В конце календарного года банк крови испытывает острый дефицит компонентов. Впереди большие новогодние праздники, в которые, к сожалению, тяжелобольные люди будут нуждаться в переливании крови. Запасов донорской крови не хватает. К тому же в 2020 году появилась острая потребность в антиковидной плазме.
Проблема нехватки донорской крови к концу года была всегда и везде. Это связано с тем, что активные доноры, составляющие основной костяк готовых прийти по первому зову, свой годовой «запас» кроводач израсходовали: как известно, мужчины могут это сделать пять раз в год, женщины – четыре.
– Этот год уникальный, он отличается от всех предыдущих: никогда ещё Магнитка не заготавливала столько донорской крови, – рассказала заведующая магнитогорским филиалом Челябинской областной станции переливания крови Елена Родионова. – За одиннадцать месяцев осуществили 14830 донаций. На станцию переливания крови пришли 4926 горожан. В среднем каждый человек трижды сдал кровь. Но первичных доноров не так много, как хотелось бы – всего 13 процентов, 658 человек. Вернее сказать, количество первичных доноров по сравнению с предыдущими годами сильно сократилось. Свои коррективы внесла пандемия. С апреля прекращены традиционные выездные дни донора, которые проводятся в средних и высших учебных заведениях, на предприятиях. После них обычно донорский «штат» пополняется.
В числе немногих добровольцев-новичков есть совершенно новая категория, появившаяся в 2020 году, – доноры антиковидной плазмы. Среди них и я, перенёсшая ковид в лёгкой форме в конце сентября–начале октября. Я писала об этом в материале «Как я примерила «корону», рассказывала о намерении сдать плазму, чтобы помочь тем, кто борется с болезнью и нуждается в компоненте, наполненном антителами. О своём желании сообщила, позвонив на станцию переливания крови. Мне объяснили, что кандидат на донацию должен, во-первых, быть здоров и по всем параметрам подходить на донорство. Кроме того, необходимо представить справку из стационара или выписку из амбулаторной карты, положительный и отрицательный тесты на коронавирус, подтверждающие диагноз – вирус должен быть идентифицирован. С этими документами и отправилась на станцию, где у меня взяли кровь на наличие антител. И через несколько дней пригласили на донацию.
Сама процедура занимает 30–40 минут. Но нужно быть готовым к тому, что какое-то время потребуется на подготовку.
Возьмут кровь из пальца, из вены – медики должны убедиться, что ваш биоматериал годится для работы, вы здоровы и донация будет безопасной как для донора, так и для реципиента. После заполнения подробной анкеты с каждым обязательно беседует врач-терапевт, измеряет давление и даёт заключение о возможности донации. Остаётся поддержать водный баланс организма, выпив сладкий чай – и в операционный зал. Забор крови проходит в три этапа, за которые донор видит, как заполняется ёмкость его плазмой, а освобождённая от неё кровь возвращается обратно. Постоянно рядом находятся сотрудники станции переливания, готовые объяснить, подсказать и помочь, если в этом возникнет необходимость.
Много раз слышала о том, насколько внимательные, добрые врачи работают на станции переливания крови. Убедилась лично, насколько трепетно относятся здесь к каждому донору – и не только антиковидной плазмы. Начиная с регистратора, поблагодарившего за то, что пришла сдать плазму, на всех этапах меня сопровождали, объясняли, заботились. Не удивительно, что организм оказался отзывчив: процедуру перенесла прекрасно. И когда через две недели пригласили на повторную донацию, отправилась не задумываясь. И уверяю: пока в моей антиковидной плазме будет нужда, буду сдавать. Таков мой посильный вклад в борьбу с коронавирусом.
– С мая работаем с донорами антиковидной плазмы, – говорит Елена Сергеевна. – Каждый для нас на вес золота, потому что понимаем, насколько ценен компонент, который получаем от переболевших ковидом доноров. Одна донация – 600 граммов плазмы – может помочь двум-трём больным коронавирусом.
Чтобы найти таких доноров, сначала действовали через больницы: министерство здравоохранения поручило руководителям стационаров проводить беседы с выздоравливающими, выписывающимися и настраивать на сдачу антиковидной плазмы. Больницы передавали списки этих людей на станцию переливания крови. Потом с ними беседовали, и если было желание прийти на донацию – выявляли, нет ли противопоказаний. Многие горожане сами звонят и заявляют о желании прийти, сдают плазму вновь и вновь – есть доноры, сдавшие полезный для больных ковидом материал уже шесть, семь раз.
