У магнитогорцев к великой французской актрисе особенно тёплое, можно сказать, родственное отношение – в 1990-е годы она многократно приезжала в наш город, играла на сцене драматического театра имени А. С. Пушкина, была обожаема публикой. Мадам Жирардо стала легендой театральной Магнитки. Напомним читателям блестящий материал Натальи Романюк о любимой актрисе, опубликованный в «Магнитогорском металле» 16 апреля 2011 года.
…Анни Жирардо было 79 лет. Она прожила долгую, красивую, во многом драматичную, но интересную жизнь. Единицы могут похвастаться такой судьбой. Она была избранной! Исключительно умная женщина и талантливая актриса. Любимица зрителей. С низким голосом, короткой стрижкой, очень смешливая, темпераментная, харизматичная, импульсивная, она обладала истинно французским шармом. Но эпитеты вроде «кинодива» или «икона стиля» определённо не про неё – такой настоящей, естественной и «всамделишной».
Гениально играя на экране и театральной сцене, приковывая внимание всех и вся, в обычной жизни она предпочитала простоту. Об этом упоминает каждый, кто имел возможность познакомиться с Анни. В Магнитогорском драматическом театре имени
А. С. Пушкина таковых найдётся немало, что, впрочем, неудивительно: французская актриса приезжала к нам не единожды. Более того, в Магнитогорске вместе с ней бывала и её единственная дочь – тоже актриса – Джулия Сальватори, во второй свой визит Джулия привезла в Магнитку и своего мужа. И даже родной брат Жирардо однажды сопровождал её в поездке в Магнитку.
Трагическая новость о смерти великой актрисы болью отозвалась в сердцах актёров магнитогорской драмы. О тяжёлом недуге Анни Жирардо – болезни Альцгеймера – узнали ещё пять лет назад, когда дочь актрисы, дабы пресечь многолетние слухи, была вынуждена сделать официальное заявление о болезни матери. Последние годы Жирардо жила в посёлке недалеко от Парижа, прикованная к инвалидной коляске, под полной опекой дочери. О самочувствии мадам Жирардо наши актёры узнавали через Анн Сельер – французскую актрису, в девяностых годах три сезона отработавшую в магнитогорской драме и прекрасно говорящую по-русски. Впрочем, Сельер была знакома с Жирардо и до Магнитогорска. Что ж, мир тесен. В свое время Сельер, Жирардо и её дочь Джулия Сальватори играли вместе во Франции в спектакле «Король умирает». Анни – Старая Королева, Молодая Королева – Анн Сельер, а Джулия была горничной. Тогда и зародилась дружба трёх женщин.
Весточки от Сельер трудно было назвать оптимистичными – Анни Жирардо теряла память, порой не узнавая даже близких людей. Последние полтора года она находилась в специализированном интернате под пристальным медицинским наблюдением.
– Мы давно знали про её болезнь, неизбежно приводящую к смерти, – рассказывает заслуженная артистка России Надежда Лаврова. – Думаю, что своим уходом Анни Жирардо получила освобождение, потому что кроме физических страданий были ещё и моральные, которые намного страшнее. Она всегда производила впечатление личности сильной и боевой. А болезнь превратила её в немощного человека, нуждающегося в помощи буквально во всём. Это тяжело. Как в таких случаях говорят: «Бог прибрал»…
Светлые воспоминания о встречах с такими солнечными людьми согревают душу. Анни Жирардо, без сомнения, была человеком солнечным. У многих ли лучистые глаза? У мадам Жирардо были именно такие – с солнечными зайчиками. В Магнитку приехала по приглашению Валерия Ахадова – в то время главного режиссёра театра. С Валерием Бакиевичем они познакомились намного раньше. В 1989 году Анни Жирардо сыграла у Ахадова в художественном фильме «Руфь» пианистку-француженку. В начале 90-х Валерий Ахадов с частью душанбинской театральной труппы переехал в Магнитку. В 1994 году организовали фестиваль мелодрамы «Хрустальная слеза», почётным президентом которого стала Анни Жирардо, а председателем жюри – Армен Джигарханян.
