Положа руку на сердце, кто из родителей, выезжая на дорогу, думает о том, что попадёт в ДТП? А получать штраф за отсутствие автокресла совсем не хочется. Поэтому так широко и распространены всевозможные недорогие приспособления для перевозки детей: бустеры, фиксаторы штатных ремней. Только вот не всегда они помогают избежать штрафа.
В машине – по правилам
В последний раз ПДД, касающиеся перевозки детей, корректировались в июле 2017 года. Теперь в пункте 22.9 указаны только общие термины: детское удерживающее устройство и детская удерживающая система. В правилах сказано: перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система Isofix, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка. Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет включительно в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система Isofix, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем и устройств, соответствующих весу и росту ребенка.
Таким образом, до 7 лет ребёнка можно перевозить только с использованием ДУУ, с 7 до 11 лет – на переднем сиденье только с детскими удерживающими устройствами, сзади можно пристёгивать ремнём безопасности. С 12 лет детское кресло ребенку не требуется. Но если рост школьника ниже полутора метров, то использовать удерживающее приспособление рекомендуется. В крайнем случае, выручит фиксатор штатного ремня, но о том, как им пользоваться, – информация ниже.
Штраф за отсутствие детского кресла для физлиц – 3000 рублей. Для должностных лиц – педагог, водитель такси – 25 тысяч рублей, для юрлиц – школа, компания-перевозчик – 100 тысяч рублей.
Адаптер – не автокресло!
Адаптеры ремней безопасности, называемые ещё «направляющими лямками», «фиксаторами», «бескаркасными автокреслами», «треугольниками», нельзя использовать как замену детского удерживающего устройства.
Ранее адаптеры, корректирующие положение штатного ремня безопасности, позиционировались как недорогая замена автокресел. Ребёнок пристёгнут, значит, всё в порядке. Сейчас в соответствии с поправками к Правилам ООН, устанавливающим требования к детским удерживающим устройствам, направляющая лямка рассматривается только как составной элемент детской удерживающей системы. Вместе с тем в Росстандарт поступает информация о фактах продажи подобных «лямок» и «треугольников» в качестве альтернативы ДУУ. Продукция реализуется как через розничные точки, включая федеральные и региональные сетевые магазины, так и через Интернет.
«В случае реализации «направляющих лямок» под видом детских удерживающих устройств нарушаются требования закона «О защите прав потребителей», в том числе право на получение достоверной информации о товаре и право на безопасность товара, – подчёркивается на сайте ГИБДД РФ. – Указание в маркировке «направляющих лямок» наименования «детское удерживающее устройство» вводит потребителей в заблуждение относительно свойств данного товара и возможностей его применения».
Результаты динамических испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории ФГУП «НАМИ», показывают: устройства типа «направляющая лямка» не обеспечивают требуемый уровень безопасности. Вместо этого происходит сильная перегрузка органов брюшной полости, что может привести к серьёзным травмам. Поэтому родителям следует быть внимательными при выборе средств пассивной безопасности для ребенка-пассажира в возрасте до 12 лет. Речь идет о тех случаях, когда необходимо использовать детское удерживающее устройство: возраст ребенка от 0 до 7 лет – на заднем сиденье; от 0 до 12 лет – на переднем. То есть если семилетний ребёнок едет на заднем сиденье, его можно пристегнуть штатным ремнём, при необходимости используя адаптер. До семи лет адаптер можно использовать только вместе с детским удерживающим устройством.
По информации главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, в 2020 году произошло 918 ДТП, когда водители нарушили правила перевозки детей до 12 лет – дети находились в машине без ремней безопасности или детских удерживающих устройств. В результате 74 ребенка погибли, 1104 были ранены.
