Он писал стихи и сказки для детей. Смешные, ироничные, запоминающиеся. Он писал и для взрослых, но в истории литературы, наверное, навсегда останется в первую очередь детским поэтом. Даниил Иванович жил в непростое время. Время, когда человек мог выйти на улицу и не вернуться. Может быть, поэтому он старался всё время шутить. Чтобы не было страшно.
Познакомиться с творчеством Даниила Хармса, узнать, о чём он мечтал, о ком страдал, прикоснуться к истории тридцатых годов прошлого века магнитогорские зрители смогут на спектакле
«Хармс. Скасска» (18+), поставленном на сцене «Театра Talk». Сцены там, правда, не будет как таковой. Зрителям предстоит перемещаться в творческом пространстве по задуманному режиссёром сценарию, поэтому у каждого «Скасска» будет своей.
Чего можно ждать от спектакля,
который называется «Хармс. Скасска»? Чего-то весёлого и жизнеутверждающего? Или глубокого и трагического? Там будет всего понемножку. Но, поверьте, он точно останется в памяти надолго. Как Иван Торопыжкин, и сорок четыре весёлых чижа, и Иван Иваныч Самовар – весёлые и удивительные герои поэта, жившего и погибшего в странное и страшное время, когда люди исчезали бесследно.
Но, прежде чем перейти к спектаклю, стоит рассказать о проекте «Театр Talk». Первый независимый театр появился в Магнитогорске чуть менее года назад. Его инициатором и идейным вдохновителем стала Дарья Меньщикова, объединившая команду молодых артистов, стремящихся к творческим экспериментам и расширению привычных границ. Экскурсионные группы в наушниках, танцующие на улицах Ленинского района, – это «Театр Talk». Необычные читки в досуговых заведениях – тоже «Театр Talk». В ноябре театр обрёл свой дом по адресу: проспект Карла Маркса, 218. Ремонт команда делала своими силами, чем очень гордится.
В планах – создать культурное пространство, объединяющее все направления творчества. Не только читки и спектакли: ещё и квартирники, выставки, концерты – неформальные, неформатные, современные.
– В течение года играли на разных площадках, выпускали уличные спектакли, – рассказывает Дарья Меньщикова. – Вроде не было необходимости в своей площадке. Когда начали обсуждать концепцию будущей премьеры, художник Вера Ахмеджанова предложила оригинальный макет организации сценического пространства, где требовалось три изолированных комнаты и одна общая. Стала искать и поняла: даже если найдём нужное помещение, два-три раза в месяц играть никто не пустит – декорации предполагают полную переделку пространства. Потом нашли это место, оно долго пустовало, потому что очень странной планировки, а нам было как раз. Подумали: значит, время пришло, надо рискнуть.
Весь октябрь команда ремонтировала новый дом своими силами – шкурили, красили, ровняли, грунтовали, укладывали плитку, заливали бетонные полы. Теперь там, кроме отдельных комнат, есть и зрительный зал – полноценное сценическое пространство, рассчитанное на 40 мест.
– Если что-то не пойдёт с театром, можем быть ремонтной бригадой, – улыбается Даша. – На самом деле это был большой стресс и серьёзное испытание. Сюда перенесём часть имеющихся спектаклей, какие-то останутся на старых площадках. Цель моя – не делать просто театр. С декабря начнём использовать пространство на полную катушку. Это не только спектакли, но и выставки, лектории по культуре, дизайну, музыке, будут разные квартирники, читки, много всего. Думаю, что это начало чего-то большого и интересного в нашем городе.
Новый дом идеально подошёл для премьеры «Хармс. Скасска», позволяя создавать обстановку, эмоционально воздействующую на зрителя.
– У режиссёра была задача не рассказать историю «от сих до сих», а заинтересовать, чтобы человек захотел потом узнать больше, проникнувшись определённой атмосферой, – объяснила руководитель независимого театра.
«Скасску» ставила в Магнитогорске московский режиссёр Виктория Петренко. С Дашей Меньщиковой она познакомилась по переписке.
– Отправили заявку на грант СТД и получили грант на постановку, – рассказывает режиссёр. – Работали удалённо по Zoom, во время карантина приехала на неделю доводить спектакль до выпуска. Хорошие ребята, очень классные, талантливые. Это многого стоит, потому что, когда работаешь с талантливыми людьми, всё идёт душевно. Плюс потрясающая
актриса, в которую, признаюсь, уже влюблена, – Татьяна Акулова.
Отвечая на вопрос, почему для постановки выбрали Хармса, Виктория объяснила: долго обсуждали различные темы, которые подошли бы для иммерсивного интерактивного спектакля.
– Много раз предлагали что-то делать по Хармсу, но всё время увиливала, потому что сложный материал, в нём надо хорошо разбираться, – рассказывает она. – Сделать глубоко и по-настоящему Хармса – большая задача. Поэтому спектакль – скорее коллаж, по форме больше всё-таки развлекательный.
В создании коллажа Виктория использовала тексты Хармса, Введенского, Заболоцкого, их личные дневники, записи. Драматическую канву прорабатывали в команде с артистами, обсуждали, что должно в результате получиться. Переходя из одного пространства в другое, зритель побывает в «магнитогорском доме-музее советского поэта Даниила Ивановича Хармса», на утреннике в детском саду и на судебном заседании. Услышит откровения писателя и воспоминания о нём друзей и коллег по цеху, жены Марины Малич. Поиграет в «разрезание» известных людей и фанты, узнает больше о судьбе поэта. Помогут ему в этом артисты «Театр Talk» Филипп Ладейщиков, Александра Кохан, Иван Семёнов, Анастасия Якупова, Иван Погорелов, Иоганн Билле и Данила Сочков в роли Даниила Хармса, а также заслуженная артистка РФ Татьяна Акулова. Ближайший показ спектакля состоится 15 декабря.