К слову, в отличие от кроводач, по которым есть количественное ограничение в год, ковидную плазму можно сдавать каждые две недели: так называемый коэффициент позитивности держится больше пяти. После обычной кроводачи восстановление проходит медленней, около двух месяцев. После донации белковой части крови – плазмы – восстановление по белку проходит быстрее, уже на 5-7 сутки, водная часть восстанавливается во время самой процедуры. Клетки крови при донации возвращают назад.
– У многих, как мы заметили, титр при последующих сдачах нарастает, – говорит Елена Родионова. – Можно предположить, что при контакте с вирусом иммунитет находится в напряжённом состоянии. И имея определённую защиту, он стимулируется.
Донором ковидной плазмы может стать взрослый человек в возрасте от 18 до 55 лет. Для обычной донации верхней возрастной планки нет – в Магнитогорске есть уважаемые доноры за 60 лет. Потенциальный донор не должен иметь удалённых органов, хронических заболеваний, не состоять на учёте у узких специалистов.
После оперативного вмешательства должно пройти не меньше полугода, после татуажа – год. Это исключает риск скрытых инфекций.
Многочисленные условия, запреты по состоянию здоровья направлены на безопасность как реципиента, так и самого донора.
Одного желания сдать кровь мало, к донации нужно готовиться. За сутки не есть жирного, солёного, острого, копчёного, колбасу, яйца, шоколад, орехи, бананы, свёклу. Двое суток воздержаться от алкоголя, трое суток не пить анальгетики, за час до донации не курить. Лучше всего организм реагирует на кровопотерю в первой половине дня, поэтому часы приёма доноров с 8.00 до 12.00. Доноров ковидной плазмы серьёзно обследуют, делают развёрнутую гемограмму, так как многие показатели важны.
Елена Сергеевна отметила, что 2020 год показал большой дефицит крови не только из-за ковида: донорский светофор практически постоянно в красном цвете. Кровь расходится очень быстро, стационар без неё не может обходиться: проводятся оперативные вмешательства, нередко требуется переливание. Магнитогорская станция переливания крови обеспечивает компонентами крови городские больницы и стационары близлежащих районов. Но поскольку станция входит в структуру холдинга – Челябинской областной станции переливания крови, для равномерного распределения, сбережения донорских ресурсов, которые имеют срок годности, материалы отправляют и в область.
Антиковидную плазму в Челябинской области сдают в Челябинске, Магнитогорске, Миассе и Златоусте. Стоит отметить, что донорами ковидной плазмы могут стать и те, кто не обращались за медицинской помощью, но уверены, что перенесли коронавирус. Но только в случае, если на руках есть определение иммуноглобулинов M и G, коэффициент позитивности, или титр, иммуноглобулина G должен быть больше 5. Высокий показатель титра – это эффективность плазмы для того, кому она будет переливаться. По наблюдениям медиков областной станции переливания крови, максимально отмеченный титр – 16,7.
Плазма крови выздоровевших нужна для создания специальной сыворотки с антителами, которые нужны тем, у кого они не успели выработаться, а надо дать отпор вирусу, чтобы быстрее уничтожить болезнь. В первую очередь антиковидную плазму применяют для лечения самых тяжёлых больных. Буквально с одной дозы, заверяют врачи, состояние способно стабилизироваться, и человек идёт на поправку. Улучшение наступает благодаря иммуноглобулинам. Чем сильнее у донора иммунная система, тем больше антител. Тот, кто тяжело перенёс инфекцию, не может быть донором.
Известно, что большинство людей приходят на донации по велению сердца, готовые безвозмездно делиться ценным ресурсом. Но государством положено за кроводачу два дня отдыха. И не каждый работодатель согласен порой отпускать работника на незапланированный выходной. По сути, и не обязан делать это по первому требованию – есть ведь производственные задачи. Но, делая доброе дело, всегда можно найти вариант договориться, использовать дни отдыха частично, или приобщив их к отпуску, или в другое время, чтобы комфортно было обеим сторонам.
– Для тех доноров, которым неудобно отпрашиваться с работы на неделе, устраиваются донорские субботы – каждая третья в месяце, – напомнила Елена Родионова. – Сейчас проводим даже чаще: в ноябре дважды, то же будет в декабре. В субботу 19 декабря на станции переливания крови снова ждут доноров. Детали можно узнать по телефонам: 34-52-13 и 34-47-07. Акция рассчитана на пополнение банка крови к новогодним праздникам.