В зале выставлены работы ещё одной экспозиции «Из ненужного – в прекрасное» (3+), объединённые направлением апсайклинг – вторичное использование вещей, что отвечает экологическому профилю основной экспозиции. Инициаторами проведения общественной творческой выставки традиционно становится городское волонтёрское экологическое сообщество. Добровольцев поддержали управление охраны окружающей среды и экологического контроля администрации Магнитогорска и управление культуры.
Четвёртая экологическая
Организаторы отмели все возрастные рамки, пригласив участвовать в конкурсе и взрослых, и детей. Предварительно среди претендентов провели отборочный конкурс, жюри определило победителей, представив на суд зрителей как работы лауреатов, так и все авторские произведения, объединённые единой темой – обитатели планеты.
– Наиболее активны ученики детской художественной школы и изостудий «Дельфин», «Арт Виль», «Феникс», возраст которых от 8 до 11 лет, – уточняет куратор выставки, научный сотрудник информационно-образовательного центра галереи Виктория Финогенова. – Эта возрастная группа самая многочисленная – 120 человек. В экспозиции представлены 140 работ, выполненных в различных техниках живописи, использована необычная аппликативная методика. Графические работы выполнены цветными карандашами, фломастерами, пастелью. Созданные от души, самобытные, насыщенные по цвету и содержанию, они отражают многообразие мира.
Главный специалист управления охраны окружающей среды и экологического контроля Юлия Скопцова подчеркнула, что жюри четвёртой экологической выставки определяло победителей в трёх категориях: любители, взрослые участники и учащие художественных школ, учреждений эстетического образования, творческих студий. Для ребят также определили возрастные категории и три номинации: графика, живопись, смешанная техника.
Работы дошкольников представлены в цифровом формате на портале «Активный житель». Проголосовать за три лучших произведения малышей можно на сайте городской администрации до 30 ноября. Награды по итогам голосования вручат в начале декабря. К слову о наградах, средства на них выделяют городское экологическое движение под председательством Анны Рожковой и врачи ветеринарных клиник Елена Зеленова и Наталья Фёдорова.
– В этом году работы оценивали члены Союза художников России Наталья Кожевникова и Светлана Рябинова – заведующая кафедрой академического рисунка и живописи МГТУ. Член Союза педагогов-художников России Надежда Трахтенгерц и Юлия Скопцова выбирали лучшие экспонаты выставки «Из ненужного – в прекрасное», – уточняет председатель волонтёрского экологического движения Магнитогорска Анна Рожкова. – Работы, представленные на этот конкурс, должны соответствовать экологическим требования: не содержать токсических веществ.
– В экспозиции 19 работ, созданных из вторично переработанных материалов, – рассказывает Виктория Финогенова. – Экспонаты выполнены в разных техниках: панно – из цветных крышечек, бумажная лоза – из старых газет, самобытные куклы из лоскутков, а панно, стилизованное под чеканку, – из кружева, ткани и бумаги.
Работа взрослого участника выставки Светланы Тархановой далека от творчества. Отдохновением души стало для неё столь популярное в последние годы плетение из газет, в основе которого техника народного промысла. Её двухцветные корзинки очень прочные, не боятся воды. Дно, укреплённое стальной сеткой, выдерживает до девяти килограммов. Плетением она занимается более десяти лет, постоянно участвует в выставках, считая своё хобби очень полезным для здоровья: мелкая моторика тренирует и пальцы, и мозги. За плетёный ковш «Гусь» Светлана получила диплом. Обычно она раздаривает свои творения, но к этой работе душой прикипела – птица прижилась в доме мастерицы.
– Предыдущие выставки устраивали и в фойе городской администрации, и в детской картинной галерее,– перечисляет Анна Рожкова. – Экспозиция в картинной галерее повышает статус конкурса, демонстрирует поддержку экологического движения и детского творчества со стороны городских властей.
Обычно победителей награждают в торжественной обстановке под аплодисменты полного зала. Коронавирусная эпидемия изменила формат события. Торжество приобрело камерное звучание: ребята приходили в разное время, и устроители конкурса имели возможность поздравить, вручить призы и сказать добрые слова каждому из лауреатов.
