили музей. В этой работе участвовали все цехи ГОП.
Немало сил вложили бывший главный инженер производства Николай Константинович Гостев, профсоюзный лидер горняков Николай Григорьевич Коваленко и бывший мастер рудника Анатолий Николаевич Киндяк. Сидели, соображали и в результате разработали новую концепцию, отмечает Вера Ивановна.
– Сейчас музей состоит из двух залов, в которых представлена вся история горно-обогатительного производства начиная с 1930-х годов, – голосом заправского экскурсовода повествует Вера Мазнина. В бытность председателем совета ветеранов ГОП она провела десятки экскурсий. – Фотографии, макеты, продукция, которую выпускали в военное и послевоенное время. В центре – композиция «Тыл и фронт», посвящённая горнякам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной и ковавшим победу в цехах. Гордость музея– переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, переданное горнякам Магнитки на вечное хранение. Здесь же скульптуры машинистов экскаватора Ивана Васильевича Широковского и Николая Александровича Садчикова, которого называли горняцким Маресьевым: в результате травмы он потерял ногу, но сумел вернуться к работе и в военные годы добыл рекордное количество руды – выплавленного из неё металла хватило бы на изготовление шестнадцати тысяч тяжёлых танков. Только в нашем музее можно увидеть письма писателя Николая Воронова к сталевару Захарову, рабочую обувь военных времён – на деревянной подошве. В музее по-прежнему представлена геолого-минералогическая экспозиция, геологические и маркшейдерские инструменты, лабораторные приборы, карты и портреты исследователей горы Магнитной...
Работники горно-обогати-тельного передела всегда гордились своей «принадлежностью» к горе Магнитной, подчёркивает Вера Ивановна. Лёгких профессий на ГОПе нет, поэтому трудиться здесь можно только по призванию, по велению сердца. Случайных людей «на горе» нет – у большинства работников за плечами солидный трудовой стаж.
– На горно-обогатительном производстве много семейных трудовых династий, – с гордостью подчёркивает Вера Ивановна.
Последние четыре года Вера Мазнина по состоянию здоровья отошла от дел, но связи с родным производством не теряет: созванивается с бывшими коллегами, с удовольствием читает статьи о горняках и смотрит передачи.
– Мне повезло, что попала именно на горно-обогатительное производство, – признаётся Вера Ивановна. – Столько замечательных людей узнала, столько хороших друзей приобрела. Быть частью предприятия с такой богатой историей – счастье.