Продолжение. Начало в № 44, 56
История первичной профсоюзной организации комбината неотделима от героической летописи Магнитки.
За этой юбилейной датой – рекорды первостроителей, трудовые вахты доменщиков, сталеваров, прокатчиков, труд металлургов в военные и послевоенные годы, в лихие 90-е и переломные 2000-е. Всё это время рядом с рабочими был профсоюз. Вот уже девяносто лет первичка остаётся мостиком взаимопонимания между руководством комбината и трудовым коллективом.
В послевоенные годы жизнь магнитогорцев, как и всех советских людей, оставалась тяжёлой. К трудностям перехода от военных условий жизни к мирным добавились многочисленные социальные и производственные проблемы. В результате эвакуации и реэвакуации, мобилизации рабочей силы из Средней Азии и центральных районов страны коллектив ММК значительно обновился и омолодился. Наряду с квалифицированными рабочими в цехах комбината трудились выпускники школ ФЗО и ремесленных училищ – вчерашние деревенские парни и девчонки, в годы войны наспех обученные сложным металлургическим специальностям. Всё это сказывалось на производительности труда и технологической дисциплине. В конце сороковых – начале пятидесятых годов завком профсоюза практически каждый месяц разбирал случаи травматизма среди рабочих – по халатности, неосторожности, из-за нехватки опыта и знаний – и приходил к выводу, что необходимо повышать культуру производства, совершенствовать охрану труда и технику безопасности. Не меньшее внимание завком уделял и профессиональной подготовке трудящихся. Эту работу выполнял учебно-курсовой комбинат, преобразованный в 1956 году в отдел технического обучения. С 1951 по 1959 год через него прошло более девяноста тысяч работников ММК. В цехах по требованию завкома были организованы курсы для распространения опыта передовиков производства, огромными тиражами выпускали учебные брошюры, плакаты и буклеты. Инженерно-технические работники буквально по минутам изучали рабочий день ударников и новаторов, хронометраж и последовательность выполняемых ими операций, наиболее удачный опыт ложился в основу учебных пособий, как правило, карманного формата, которые печатала типография ММК. За пять послевоенных лет завкомом профсоюзного комитета был изучен опыт работы 2308 передовиков производства. По инициативе профактива на ММК стали проходить «стахановские вторники», во время которых рабочие сами рассказывали о своих трудовых достижениях. Прямо на тринадцатой мартеновской печи, достигшей самого высокого производства в стране, была организована школа скоростного сталеварения. Её «преподаватель» – сталевар-новатор Иван Березовой делился опытом с коллегами из второго и третьего мартеновских цехов.
К концу пятой пятилетки уровень производительности труда на ММК стал самым высоким в отрасли.
Решение производственных задач не отменяло социальных. Ещё в 1945 году завком составил и согласовал с директором ММК список из 400 рабочих и инженерно-технических работников, выразивших желание стать индивидуальными застройщиками. Проводилась большая работа по совершенствованию системы оплаты труда, производственного быта, условий отдыха и лечения членов профсоюза – работников ММК. Тяжелейшей проблемой для профсоюзного актива оставалась нехватка детских садов. Приходилось одновременно «пробивать» строительство новых зданий и решать вопросы с расширением уже существующих, переоборудованием под дошкольные учреждения жилых квартир и бараков. Завком курировал строительство школы рабочей молодёжи и подготовку жилого фонда ММК к зиме.
