Магнитку строила вся страна. Этот факт подтверждает история нашей семьи, родившейся на Магнитострое и превратившейся через полвека в самую большую династию на ММК.
Наш отец, Александр Георгиевич Шахтарин, вырос в посёлке Новоуткинского металлургического завода, который располагался на речке Утка в том месте, где она впадает в Чусовую. Завод был государев, в отличие от демидовского Староуткинского, также располагавшегося на Чусовой. На заводе были две доменные печи, которые прекратили работать после революции.
Отец окончил Новоуткинскую начальную школу и семилетку в Екатеринбурге. В начале 20-х годов в рабочем посёлке была организована профтехшкола, где молодёжь обучалась слесарным и другим навыкам. Обучение шло основательно. За четыре года осваивали не только рабочие профессии, но и курс средней школы. Отец с восторгом вспоминал, что в профтехшколе их учили и тангенсам и котангенсам. В 1927 году обучение было закончено, и новоиспечённые специалисты Аркадий Букрин, Василий Белоусов, Александр Шахтарин и Александр Иванов отправились в поисках работы на близлежащие заводы. Сначала в Баранчу, а потом в Лысьву. В конце 1929 года друзья поехали в Магнитку, но без Шахтарина. Так случилось, что молодёжь хулиганила вместе, а отдуваться пришлось за всех одному ему. Летом 1930 он также прибыл в Магнитогорск и устроился на кирпичный завод машинистом экскаватора. Экскаваторов в то время на стройке было немного, и то, что он работал на такой машине, подтверждает высокую квалификацию молодого рабочего. А было ему в ту пору двадцать лет. В октябре 1930 Александр Шахтарин устраивается в основной механический цех ММК слесарем 5-го разряда. В ремонтно-механической службе комбината он проработал без малого сорок лет до конца 1969 года.
Был небольшой перерыв в этой работе. В 1934 году его направили на политпросветительскую работу в посёлок спецпереселенцев на горе за 31-й школой, где под надзором спецкомендатуры жили раскулаченные крестьяне. Ещё в 60-е годы из окон школы можно было видеть бараки этого спецпосёлка. Часто передовых рабочих посылали работать агитаторами-инспекторами в посёлок. Так и наш отец почти два года проработал в такой должности. За это время он окончил рабфак МГМИ, но дальше учиться не стал.
В ноябре 1935 Александр Шахтарин вернулся в основной механический цех. О работе его в этот период свидетельствуют документы, находящиеся в его личном деле, хранящемся в архиве ММК. Например, характеристика от 18. 07. 1940 года: «Шахтарин Александр Георгиевич, рождения 1908 года, из рабочих, работал в механическом цехе ММК сначала слесарем, затем нормировщиком, с мая 1936 года сменным мастером общеслесарного отдела, с мая 1938 года работает старшим мастером по капитальным ремонтам. К работе относится добросовестно, дисциплинированный, знает хорошо своё дело. Товарищ Шахтарин от начала сборки отдельных узлов до окончания монтажа на месте 260-тонного разливочного крана проводил все слесарно-монтажные работы, показал отличную стахановскую работу, знание дела, хорошие организаторские способности и высокую трудовую и производственную дисциплину. В общественной жизни цеха товарищ Шахтарин принимает активное участие. Директор ММК Носов. Секретарь ЗПК Лесков. Председатель завкома Слесарев». Под документом карандашом сделана надпись: «Услана НКЧМ т. Тевосяну».
Эта характеристика была представлением к награждению почётным знаком Наркомата чёрной металлургии – первой награды отца.
Следующую награду он получил в конце войны, 1 апреля 1945 года – орден Красной Звезды. Так высоко оценивали труд рабочих ММК, в тылу ковавших победу. Всю войну отец занимался ремонтом этих печей и другого оборудования. В июле 1941 года он был задействован в осуществлении легендарного проекта Н. А. Рыженко по переоборудованию блюминга для прокатки броневых листов. Под руководством Рыженко – главного механика комбината – отец проработал много лет и всегда уважительно отзывался о нём. Николай Андреевич также положительно оценивал работу Шахтарина и принял активное участие в продвижении его по службе. В архивном деле сохранилась служебная записка от 13 октября 1956 года. «Начальнику отдела кадров комбината товарищу Буйвиду Б. И. Вторично прошу Вас утвердить в должности начальника ремонтного куста мартеновских цехов товарища Шахтарина А. Г. Главный механик комбината Н. Рыженко». История этого назначения такая. В 1951 году начальник ремонтного куста мартеновских цехов К. Плисконос стал парторгом ЦК КПСС на комбинате, а исполняющим обязанности начальника цеха был назначен его заместитель Шахтарин. Пять лет отец находился в должности исполняющего обязанности. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в другой характеристике от 3. 11. 1955 года. В ней подчёркивается, что товарищ Шахтарин приобрёл большой практический опыт в области ремонта заводского оборудования, «что даёт ему возможность, не имея специального технического образования, правильно решать вопросы, связанные с ремонтом оборудования мартеновских цехов». Характеристика была подписана директором комбината Ф. Вороновым и парторгом К. Плисконосом. Отсутствие инженерного образования, скорей всего, и мешало отцу стать начальником цеха. Но Рыженко настоял на своём, и Шахтарин занял эту должность. Четверть века он был начальником ремонтно-механического куста мартеновских цехов. По всей видимости, неплохим начальником. Подчинённые называли его «батя» – не каждый руководитель удостаивается такого звания.
