Для девятилетнего мальчика прогулка закончилась реанимацией. ДТП произошло 30 сентября на улице Вознесенской, в районе дома № 7.
Забыли про правила
Мама разрешила погулять во дворе, но мальчишки решили сбегать в магазин. И побежали. Прямо через дорогу, не по переходу. Пока машины стояли на светофоре, они попытались проскочить проезжую часть наперерез движущемуся встречному потоку. Итог печален – закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, тупая травма живота, ушибы и ссадины. Момент аварии попал на камеру видеорегистратора.
– Установлена вина ребёнка, который перебегал проезжую часть в неположенном месте, – прокомментировали аварию в Госавтоинспекции. – Из-за встречного потока автомобилей шансов увидеть детей у водителя не было. В результате аварии мальчик в тяжёлом состоянии госпитализирован в реанимационное отделение.
По каждому такому случаю информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и в территориальный отдел полиции, в отдел по делам несовершеннолетних. Выясняется, почему ребёнок оказался один на проезжей части, определяется, есть ли в случившемся состав административного нарушения. Ведь существует статья 5.35 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Кроме того, комиссия по делам несовершеннолетних приглашает представителей администрации школы, в которой учится пострадавший, и там они отчитываются, какая работа проводится с учащимися по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
В группе риска
– Резкий подъём дорожно-транспортных происшествий с участием детей начался в августе, – объясняет старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения капитан полиции Нонна Гейнц. – Связываем это с тем, что они долго находились на самоизоляции. Дети разучились за время карантина переходить правильно дорогу. Апрель, май, июнь, июль... и вот с августа стали попадать в сводки ГИБДД. В том числе на пешеходных переходах, когда водители их не пропускали и когда дети сами оказались виноваты. На данный момент увеличение показателей аварийности по сравнению с прошлым годом – 32 процента. Это значительный рост. Если в сентябре 2019 года было два ДПТ с участием несовершеннолетних, то в сентябре 2020 – 11.
Всего в 2020 году в аварии попали 55 детей, один ребёнок погиб.
В 34 случаях травмированы были дети-пешеходы. Из них трое находились на проезжей части на электросамокатах. Двое – в меж-квартальных проездах, 14-летний подросток выехал на самокате на пешеходный переход на большой скорости. Также в числе пострадавших четверо велосипедистов.
Основная группа риска – дети от 9 до 15 лет. Если первоклашек родители отводят в школу, встречают, контролируют, то примерно с третьего класса ребята идут в школу самостоятельно, получив от мам и пап напутствие быть осторожными. Но если навык безопасного поведения на дороге не отработан до автоматизма, напутствия не помогут.
И всё же, по статистике ГИББДД, в 85 процентах случаях аварий на дорогах виноваты водители. Яркий пример – ДТП во дворе дома № 37 по улице 50-летия Магнитки. Произошло оно 28 сентября. Дети гуляли с мамами во дворе, мальчики играли в футбол. Мячик выкатился за пределы площадки, пятилетний малыш побежал его догонять и попал под колёса автомобиля. Получил множественные ушибы, сотрясение мозга, закрытую черепно-мозговую травму.
Нонна Гейнц показывает запись аварии: вот автомобиль поворачивает в межквартальном проезде, на дорогу выкатывается мяч, спустя несколько секунд следом выбегает ребёнок. Но 44-летний водитель не среагировала и продолжала движение даже тогда, когда малыш, по-сути, уже был под машиной. Почему она не остановилась? Возможно, водитель отвлёкся на разговор с пассажиром. Так или иначе, в произошедшем однозначно виноват водитель, так как не проявил должного внимания и осторожности, тем более – в жилой зоне. Теперь в отношении водителя будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела в зависимости от установленной тяжести причинённого вреда здоровью ребенка.
Чувство ложной безопасности
Увы, зачастую второстепенные дороги, межквартальные проезды, поселковые дороги кажутся пешеходам безопасными. Ведь это же не центральная магистраль. Ещё один миф – безопасность на пешеходном переходе.
Так, 27 ноября, когда прошёл один из первых снегопадов, в 14.20 в районе дома № 83 по проспекту Ленина на пешеходном переходе возле торгово-развлекательного комплекса «Континент» женщина на автомобиле «Фольксваген Поло» совершила наезд на двоих детей, переходивших проезжую часть на разрешающий сигнал светофора. Две пятиклассницы 10-ти и 11-ти лет шли на занятия в Дом творчества детей и молодёжи, а попали под колёса. К счастью, отделались лишь ушибами. Женщина объяснила, что пыталась применить экстренное торможение, но из-за гололёда затормозить вовремя не получилось. Так что, даже увидев зелёный свет светофора, нужно перед тем, как выйти на дорогу, внимательно смотреть по сторонам.
Другой случай произошёл 1 декабря: пятнадцатилетняя школьница в 15.20 возвращалась после занятий и в районе дома № 59 по дополнительному проезду улицы 50-летия Магнитки попала под машину. Водитель пояснил, что, увидев вышедшего на дорогу пешехода, попытался затормозить, сигналил, но девочка не реагировала – слушала музыку в наушниках и даже не смотрела на проезжую часть. В итоге столкновения избежать не удалось.
