Продолжение. Начало в № 108, 111, 114, 117, 120, 123, 126, 132, 135, 138, 140, 142, 147
Природа щедро одарила этого парня красотой, певческим даром, музыкальным слухом и талантом чтеца. Казалось, ему прямая дорога в искусство. Но в крестьянской семье профессия культработника считалась неподходящей для мужчины, поэтому после школы Михаил Лысенко поступил в Магнитогорский индустриальный техникум на самую что ни на есть мужскую суровую профессию – доменщик.
В 1960 году пришёл в доменный цех ММК, где проявил себя не только как добросовестный, инициативный специалист, но и как молодёжный лидер. Шесть лет возглавлял комсомольскую организацию цеха, в 28 лет стал членом партии, избирался в партбюро доменного цеха, в бюро левобережного райкома ВЛКСМ.
Из тринадцати лет, от времени поступления в доменный цех до ухода на партийную и профсоюзную работу, три года пришлись на армию. Служил Михаил на Байконуре.
Ещё работая в доменном цехе, комсорг Михаил Лысенко в мае 1971 года был ведущим передачи «Музыкальный турнир», организованной редакцией народного творчества Центральной студии телевидения. Соперничали в большом эфире творческие коллективы Магнитогорского металлургического комбината и Ленинградского завода имени Кирова. Магнитогорская студия впервые выходила
с 20-минутным включением в прямой эфир. Условия для состязающихся команд были неравными. Трудно было рассчитывать на победу над такими серьёзными соперниками, как ленинградцы. Невероятно, но факт: магнитогорцы не проиграли, но и не выиграли. Об этом было сказано на всю страну в передаче ЦТ, где жюри конкурса подводило итоги поединка Магнитогорск–Ленинград. Причём немало телезрителей прислали на телевидение письма в поддержку магнитогорцев.
Михаил Лысенко открыл программу стихотворением Леонида Ветштейна: «Сегодня много Магниток в стране,/И поступь у них гигантская./Магнитка в Липецке. На целине/Магнитка есть Казахстанская./А мы, уральцы, тем горды,/Что славу им создал броскую/Город, что встал у Магнитной горы –/Магнитка Магнитогорская!» Через восемнадцать лет это стихотворение Михаил Лысенко, будучи председателем горисполкома, включил в юбилейный доклад, посвящённый 60-летию Магнитогорска.
В 70-е Михаил Михайлович на некоторое время всё-таки стал работником, имевшим самое прямое отношение к культуре: в 1974–1977 годах он был председателем культурно-массовой комиссии профкома ММК. Позже Лысенко вернулся в доменный цех, где возглавил комсомольско-молодёжную бригаду доменной печи № 2, ставшую по итогам работы в 1978 году лауреатом областной премии имени Г. И. Носова. Этим самым Михаил доказал,что не превратился в кабинетного служащего, забывшего о своей профессии.
Перспективного молодого коммуниста направили в высшую партийную школу при ЦК КПСС, которую Михаил окончил с отличием. И сразу же был назначен инструктором отдела тяжёлой промышленности Челябинского обкома партии. В обкоме Михаил Михайлович проработал три года и в 1983 году был назначен директором Саткинского металлургического завода. Руководил заводом один год, а затем вновь вернулся в обком партии на должность заместителя заведующего отделом тяжёлой промышленности. Через два года Лысенко вернулся в Магнитогорск, где в октябре 1986 года был избран председателем исполнительного комитета городского Совета народных депутатов.
Три года пребывания Михаила Михайловича на этом посту были насыщенными,
интересными и в высшей степени непростыми.
Такой была тогда и жизнь в Советском Союзе: пришедший к власти в 1985 году
М. С. Горбачёв начал перестройку.
Три года продолжалась антиалкогольная кампания, которую её инициаторы впоследствии признали самой серьёзной ошибкой перестроечного периода. Многие магнитогорцы помнят огромные очереди за спиртными напитками и многочисленные отравления алкогольными суррогатами.
Весной 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. В ликвидации катастрофы участвовали 380 магнитогорцев. Правда, призывали на ликвидацию только тех, у кого было двое и более детей. Мало кто из «чернобыльцев» тогда понимал, что радиация очень опасна, хотя врачи предупреждали: жить после такого облучения ликвидаторы будут недолго. Из 380 магнитогорских ликвидаторов два года назад в живых оставались 185 человек.
В июле того же года более чем в два раза упала цена на нефть, что нанесло тяжёлый удар по советской экономике и стало одной из причин краха СССР. Из магазинов исчезло абсолютно всё, и 1970 годы стали казаться продовольственным и промтоварным раем. В 1987 году в СССР начали вводить талонную систему, которая к началу 1989 года была введена по всей стране.
В январе 1988 года был принят закон «О кооперации в СССР», который после 60-летнего перерыва узаконил в СССР частную собственность на средства производства, разрешил кооперативы и совместные предприятия с зарубежными партнёрами. Предпринимательство было легализовано, начался рост кооперативного производства.