Как сложилась судьба новоуткинских ребят, приехавших с отцом на Магнитку? Хорошо известен жизненный путь Аркадия Букрина, который породнился с нашей семьёй. В 1929 году на Магнитострой прибыл большой отряд добровольцев из Кременчуга. В их числе была и Тамара Грузинская. Аркадий и Тамара создали семью. В декабре 1930 у них родилась дочь, после чего молодая семья переехала в Свердловск. В 1937 году к Тамаре приехала сестра Элла. В это же время у друга Аркадия гостил Александр Шахтарин. Произошла встреча молодых людей, и 24 июля в Новой Утке была сыграна свадьба, после которой молодые уехали в Магнитогорск. Так родилась наша семья. Аркадий Букрин прошёл финскую и Отечественную войны. Возглавлял различные предприятия в Свердловске. Трудовая деятельность Тамары Грузинской была связана с Уралмашем.
О других друзьях отца известно меньше. Василий Белоусов работал в Магнитогорске по линии комсомола, затем переехал в Челябинск. В годы войны ушёл на фронт и погиб. Александр Иванов окончил в Москве Промакадемию. После войны был командирован во Львов, где погиб. Был среди друзей отца ещё один земляк, работавший в Магнитогорске, – Сергей Скакунов. Он в Новой Утке вместе с отцом руководил комсомольской организацией. В Магнитогорск Скакунов приехал в апреле 1930 года. Здесь тоже стал комсомольским активистом. Работал в горкоме ВЛКСМ, затем переехал в Челябинск, где был избран вторым секретарём обкома комсомола. В конце 30-х был репрессирован. Отец всю жизнь хранил его фото с весёлой дарственной надписью, хотя в те времена это было небезопасно.
В апреле 1930 года в Магнитогорск приехала родная сестра отца – Вера Георгиевна Шахтарина. Вся её жизнь была связана с ММК, где она, после окончания в 1936 году индустриального техникума, сорок лет проработала контрольным мастером на стане «300-1» в
сортопрокатном цехе. В её характеристиках подчёркивалось, что она «в работе весьма аккуратна, много занимается профилактическими мероприятиями, своевременно предупреждает обо всех неполадках в работе на стане цеховой персонал и работников ОТК». Но эта характеристика далеко не отражала бурную деятельность Веры Георгиевны. ШахтаринА, именно так с ударением на последний слог, именовали её в цехе.
Она была настоящей грозой для бракоделов, дотошно добирающейся до самых скрытных мест производства.
Около сорока лет проработал на комбинате и муж Веры Шахтариной Мин Варфоломеевич Санников. В 1931 году он приехал в Магнитку из далёкой старообрядческой деревни в Татарстане. Приехал с раскулаченными переселенцами, и местом жительства его с родителями был спецпосёлок. Образования он не имел, и первая рабочая специальность его была землекоп в Земстрое. Но крестьянская рабочая жилка привела его в главное производство комбината. В 1932 году он уже трудился крановщиком в доменном цехе, затем бригадиром монтажников на строительстве стана «300-2». Перед войной Санников окончил курсы мастеров социалистического труда и работал в должности старшего мастера-механика на блюминге № 3 в обжимном цехе. Том самом блюминге, который с июля 1941 года стал катать броневой лист. В этом цехе он проработал до 1957 года, когда вынужден был по состоянию здоровья уйти с комбината, и вернулся в 1961 уже в ЛПЦ № 4, где стал работать на слябинге. На протяжении всей трудовой жизни Мин Варфоломеевич постоянно занимался рационализаторской деятельностью. В его личном деле сохранился такой документ: «Приказ № 41 по Магнитогорскому металлургическому комбинату имени Сталина от 26. 02. 1942. За внесённое рационализаторское предложение «Перепасовка тросов на кране «Тигиер» для увеличения их службы, техническое усовершенствование, давшее годовую экономию 358 рублей обжимному цеху № 3, приказываю товарища Санникова М. В. премировать в сумме 107 руб. Главный инженер комбината Михалевич».
Всю войну проработала на комбинате и вторая сестра отца Серафима Георгиевна. В 1941 году она окончила в Магнитогорске среднюю школу № 31 и стала работать в службе ОТК ММК в старом листопрокатном цехе, где на эвакуированном из Мариуполя стане «4500» с 1 ноября 1941 года всю войну прокатывался броневой лист. В этом цехе с 4 октября 1941 года работал и эвакуированный из Днепродзержинска молодой рабочий Валентин Андреевич Черницкий. Он стал мужем Серафимы. В 1946 году, после рождения дочери, Сима ушла с работы. Валентин проработал в листопрокатном цехе до ухода на пенсию в 1965 году.
Так в довоенные и военные годы складывалась рабочая династия Шахтариных. Продолжателями дела отца стали его дети. Рудольф с 1962 года более сорока лет проработал в структуре управления главного механика комбината. Был одним из создателей Механоремонтного комплекса, в который вошёл ЦРМО-1 – цех, созданный нашим отцом на базе ремонтного куста мартеновских цехов. Владимир трудился в листопрокатном производстве пятьдесят лет с 1959 по 2009 год. Его трудовая деятельность была связана со станом «2500» холодной прокатки в ЛПЦ-5. Их жёны Нина и Валентина также много лет отдали работе на ММК. В библиотеке комбината работала наша сестра Галина. В структурных подразделениях МРК трудились дочери Рудольфа Маргарита и Наталья, и сейчас здесь работает его внук Кирилл. Дети Владимира Татьяна и Александр также связаны с прокатным производством. «Александр вторый», так называл его в детстве дед Саша, начинал свою деятельность вальцовщиком на стане «2500», рабочее место Татьяны находится рядом со станом «4500».
Георгий Шахтарин,
историк, сотрудник Томского
государственного университета