Встречу с педагогами и представителями родительской общественности организовало управление образование администрации города при поддержке специалистов МВД.
Спикерами выступили приглашённый из Екатеринбурга эксперт уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», кандидат исторических наук Алексей Старостин, председатель централизованной религиозной организации «Региональное духовное управление мусульман Челябинской области в составе Центрального духовного управления мусульман России» Ринат Раев, епископ Магнитогорской епархии Зосима и имам-мухтасиб Магнитогорска Рашид Латыпов. Вёл семинар начальник отделения «Магнитогорское» Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Челябинской области Илья Афанасенко.
Религиозные экстремистские секты – одна из острых проблем современного общества. Несмотря на активную профилактическую работу, зачастую как молодёжь, так и взрослые вовлекаются в деятельность экстремистских движений и псевдорелигиозных организаций. И хотя последователи, к примеру, секты свидетелей Иеговы, с 2017 года включённой в список запрещённых в России организаций, и им подобные больше не раздают буклеты на улицах, зато ведут активную пропаганду в Интернете. Ищущим духовную опору они дают религиозный суррогат, требуя в обмен на «вечное спасение» финансовые пожертвования, оправдывают религией террористическую деятельность. Собирать «паству» вокруг себя могут не только аферисты, но и душевнобольные люди. Противостоять этому злу может нравственное и духовное просвещение. О том, как донести до детей истинные ценности, и шла речь на семинаре, участниками которого стали педагоги и родители. Отметим, семинар, посвященный профилактике религиозного экстремизма, проходил в Магнитогорске уже во второй раз.
В первой части семинара выступили представители традиционных религий, они рассказали о своём видении этой проблемы и основах православия и ислама. Вторая часть встречи была посвящена деятельности запрещённых в России организаций, таких, например, как Исламское государство, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, а также псевдорелигиозных экстремистских организаций – свидетелей Иеговы, сатанистов, царебожников и других. Участники семинара обсудили, какие методы подобные секты используют для вовлечения молодёжи в террористическую деятельность и как этому противостоять.
Знание основ традиционных религий могло бы уберечь детей от ошибок, отметили спикеры. Так, по мнению епископа Зосимы, распространению религиозных сект в постсоветской России способствовала царившая в те годы бездуховность.
– Неинформированный, несведущий человек становится потенциальной жертвой деструктивных сил, – отметил руководитель Магнитогорской епархии. – Нужен необходимый минимум знаний о традиционных религиях, который даст внутренний стержень для того, чтобы воспринимать информацию духовную и не попасть под влияние псевдорелигиозных учений.
Именно поэтому с 2012 года в четвёртых классах российских школ был введён новый предмет – основы религиозной культуры и светской этики. В рамках ОРКСЭ детям предлагают к изучению несколько модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Светская этика». Но статистика показывает, что в 90 процентах родители выбирают именно последнее направление.
– Может быть, проблема в том, что педагоги не готовы погружаться в религиозные темы, – предположил епископ Зосима. – Призывал и призываю не бояться повышать свой уровень знаний, приглашать представителей традиционных религий в школы и самим педагогам погружаться в этот материал.
Тем более все религиозные организации регистрируются в Минюсте и проходят проверки МВД, ФСБ, прокуратуры.
– В городе ни одна православная или мусульманская организация, входящая в Центральное духовное управление мусульман России, не привлекалась ни к административной, ни к уголовной ответственности за нарушения законодательства, – подчеркнул Илья Афанасенко. – Поэтому если в школу приглашать представителя религиозной организации, всё будет официально, тематику согласуют и в МВД, и в управлении образования, и с родительским комитетом, так что можно не бояться, что на урок придет представитель религиозной секты.
Муфтий Челябинской и Курганской областей Ринат Раев в своём выступлении отметил:
– Централизованные религиозные мусульманские организации были в единой позиции: имамам не стоит ходить в школы, так как в исламе есть различные течения. Но проблема в том, что в школах нет педагогов, готовых преподавать основы ислама или православия. Даже в национальных районах, Аргаяшском, Кунашакском, где в основном преобладает мусульманское население, ни в одной школе по исламу курс ОРКСЭ не ведётся. Заниматься просветительской работой в этом направлении должны не сотрудники религиозных организаций, а педагоги школ, но для этого необходимо проводить подготовку. Книги и учебные пособия есть и по исламу, и по православию, но они не внедряются. Детей не надо учить молиться, проект именно культурологический, мировоззренческий. Подготовка педагогов – общая задача, если ребёнку привьём эти ценности, значит, внутренний стержень у него будет, он станет своеобразной вакциной, помогающей выработать иммунитет против экстремистских псевдорелигиозных взглядов. Когда ребёнок знает ценности своего народа, культуру, родной язык, он будет уважать и других.
Пожалуй, для представителей ислама этот вопрос стоит наиболее остро на фоне захватившего мир исламского терроризма. Экстремисты находят идеологическое обоснование своей деятельности в трактовках Корана, но это лишь манипуляции для вербовки сторонников и ведения террористической деятельности.
– Ислам – одна из мировых религий, принёсшая много пользы мировой культуре, – подчеркнул Ринат Раев. – Но в современном мире ислам принимает образ экстремистской религии. Истинный верующий не может быть террористом, который уничтожает людей. Убийство противоречит исламу. Да, в исламе есть понятие «шахид» – мученик, который отдал свою жизнь ради жизни других людей. Но в современном мире оно получило совершенно другое значение.
Работа по профилактике вовлечения подростков в экстремистскую деятельность в Магнитогорске проводится не первый год. Аналогичный семинар, посвящённый экстремистским и криминальным субкультурным течениям в молодёжной среде, проводился в 2020 году. Алексей Старостин также принимал в нём участие как приглашённый эксперт.
– И в исламе, и в христианстве возникают псевдорелигиозные течения, лидеры которых вербуют людей, неграмотных в религиозном плане, – объяснил Алексей Старостин. – Так буквально на наших глазах раскрутилась секта царебожников. Под влияние таких «деятелей» попадает и много взрослых людей. Да, на улицах никто не раздает литературу, вовлекающую в деструктивные культы, но всё это перешло в виртуальное пространство. И основным барьером, который сможет защитить подростков от такого влияния, является семья, а потом уже школа и государство. Нужно больше времени проводить с детьми, жить их интересами. Взрослые должны знать, чем увлекаются их дети, что они читают и что смотрят, в первую очередь, спрос с родителей. Ребёнок должен быть занят нормальными увлечениями: спортом, танцами, искусством. Родители же должны, несмотря на свою занятость, находить время для общения с детьми.