Маленькие искусники
Диплом за второе место в номинации «Графика» организаторы вручили Злате Денисовой за чудесную пастель – портрет кота Барсика (педагог С. В. Дягтерёва, студия Арт Вилль»). Так и тянется рука погладить очаровашку по шёрстке. Дома у девочки есть и собака, и кошка, но, по словам Златы, она влюбилась в животного с картинки. Это не единственная работа школьницы. В экспозицию «Из ненужного – в прекрасное» Злата представила «Бабочку», выполненную в японской технике кинусайга – пэчворка без иглы. Девочка – настоящая мастерица, под руководством мамы Виктории Анатольевны, – тоже участницы выставки, освоила технику папье-маше, в которой выполнены сова и Муха-цокотуха. Сама Виктория продемонстрировала виртуозное владение этой техникой, воплотив «Мечты о Сицилии» в наборе красных тарелок с кружевной вязью рисунка.
Живописную работу «Конь с яблоком» расположили в верхнем ярусе, но чистые, яркие краски живописного полотна мгновенно приковывают внимание. Автору Анастасии Тимаковой вручили диплом за третье место в номинации «Живопись». Почему конь собрал всю цветовую палитру?
– Руководитель изостудии «Дельфин» Елена Александровна Белоусова задала тему мозаики, поэтому он такой разноцветный, – объяснила Анастасия фантастическую масть лошадки.
Животный мир в детских работах представлен птицами, хамелеонами, львами, медведями, лягушками. Но к какому бы отряду, семейству, роду и виду ни принадлежали герои полотен, все они – члены семьи. «Золотого цыплёнка» Мария Есина изобразила с мамой-курицей, «Совы» Екатерины Телешман приникли друг к другу по-родственному. Варвара Кожевникова запечатлела не менее трогательную сценку: под тёплым боком мамы уютно устроились два медвежонка. В пастели Агаты Платоненко панда с малышом карабкается на дерево, у Анастасии Агафоновой зубастое семейство крокодилов заботливо опекает детёныша. Многодетные «Белые медведи» Савелия Горбунова дружно добывают на обед рыбу из полыньи. Арсений Ясюкович в пастели «Леопарды» поместил маленького проказника на спину улыбающегося хищника. В работе Егора Тухбатулина «Где-то в горах» семейство орлов охраняет гнездо. Разглядывая живописных хищников и травоядных, заметила, что семейство животных объединяет одна эмоция, правда, характерная лишь для хомо сапиенс, – улыбка.
Маленькие художники продемонстрировали многогранность таланта. Преподаватель детской художественной школы Александра Кожаринова отметила графические листы Насти Агафоновой. Её же работа «Бражник» получила диплом за второе место в номинации «Смешанная техника». Под руководством педагога Марии Костыревой ребята «рисуют» пластилином, словно красками.
– Дети изучают возможности различных материалов, в частности пластилина, – объяснила Александра Кожаринова. – Например, размазывание, налепливание, процарапывание, что имитирует живопись и одновременно передаёт объём и фактуру.
Тельце у бражника – как зелёный бархат, лапки – с тонкими шипами, а волоски белого узора на спинке ночной бабочки столь осязаемы, что работу можно использовать в качестве наглядного пособия на уроках зоологии.
Воспитанники изостудии «Дельфин» смело работают в сложнейшей даже для профессионалов технике граттаж. «Лиса в осеннем лесу» Татьяны Спринчан, выполненная под руководством Елены Белоусовой, стала второй в номинации «Смешанная техника»
– Ошибка здесь недопустима, – объясняет Виктория Финогенова. – Бумагу покрывают слоем воска, затем заливают тушью и процарапывают тонким резцом.
Первое место в этой же технике присудили Евдокии Паршиной за аппликацию «Птица Сирин». В этой же стилистике сделана «Русалка» Марии Кирильчевой.
– Часть работ выполнялась дистанционно, – рассказывает педагог детской художественной школы Елена Шабанова. – Материалом для аппликаций послужили старые газеты, книги, авторская бумага. Применили технику обрывной аппликации с дополнительной проработкой, прорисовкой. Дистанционно изучили изготовление штампов, отпечатками с которых ребята украшали футболки, сумки, платки.
Разговаривая с маленькими художниками, выяснила, что ребята занимаются в изостудиях и школах искусств, расположенных недалеко от дома. Иными словами, советская система Домов юных техников со множеством студий и кружков, расположенных в шаговой доступности, сейчас востребована как никогда.
Подводя итог экологическому гимну природы, Виктория Финогенова подчеркнула, что работы поражают искренностью, фантазией:
– Ребята рисуют от души, как умеют и любят. Знакомые образы животных дети изображают столь непосредственно, неординарно, что вызывают неподдельный восторг у взрослых.