В 1946 году председатель проф-кома ММК Павел Ефанов был переведён в Москву, где возглавил проф-ком рабочих чёрной металлургии, а затем объединённый профсоюз рабочих металлургической промышленности. В Магнитогорск он прибыл в 1931 году в составе молодёжной бригады из Харькова – для строительства металлургического гиганта. Подписал договор на шесть месяцев, а задержался на шестнадцать лет. Начинал электромонтёром на мартене, окончил МГМИ по специальности «инженер-металлург», принимал активное участие в работе комсомольской организации комбината, а затем и его профсоюзной организации. В 1942 году Павел Ефанов был избран председателем завкома профсоюза ММК и возглавлял организацию на протяжении четырёх самых трудных военных лет. В 1946 году завком профсоюза возглавил Иван Григорьевич Потатурин, через два года его сменил Василий Иванович Назаров. К этому времени численность профсоюзной организации составляла 36955 человек, из них 8356 – стахановцы, 6254 – ударники. В 1949 году председателем заводского комитета профсоюза был избран Михаил Михайлович Румянцев. Через год завком возглавил А. Е. Милихин. Три года – с 1951 по 1954 – эту должность занимал К. Н. Плисканос, с 1954 по 1957 – В. М. Жиркин, которого сменил В. В. Колосок.
В 1958 году страна впервые отметила День металлурга. Сотни магнитогорцев были удостоены орденов и медалей, а пятнадцати ударникам присвоили высшее трудовое звание – Герой Социалистического Труда. Таким количеством героев единовременно не могло похвастать ни одно предприятие страны. К этому времени на ММК полным ходом шло строительство мощнейшего обжимно-заготовочного стана. Не успел он выйти на проектную мощность, как началось сооружение не менее масштабного стана «2500» горячей прокатки. Профсоюзный актив комбината тот час взял шефство над будущим цехом в плане формирования коллектива и профессиональной подготовки прокатчиков.
В 1960 году в рамках решения жилищного вопроса по ветхости и аварийности было снесено 50 строений и 162 землянки. Колдоговором намечено построить 65300 квадратных метров жилья и десять тысяч квадратных метров – хозспособом, силами цехов и производств.
В том же году председателем магнитогорского завкома проф-союза избран Фёдор Дмитриевич Авраменко. Его история на ММК началась в 1933 году, когда семнадцатилетнего паренька из Ростовской области приняли слесарем в мартеновский цех ММК. После окончания техкурсов перешёл в группу теплотехников. В 1946 году товарищи по цеху избрали его председателем цехкома.
С большим трудом добился Фёдор Дмитриевич нового поля под картошку для работников мартеновского цеха.
Для вспашки использовали исправные танки, которые привозили на скрапную площадку. Взяли в МОСе плуг и прошлись по целине вдоль и поперёк. Завком высоко оценил работу Авраменко и назначил его председателем комиссии, занимавшейся распределением путёвок в дома отдыха. Через год ему доверили культурно-массовую работу. Одним из главных её направлений была организация загородного отдыха детей металлургов. Для этого приходилось арендовать на летний период помещения сельских школ и кое-как приспосабливать их для детворы. Авраменко отказался размещать детвору в таких условиях и доказал директору ММК Григорию Носову необходимость строительства пионерского лагеря и дома отдыха. В 1951 году Авраменко вернулся в родной третий мартеновский цех и вновь с головой окунулся в работу, на этот раз партийную – секретарь партбюро цеха, заместитель секретаря парткома комбината. Затем снова профсоюзная работа, которой предшествовало строительство асфальтированной дороги от Магнитогорска до баз отдыха металлургов на озере Банном. С огромным трудом удалось получить разрешение на это строительство у башкирской стороны. В результате по специальному приказу директора ММК В. М. Зудина дорогу прокладывали собственными силами. В отряд строителей вошли работники разных цехов комбината. Лучших работников награждали премиями, а особо отличившимся выделяли квартиры вне очереди.
Под руководством Ф. Д. Авраменко завком усилил работу по всем направлениям: совершенствование техники и технологических процессов, экономия и бережливость, улучшение бытовых условий, охрана труда. Профсоюзный актив решал вопросы строительства бытовых помещений, пересмотра норм выдачи спецодежды, выделения автобусов для доставки рабочих к отдалённым цехам, распределения путёвок в санатории и дома отдыха, набора учащихся в школы рабочей молодёжи.
Продолжение следует.