Окончание. Начало в № 108
В апреле 1990 года состоялись выборы нового состава городского Совета 21-го созыва – последнего в истории Магнитогорска. На первой сессии председателем исполнительного комитета был избран Виктор Николаевич Антимонов. Через семь месяцев – на третьей сессии – председателем городского совета стал Пётр Петрович Гесс. В октябре 1991 года на седьмой сессии его сменил главный инженер ПВЭС ММК Владимир Всеволодович Мазуль.
По профессии Виктор Антимонов был строителем. Окончив в 1956 году Магнитогорский строительный техникум, Виктор год отработал в тресте «Златоустметаллургстрой» мастером стройуправления «Жилстрой», а в 1957 году, вернувшись в Магнитогорск, на четверть века связал свою жизнь с трестом «Магнитострой». Там он прошёл путь от мастера до заместителя управляющего трестом, начальника строительства Правобережного комплекса. В 1981–1988 годах Виктор Николаевич продолжал заниматься строительством, но уже в ранге заместителя председателя горисполкома. На этой должности ему довелось поработать с председателями А. М. Панковым и М. М. Лысенко. Опыт работы во властной структуре пригодился Антимонову в 1990 году, когда после двух лет работы заместителем управляющего трестом «Магнитострой» по кадрам он был избран председателем городского Совета. Правда, всего на семь месяцев. В 1990 году его сменил Пётр Гесс.
В 17 лет Пётр Гесс начал трудовую деятельность на опытном заводе Целинного филиала государственного научно-исследовательского технологического института в небольшом городке Алексеевка. Проработав год токарем, ушёл в армию. Демобилизовался в 1973 году и вновь вернулся на завод. Через пять лет окончил Свердловский юридический институт и три года работал следователем прокуратуры Пермской области. С 1981 года в Магнитогорске. До 1990 года Пётр Гесс трудился в прокуратуре: следователем, старшим следователем прокуратуры Правобережного района, заместителем прокурора Левобережного района, прокурором Правобережного района. А в ноябре 1990 года был избран председателем городского Совета народных депутатов. За время работы Гесса в этой должности в Магнитогорске произошло немало значимых событий. Вступил в строй кислородно-конвертерный цех, вновь была открыта Магнитогорская городская государственная телерадиокомпания. В марте 1991 года состоялся Всесоюзный референдум, где вопрос о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных государств и республик бывшего СССР. Более 53 процентов магнитогорцев проголосовали за сохранение СССР. Одновременно с ним прошёл первый Всероссийский референдум о введении поста президента РСФСР. Почти 60 процентов горожан поддержали это предложение. Через три месяца – 12 июня 1991 года – первым президентом РСФСР был избран Борис Ельцин. В Магнитогорске за него проголосовали 84, 1 процента горожан против – 14,9 процента. В конце июня был опубликован указ о присвоении звания Героя Социалистического Труда генеральному директору ММК И. Х. Ромазану. В начале июля в Магнитогорск прибыл министр металлургии СССР О. Н. Сосковец, который вручил Ивану Харитоновичу высокую награду. А 27 июля Магнитогорск потрясло известие о смерти народного директора от сердечного приступа.
В конце июля сразу двум магнитогорцам было присвоено звание Героя Социалистического Труда: плотнику треста «Магнитострой» Сергею Александровичу Козловичу и управляющему треста Анатолию Порфирьевичу Шкарапуту. Они стали последними магнитогорцами, удостоенными этого высокого звания.
В августе 1991 года в стране произошли события, расценённые официальными лицами и органами государственной власти как заговор, государственный переворот и антиконституционный захват власти – путч. Магнитогорск замер в ожидании оценки этих событий со стороны городской власти. Главным информатором происходивших в Москве событий стала газета «Магнитогорский рабочий». Лишь 21 августа, когда стало ясно, что путч провалился, в «МР» было опубликовано заявление президиума городского Совета о безоговорочной поддержке президента РСФСР и признании ГКЧП неконституционным и незаконным органом. Факт запоздалой оценки событий
19 августа или другие события стали причиной того, что П. П. Гесс вскоре покинул пост председателя горсовета, возглавив созданную в сентябре 1991 года Магнитогорскую товарную биржу «МАГБИ». Место председателя городского Совета занял главный инженер ПВЭС Владимир Всеволодович Мазуль.
После окончания горно-метал-лургического института он пятнадцать лет отработал на ПВЭС, пройдя путь от машиниста турбин до главного инженера паровоздуходувной электростанции ММК. Осенью 1991 года был избран председателем Магнитогорского городского Совета народных депутатов, проработав в этой должности до октября 1993 года. Через полмесяца, согласно закону «О местном самоуправлении РСФСР», президиум городского Совета был упразднён, а взамен него создан так называемый малый Совет. В него вошло тринадцать депутатов. Через месяц, на восьмой сессии городского Совета народных депутатов, мэром Магнитогорска был избран народный депутат РСФСР Вадим Владимирович Клювгант, вице-мэрами – Геннадий Викторович Монетов и Виктор Николаевич Антимонов.
За два года пребывания у власти В. В. Мазуля в стране и городе происходили события поистине исторического масштаба. Так, в октябре в Оренбурге состоялся большой круг Оренбургского казачьего войска, утвердивший резолюцию, в которой казачье движение на исторической территории Оренбургского казачьего войска было охарактеризовано как массовое общественно-патриотическое движение. В состав ОКВ вошёл второй отдел в Верхнеуральске, к которому с давних пор относилась станица Магнитная. От неё на круге присутствовали десять казаков. С этой поры казачье движение в Магнитогорске начало набирать силу.
В конце 1991 года в Российской Федерации появился один из самых серьёзных документов на этапе формирования муниципальной собственности – постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность». Местные органы получили право ставить вопрос о передаче им в собственность предприятий и учреждений, принадлежащих другим собственникам, но имеющих важное значение для обеспечения населения коммунальными и социально-культурными услугами. В феврале 1992 года малый Совет народных депутатов принял постановление «О разграничении государственной и муниципальной собственности». Не сразу, но начался процесс передачи предприятий и учреждений в муниципальную собственность. Так, 7 июля 1993 года стал муниципальным предприятием трест «Водоканал», 8 августа того же года – трест «Электротранспорт», 29 ноября – трест «Теплофикация».
24 сентября 1992 года «Магнитогорский рабочий» опубликовал решение малого Совета «О введении безбилетного обслуживания на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси)», «О вопросах социальной защиты воинов-интернационалистов города». В это же время шла приватизация государственных и муниципальных предприятий, организованы пункты по выдаче приватизационных чеков, малоимущим выдавали продуктовые талоны. Большие изменения происходили и на главном предприятии города – металлургическом комбинате. ММК был преобразован в акционерное общество по первому варианту. На комбинате создали 30 самостоятельных подразделений с соответствующими правами ответственности, со счетами и всеми атрибутами юридического лица. В акционерном обществе ММК насчитывалось 110 тысяч акционеров.
Словом, время было непростое. А впереди ещё был октябрьский путч 1993 года, расстрел Белого дома – внутриполитический конфликт в Российской Федерации между представителями старой и новой власти, который вылился в государственный переворот, свержение Верховного Совета. В результате противостояния законодательной и исполнительной власти на всех уровнях после событий октября 1993 года указом президента РФ Советы были распущены, и городской Совет Магнитогорска прекратил своё существование. Власть полностью перешла в руки мэра города и городского Собрания депутатов, первый состав которого из 21 депутата был избран 22 декабря 1996 года.
Так закончилась 63-летняя история Магнитогорского городского Совета депутатов трудящихся.