Такова статистика по городу. Цифры в разные годы варьируются от 61 процента в 2016–17 учебном году до 48,9 процента в 2020–21 учебном году. Но по закону среднее общее образование, ступень 10–11-х классов, является общедоступным, а значит, ребёнку не могут отказать в зачислении в 10-й класс. Но вот школу, возможно, придётся сменить.
Всё по закону
– Во–первых, 10–11-е классы в школах делятся на два типа: профильные и универсальные, – объясняет главный специалист отдела организации общего образования Наталья Зубкова. – В 10-й класс проходит конкурсный набор для поступающих в профильные классы с углублённым изучением предметов.
В Челябинской области в соответствии с Законом об образовании предусмотрен конкурсный отбор, в котором чётко прописаны критерии для зачисления. Это наличие оценок «4» и «5» на итоговой аттестации по профильным предметам и наличие оценок «4» и «5» по профильным предметам в аттестате.
– То есть если ребёнок планирует поступить в физмат-класс, то должен пройти итоговую аттестацию по математике и физике, если эти предметы изучаются на профильном уровне, и получить оценки «хорошо» и «отлично». Такие же оценки по этим предметам должны быть в аттестате, – уточняет Наталья Зубкова.
В соответствии с порядком конкурсного отбора определены также дополнительные критерии: наличие учебных, интеллектуальных, творческих или спортивных достижений, призовых мест на олимпиадах и конкурсах школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней по тем дисциплинам, изучение которых предполагается на профильном уровне.
Если ребёнок хочет поступить в профильный класс, то при получении аттестата об основном общем образовании должен подать заявление для участия в конкурсном отборе. Сроки конкурсного отбора каждая школа определяет самостоятельно, они связаны с проведением итоговой аттестации и временем получения аттестата. Обычно это конец июня – первые числа июля. Заявления регистрируются по мере поступления и рассматриваются комиссией. К заявлению помимо копий аттестата и сведений о результатах ГИА нужно приложить и копии грамот, дипломов конкурсов и олимпиад. В течение трёх рабочих дней со дня подачи заявления школа уведомляет заявителя о допуске к индивидуальному отбору или об отказе.
– Отказать в приёме заявлений школа имеет право, если нет критериев для зачисления, – отмечает Наталья Зубкова. – Разъяснительная работа со школьниками и родителями проводится заблаговременно.
Также поводом для отказа в допуске может стать отсутствие свободных мест в профильном классе на дату подачи заявления.
– До 1 февраля школы должны были опубликовать на своих сайтах план-прогноз для открытия 10-х классов с количеством мест, которые планируется открывать в 10–м классе, а также профилем обучения, – подчёркивает специалист. – Свой план-прогноз сформирован и управлением образования, он опубликован на сайте управления образования по ссылке https://magobr.educhel.ru/government/news/post/2616515. В течение февраля обучающиеся должны были определиться с выбором предметов, которые будут сдавать в рамках ГИА. А выбор предметов сделать исходя из планов на продолжение образования. Если знаю, что мне нужно поступать в профильный класс, то должна посмотреть на то, какие предметы там будут изучаться на профильном уровне, и соответственно иметь по ним результаты. База данных была сформирована до 1 марта.
На вопрос о том, можно ли изменить решение по выбранным предметам для сдачи экзамена после 9-го класса, Наталья Зубкова ответила:
– Порядок изменения перечня предметов всегда существовал: за две недели до проведения экзаменов участники имеют прав внести изменения в выбор предметов, но при наличии убедительных уважительных причин. Этот вопрос решает государственная экзаменационная комиссия субъекта Федерации, в нашем случае такая комиссия есть в Челябинской области, и поданные заявления в общественную приёмную таких комиссий являются основанием для решения вопроса. Теоретически школьник может это сделать, практически – нет: если укажет причину «не обдумал, не принял решение заблаговременно», такое заявление рассмотрено не будет. Не думайте, что это какой–то сиюминутный момент. С начала учебного года в школе выстраивается работа по подготовке к экзаменам. Это индивидуально–групповые занятия, дополнительные занятия, работа с ребятами из группы риска, тренировочные тестирования. Поэтому в каждой школе с родителями и с учащимися проводят работу для того, чтобы дети сделали осознанный выбор. Чтобы быть успешным в конкурсном отборе, ребёнок должен готовиться целый год. Он не сдаст качественно экзамен, если захотел его сдавать за две недели до проведения.
Место будет для каждого
В 10–е классы магнитогорские школы принимают чуть больше 50 процентов выпускников 9-х классов, и это связано с предложениями учреждений среднего профессионального образования и потребностями детей, отмечает Наталья Зубкова. При этом в классах остаются свободные места в открытых универсальных классах, есть 10–е классы очень небольшой наполняемости. В приёме в 10-й класс в принципе никому не отказывают. Если ребёнок не поступил в колледж и в августе оказывается «неустроенным», его принимают в десятый класс в универсальные классы и группы. Там нет конкурсного отбора, приём идёт на свободные места.