– У кого-нибудь из сотрудников театра, – с улыбкой вспоминает о «днях ушедших» Владимир Досаев, – наверняка сохранились кадры о том, как Джигарханян лихо отплясывал лезгинку вместе с Жирардо на банкете по случаю окончания фестиваля.
Фестиваль закончился, но сотрудничество продолжилось. Анни Жирардо рассказала Ахадову и Досаеву о моноспектакле «Мадам Маргарит», который она играла на французской сцене. Постановка, по мнению мадам Жирардо, оказалась не очень успешной из-за некоторых неудачных решений режиссёра. Вкусу и профессионализму Ахадова она доверяла, поэтому с радостью согласилась на предложение «реанимировать» этот спектакль для магнитогорских зрителей. И спустя некоторое время актриса вновь оказалась на уральской земле. После премьеры в Магнитогорске постановку показали в Челябинске, потом съездили с ней в Москву.
По мнению Владимира Досаева, приезды Анни Жирардо были важны как для профессионального роста актеров, так и для их эмоционального «самочувствия».
– Во время репетиций все находились в зале, наблюдали, как она работает. Для труппы это было очень полезно, всё-таки не каждый день звезда мирового уровня приезжает в Магнитогорск. На глазах спектакль рождался заново и приспосабливался к русскоязычной аудитории, – резюмирует Владимир Александрович. И добавляет ещё несколько штрихов к портрету мадам:
– Она была эмоциональным человеком в жизни: быстро говорила, быстро думала, очень быстро принимала решения. Эмоции у неё били через край. «Мадам Маргарит» – моноспектакль, а это всегда тяжело – держать зал, находясь одной на сцене. Анни Жирардо играла на французском, спектакль шёл без перевода, но аудитория следила за ней, затаив дыхание. Такова была мощь актрисы. Признаюсь, искренне рад, что в моей жизни была встреча с такой удивительной женщиной.
Говорят, лучший способ научиться – это смотреть на то, как работает мастер.
Первое и самое сильное впечатление от Анни Жирардо у заслуженной артистки России Надежды Лавровой связано именно с тем, как она полностью выкладывалась в работе:
– Мы принимали участие в репетициях моноспектакля «Мадам Маргарит»: были неким связующим звеном между ней и будущими зрителями, подавали реплики, словом, исполняли роль учеников, задававших вопросы своей учительнице. Когда впервые пришли на репетицию, я искренне подумала, что попала на спектакль – так играла Анни Жирардо! С таким азартом, таким куражом, таким всплеском энергии! Это был незабываемый урок!
Кстати, спектакль «Мадам Маргарит» – это трагикомичный монолог учительницы, ведущей урок в выпускном классе начальной школы. Героиня Анни Жирардо – женщина, умудрённая опытом, но одновременно взбалмошная и неуравновешенная. На протяжении двух уроков мадам Маргарит спешит объяснить ученикам через предметы и понятия школьного курса всю сложность жизни. Со сцены Анни Жирардо рассказывала о сложных жизненных перипетиях, а в обычной жизни этой «сложности» по возможности избегала. Была простой в общении, неприхотливой в быту, никогда не «включала звезду» и старалась не привлекать к себе излишнего внимания. Прессу особо не жаловала. И любила журналистов «подурачить».