Месяц назад, 17 ноября, в посёлке Светлый мальчик поехал на самокате выносить мусор и попал под колёса «тойоты». Авария произошла на улице Еловой. Водитель объяснил, что не увидел ребёнка из-за встречного автомобиля и не успел вовремя затормозить. Пострадавший получил закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, закрытый перелом голени, ушибы. Хотя, казалось бы, безопасный посёлок вдали от оживлённых дорог.
– Некоторые пешеходы думают, что имеют преимущество на пешеходном переходе в соответствии с правилами дорожного движения, – объясняет Нонна Гейнц. – Но забывают, что, кроме прав, у пешеходов есть и обязанности. Пункт 4.5 ПДД гласит: на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, а также их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. Обязанность быть внимательным на дороге – обоюдная. Всё-таки пешеходу остановиться легче, чем автомобилю, особенно на скользкой дороге. То, что пешеходный переход – гарантия безопасности, – миф! Более того, если пешеход выходит на дорогу, не убедившись в безопасности, он может быть оштрафован на 500 рублей.
Акцент на профилактику
С ноября группа пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД проводит онлайн-конференции по профилактике ДТП. К конференции могут одновременно подключиться до 100 классов. Если же принять участие онлайн не удалось, позже педагогу будет доступна запись прошедшего видеоурока. Конференции проходят еженедельно, вся информация выкладывается в группе «Школа дорожной безопасности» в соцсети «Вконтакте» и в чате для учителей, отвечающих за профилактическую работу.
На классных часах, видеоуроках и встречах, посвящённых безопасности дорожного движения, детям показывают и видео с мест ДТП. Так, по аварии, произошедшей
30 сентября на улице Вознесенской, был снят телевизионный сюжет. В нём мама мальчика рассказывает: после ДТП сын был в сознании, плакал, говорил, что умирает, просил прощения за то, что перебегал через дорогу, и переживал за несделанные уроки. Эмоции мамы, уверены в Госавтоинспекции, помогут детям задуматься о том, какую боль они могут причинить родителям, если нарушат правила дорожного движения и попадут в аварию.
Также в школах при поддержке ГИБДД развивают движение «Родительский дорожный патруль». Активисты патруля дежурят на пешеходных переходах возле образовательных учреждений в утренние часы, в одних школах – каждый день, в других – несколько раз в неделю. Помогают детям перейти дорогу, проводят беседы о правилах безопасности. И с сожалением отмечают: дети могут переходить проезжую часть в неположенном месте, не останавливаются перед выходом на зебру, не смотрят по сторонам, смотрят не на дорогу, а в телефон, часто идут в наушниках.
– Родительский патруль проводит с детьми профилактические беседы, – рассказывает Нонна Гейнц. – Объясняет, что в тёмное время суток необходимы световозвращающие элементы. Также активисты принимают участие в рейдах «Ребёнок – главный пассажир», проверяют правила перевозки детей. Хотелось бы поблагодарить родителей, оказывающих такую помощь, в том числе бабушек и дедушек.
Вместе с управлением образования Госавтоинспекция организует массу конкурсов на темы безопасности дорожного движения, информирует школьников о проходящих всероссийских акциях. К примеру, сейчас проводится единое федеральное тестирование по правилам дорожного движения, в котором могли принять участие школьники с 1 по 11 класс.
Также в 2020 году ГИБДД проводила конкурс ко Дню памяти жертв ДТП, конкурс «Дорога и дети», конкурс презентаций по обучению безопасного поведения на дороге, конкурс отрядов юных инспекторов движения. Участие в них помогает детям знакомиться с правилами дорожного движения, а материалы – презентации, видеоролики – в дальнейшем используются в профилактической работе в школах города.
Кроме того, в рамках программы «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дорогие» в Челябинскую область прибыла передвижная лаборатория безопасности – специализированный микроавтобус с оборудованием, необходимым дл проведения занятий по ПДД. Также в планах магнитогорской Госавтоинспекции строительство детского стационарного автогородка, оборудованного светофорами, дорожными знаками, разметкой. Предложение по созданию площадки для проведения уроков по дорожной безопасности направлено в городскую администрацию.
Зона ответственности родителей
– Родители обеспокоены тем, как накормить, одеть, обуть, проверить уроки, – подчёркивают в Госавтоинспекции. – Но главный урок, который они должны вместе выучить, – это правила дорожного движения. Не только важность перехода через дорогу по зебре, но и необходимость при подходе к проезжей части остановиться и убедиться в безопасности. Дети, да и взрослые, должны запомнить: если видишь, что водитель едет на большой скорости и не собирается останавливаться, лучше его пропустить, а не доказывать свою правоту. Обращать внимание на погодные условия, видимость, освещение. Многие дети на дороге даже не смотрят по сторонам. А какой пример подают взрослые, идущие на красный свет, переходящие проезжую часть в неустановленных местах?
Поэтому, какой бы активной ни была профилактическая работа по обучению ПДД в школах, в основе всё равно лежит семейное воспитание. Мамы и папы должны осознать – безопасность детей на дорогах – их ответственность, правилам поведения на дороге в первую очередь должны научить родители.
Фотограф Андрей Серебряков