Каждому возрасту – своё ДУУ
Удерживающие устройства делятся на пять групп в зависимости от веса ребенка. Автолюльки предназначены для малышей до года. Они относятся к группам «0» и «0+». Маркировка «0» – для детей с рождения до 6–7 месяцев весом менее 10 килограммов. «0+» с рождения до года, вес до 13 килограммов. Автолюльку ставят боком перпендикулярно ходу движения на заднем сиденье. Перевозить ребенка можно и на переднем сиденье, но до года он всегда должен лежать спиной по ходу движения. В люльке ребенка пристегивают внутренними ремнями, а само кресло фиксируют штатным ремнем безопасности или ставят на базу с креплениями изофикс. Маркировка «1» – от 9 месяцев до 4 лет, вес 9 – 18 килограммов, «2» – 3 – 7 лет, 15 – 25 килограммов, «3» – 6 – 12 лет, 22 – 36 килограммов. Бывают и комбинированные модели, которые иногда называют группой 1–2–3, в теории они подходят детям от 9 месяцев до 12 лет. У кресла можно менять угол на пластиковой базе, высоту подголовника и убирать дополнительные мягкие вставки. Но результаты краш-тестов таких кресел хуже, чем у моделей, сделанных под конкретную возрастную группу. Поэтому перед покупкой стоит найти в Интернете краш-тесты конкретной модели. Если данных об испытаниях по безопасности нет, от покупки лучше отказаться.
Удерживающие устройства крепятся при помощи штатного автомобильного ремня и через систему Isofix. Крепление автомобильным ремнем – самый распространенный способ, он подойдет для любой машины, но длина ремня должна быть 215 сантиметров или больше. Isofix – специальные встроенные крепления. С ними автокресло держится жёстче, поэтому безопасность таких моделей выше. Однако Isofix есть не в каждой машине – перед покупкой кресла надо выяснить, сможете ли вы поставить его в свой автомобиль. Есть ещё тип крепления Latch, созданный в 2000 году как альтернатива стандарту Isofix. Детское автокресло с системой крепления Latch совместимо с любым автомобилем, имеющим крепление Isofix.
Ребенок в кресле обязательно должен быть пристегнут. Для этого используют ремни или «столики безопасности». Ремни бывают штатными автомобильными или внутренними, трёхточечными или пятиточечными. «Столик безопасности» – твердая конструкция, которую пристёгивают штатным ремнём, считается более надёжной и безопасной, так как в случае аварии нагрузка на тело ребенка распределяется равномерно. «Столики» используют для детей не выше 105 сантиметров и весом до 18 килограммов. Если ребенок едет на переднем кресле, нужно отключать подушку безопасности.
Важно помнить, что на детском кресле должна находиться оранжевая маркировка. Она гарантирует, что производитель протестировал модель, и она соответствует нормам безопасности. За ДУУ без такой наклейки инспектор ГИБДД может выписать штраф.
Многие родители ошибочно полагают, что смогут удержать ребенка на руках. Это не так. При столкновении, резком торможении или ударе со скоростью вес пассажира возрастает многократно. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной.
Бустер разрешён?
Бустер – сиденье без спинки, основное предназначение которого – скорректировать направление штатного ремня безопасности так, чтобы его лямка проходила через плечо ребенка, а не через шею. В части безопасности он в любом случае проигрывает автокреслу, так как не имеет боковой защиты и защиты головы. Но, безусловно, дешевле автокресла и его можно использовать, если он соответствует Правилам Европейской экономической комиссии ООН № 44-04. При этом на этикетке на самом бустере должна быть соответствующая маркировка. Бустеры российского производства имеют, как правило, маркировку «ЕЭК ООН № 44-04». Импортные чаще всего маркируются как «ECE R44/04». В редких случаях бустеры имеют маркировку только в документах. В этом случае при покупке следует запросить сертификат соответствия указанным правилам, иначе можно получить штраф. Важно: бустер должен соответствовать росту и весу ребенка. До недавнего времени многие производители позиционировали бустер как сиденье возрастной группы «2–3», рассчитанное на ребенка весом от 15 до 36 килограммов. С 2017 года производство удерживающих устройств без спинки разрешено только для возрастной группы «3», то есть для детей ростом от 125 до 150 сантиметров и весом от 22 до 36 килограммов. Если ребенок выше 150 сантиметров или его вес более 36 килограммов, его можно пристёгивать штатным ремнем безопасности на заднем сидении.
Отметим, если ребёнок старше 7 лет и его теоретически можно перевозить без удерживающего устройства, но роста недостаточно, штатный ремень может проходить по шее. В таком случае лучше использовать бустер, чтобы скорректировать положение ремня. И не важно, сколько лет ребёнку, ведь речь идёт о безопасности. Впрочем, если правила разрешают перевозить ребёнка без бустера, но родители используют его, наличие маркировки уже не принципиально. Но, согласитесь, факт того, что бустер прошёл испытания, всегда будет плюсом.