– Помню, как удивляли эти её моментальные переходы от бешеной активности до какой-то нарочитой немощи на публике, – признаётся актриса Надежда Лаврова. – Только что бегала, эмоционально рассказывала в гримёрке, как отказывалась целоваться в кадре с Жераром Филиппом, мотивируя это тем, что «у него фарфоровые зубы», но едва дверь открывалась, она выходила «в свет» медленно, опираясь на других, словно старушка. Никак не могла понять, почему такое происходит. Потом выяснилось, что Анни Жирардо недолюбливала журналистов и, видя их, сразу же пряталась в кокон…
Но в общении с близкими ей по духу людьми она не надевала маску и не выдумывала никаких образов. Надежда Лаврова вспоминает, что однажды в гостях она увидела на столе салат «Мимоза». Попробовала. Понравилось. И она начала деловито интересоваться у хозяйки, какие ингредиенты входят в это блюдо. Дотошно записала рецепт салата, уточняя, можно ли вместо консервированной сайры использовать тунец.
Анни Жирардо была непосредственным и душевным человеком. Это так. После премьеры спектакля в Магнитогорске актёрам, помогавшим ей в работе над «Мадам Маргарит», раздала презенты. Актриса драматического театра имени А. С. Пушкина Марина Крюкова до сих пор хранит перчатки цвета яичного желтка из замши «от мадам Жирардо».
– Она поблагодарила меня за помощь, – вспоминает об этом событии Марина Павловна. – Вручила подарок. Я сказала спасибо, покраснела и, счастливая, ушла.
Кстати, на актрису сильнейшее эмоциональное потрясение произвёл комбинат. Она была в восторге от экскурсии и постоянно повторяла: «Этот урбанистический стиль – красота неописуемая». У Жирардо даже была фотография, на которой она запечатлена на фоне плавящегося металла.
У заведующей труппой Ирины Денискиной свои воспоминания, связанные с великой французской актрисой. Ирина Аркадьевна отработала звукорежиссёром в театре только год – и тут вдруг не просто приезд звезды мирового масштаба, но и совместная работа, а потом сопровождение её в Москву со спектаклем «Мадам Маргарит».
– Шик, блеск, «шляпки с вуалью» Анни Жирардо не приветствовала в своём гардеробе, – делится Ирина Денискина. – Она была совершенно естественная, натуральная, не «от кутюр», но при этом абсолютно самодостаточная. Работать с ней было одно удовольствие. Она профессионал, поэтому ожидала подобного отношения к делу и от других. Думаю, мы её не разочаровали. А в остальном – никаких капризов, требований или «особого отношения» к себе. Более того, в Москве Жирардо поселили в гостиничном номере с видом на внутренний дворик. Актриса даже бровью не повела, просто проигнорировала этот факт. Кстати, когда летели в Москву, командир экипажа пригласил Анни Жирардо к себе в кабину, хотя это запрещено инструкцией. Но чего не сделаешь ради любимой актрисы!
О любви к актрисе сказано не ради красного словца. Анни Жирардо действительно любили в России, и она отвечала взаимностью. Она была совсем-совсем нашей. Даже своё 75-летие она отметила не во Франции, а в России. На её юбилей в Москву прилетели режиссёр Клод Лелуш, композитор Мишель Легран, актриса Сандрин Боннер и многие другие. Надежда Лаврова рассказала трагикомичную историю, о которой ей поведала в своё время Анн Сельер со слов Анни Жирардо. 1996 год. Похороны французского президента Франсуа Миттерана. На траурной церемонии прощания присутствует и Анни Жирардо, хорошо знавшая умершего. Вдруг какой-то мужчина пытается издали привлечь внимание Жирардо: беспрестанно машет ей по-свойски рукой, улыбается. Она никак не могла понять: кто это? Все-таки ситуация не располагала к проявлению столь радостных чувств. И тут ей на ухо прошептали: «Это президент России Борис Ельцин». Узнал…
17 лет назад (ныне – 27. – Прим. ред.) на встрече с актёрами магнитогорской драмы она сказала: «В магнитогорском театре я вспомнила запахи своей молодости! Только в молодости ты делаешь что-то и не думаешь о том, что произойдёт дальше. Ты просто счастлив, ты любишь».
Мы вас любим, мадам Жирардо…