В Магнитогорске один за другим открывались кооперативы, которые население встретило в штыки: кооперативы торговали товарами по рыночным ценам. Стремительное обогащение кооператоров люди воспринимали как грабёж и вопиющую социальную несправедливость, завидовали, злились, писали гневные письма в газеты.
Немалый переполох в стане руководителей производств вызвал закон «О государственном предприятии (объединении)», который расширил права предприятий и трудовых коллективов, ввёл выборность директоров. В январе 1987 года – впервые в советской истории – прошли конкурентные выборы директора завода. Избирателями были рабочие Рижской автомобильной фабрики. Прецедент был создан, и по стране прошла волна подобных выборов. Не обошла она и Магнитогорск.
В июне 1988 года состоялось празднование тысячелетия крещения Руси. Оно стало переломным в отношениях государства и православной церкви. После него началось массовое восстановление и строительство храмов. В 1989 году началось строительство нового храма и в Магнитогорске. Правда, из-за возникших финансовых трудностей возведение Свято-Вознесенского храма было приостановлено и возобновилось лишь в 1998 году.
В декабре 1988 года был учреждён Съезд народных депутатов СССР в составе 2250 человек, избираемых на альтернативной основе. Началось реформирование политической системы, одобренное XIX партконференцией. На этой конференции, ставшей важнейшим событием в жизни страны, Магнитогорск представляли
М. М. Баля, Н. П. Вертолецкий, И. Х. Ромазан, В. М. Рябков, Л. Г. Стоббе.
В 1988 году произошло мощное землетрясение в Армении. Тогда погибло более 25 тысяч человек, около 500 тысяч – лишились крова. Впервые со времён холодной войны советская власть официально запросила помощь у других стран, которые с готовностью откликнулись. В Магнитогорске практически каждый трудовой коллектив собирал вещи и деньги в помощь пострадавшим от страшного землетрясения. Коллектив ММК перечислил в счёт помощи пострадавшим 200 тысяч рублей. В тресте «Магнитострой» из
50 лучших специалистов был сформирован специальный строительный отряд, оснащённый всей необходимой техникой.
В 1988 году в Магнитогорске прошла американская выставка «Информатика в жизни США», позволившая магнитогорцам заглянуть в будущее.
В 1989 году завершился вывод советских войск из Афганистана. Девятилетняя война, унесшая жизни более 15 тысяч человек, закончилась. В Афганистане воевал 961 магнитогорец, 16 человек погибли, 69 были ранены, из них
14 ребят остались инвалидами, 306 награждены боевыми наградами.
В том же году состоялись выборы на I съезд народных депутатов СССР. Это были первые частично свободные выборы, с альтернативными кандидатами в большинстве округов. В СССР началась реальная политическая борьба. Многие партийные руководители проиграли выборы, а демократические кандидаты прошли в депутаты от общественных организаций. От Магнитогорска делегатами съезда стали директор ММК И. Х. Ромазан, главный редактор газеты «Магнитогорский рабочий» В. Н. Кучер и ректор МГПИ В. Ф. Романов.
И, конечно же, надо сказать о начавшемся строительстве кислородно-конвертерного цеха, первые три года которого пришлись как раз на годы руководства горисполкомом М. М. Лысенко. За это время в Магнитке побывали многие министры страны, партийные руководители высокого ранга, советские и зарубежные журналисты.
В последний год своей работы в кресле председателя горисполкома Михаил Михалович оказался тесно связанным с Германской Демократической Республикой. В апреле 1989 года у Магнитогорска появился город-побратим, было заключено соглашение о дружбе между Бранденбургом-на-Хафеле и Магниткой. Соглашение об установлении дружественных связей между городами подписали бургомистр Клаус Мойс и председатель горисполкома Михаил Лысенко. А в июне того же года в Магнитогорске с визитом побывали Чрезвычайный и Полномочный Посол ГДР в СССР Герд Кениг и генеральный секретарь ЦК СЕПГ Эрих Хонеккер, который ещё в 1931 году работал на Магнитострое в составе интернациональной бригады молодых коммунистов. Тогда же Михаил Лысенко подписал постановление о присвоении Хонеккеру звания почётного гражданина Магнитогорска. Визиты немецких коммунистов были приурочены к 60-летию Магнитки.
До конца 1989 года Михаил Лысенко возглавлял горисполком, а затем вышел на заслуженный отдых. Став пенсионером персонального значения, Михаил Михайлович много читал: у него была богатая библиотека. На всех книгах стоял экслибрис, который он сам придумал и нарисовал. Нередко он брал в руки гармошку и пел. Особенно часто исполнял свою любимую песню из кинофильма «Весна на Заречной улице». Михаил Михайлович Лысенко скончался в 2001 году. Всего три года он был градоначальником, но его дела и имя навсегда останутся в истории города.