– Не совсем объективно представлять информацию о том, что в 10-х классах мест нет и туда не попадешь, – уточняет специалист. – Берём всех. Другое дело, что ребятам не хватает мест в учреждениях среднего профессионального образования. Там конкурсный отбор такой, что со средней успеваемостью, с аттестатом, к примеру, 3,5, уже сложно поступить на рабочие специальности. Ребята со средним баллом аттестата 3–3,5 в колледже не находят себе места и возвращаются в 10-й класс. Но с уровнем аттестата 3 балла ребёнку сложно учиться, он неуспешен. Зачастую такие дети забирают документы и идут работать либо пытаются опять поступать в колледж.
Наталья Зубкова показывает статистику: ежегодно из поступивших в 10-й класс по факту в 11-м в следующем учебном году остаются 93,5–95 процента. Около 5 процентов детей уходят, не справившись с нагрузкой.
– Не все осваивают программу, потому что это уже среднее образование, это другой уровень сложности, – уточняет специалист.
Если в школе есть только профильные классы и в них нет мест или ребёнок не проходит по критериям конкурсного отбора, ему могут отказать в поступлении, это правомерно, но руководители предлагают варианты обучения в ближайших школах. Управление образования также занимается этим вопросом, по обращениям указывая, где в августе есть свободные места в школах, ближайших к месту проживания.
Окончание 9-го класса – время выбора дальнейшей образовательной траектории. Каждый родитель должен вместе с ребенком принять решение: либо выбрать колледж, либо профильный 10-й класс с углублённым изучением предмета, либо универсальный 10-й класс. Если в школе, где учился ребёнок в 9–м классе, нет желаемого профиля, подаётся заявление в другую школу, где такой профиль есть. Универсальные старшие классы также открываются не во всех школах.
– Если в моей школе открывается универсальная группа и в ней 25 мест, то первые, кто подал заявление, рассматриваются и принимаются. Если подали заявление 34, им могут оказать и направить в соседнюю школу. При этом всем говорим: подумайте несколько раз о поступлении в 10-й класс, потому что это другой уровень. Но не все родители хотят принимать советы педагогов, психологов о том, что возможности ребёнка, наверное, таковы, что лучше идти по другому направлению. Но на сегодняшний день берём всех желающих в 10-е классы, информируем родителей и рекомендуем руководителям школ, в которых есть свободные места, принимать тех, кто к нам обратился, согласовываем и решаем эти вопросы, потому что это наша ответственность. Проблема обучения в 10-х классах – не на уровне школ: к сожалению, сегодня нет необходимого количества мест в колледжах, для того чтобы удовлетворить всех желающих.
Не ошибиться с выбором
– Выбор: идти в колледж или 10-й класс – должен зависеть от мнения самого ребёнка, – отмечает психолог центра психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи Ольга Белоногова. – Прежде чем эту ситуацию прояснить, хорошо бы его просто выслушать. По типу семейного совета собраться и обсудить этот вопрос. Но чтобы разговор получился плодотворным, нужно понимать мотивацию ребёнка: что он хочет в дальнейшем.
Психолог отмечает: бывает, ребёнок категорично говорит, что не хочет идти в 10-й класс, а родители настаивают. У каждого взрослого есть свой уровень представлений о том, как выстраивать будущее детей. Играют роль и амбиции, возможно, в семье не допускают мысли о том, что сын или дочь пойдут в колледж, считая, что необходимо только высшее образование. А у ребёнка нет мотивации к обучению плюс учеба может даваться с трудом. И если с оценками в школе проблемы, но ребёнок уже определиться с профессией, которой хотел бы заниматься, однозначно стоит выбрать среднее специальное образование. Важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей, нельзя навязывать авторитарно свою точку зрения без учёта его мнения. Ведь дети могут начать сопротивляться, специально отказаться от продолжения учёбы в школе, только чтобы отстоять свою позицию. Обязательно задавать вопрос: каким видишь своё будущее, чем бы хотел заниматься? Часто дети решают поступать за компанию с другом. Здесь важно: это твоя жизнь, твое мнение. Тогда ребёнок будет понимать: он должен сам сделать выбор.
– Часто дети, неуспешные в школе, в колледже ведут себя по–другому, они заинтересованы в обу-чении выбранной специальности и после окончания колледжа решают продолжить обучение в вузе, – объясняет специалист. – Зачастую дети с девиантным поведением в школе в колледже очень успешны. Есть другая ситуация, когда ребёнок не может определиться с профессией. Старшая школа даёт два дополнительных года для того, чтобы сделать выбор, но при условии, что ребёнок заинтересован в этом и может усвоить программу обучения 10–11-х классов. Бывает и так, что именно к 9-му классу у школьника появляется интерес к учёбе, он нацелен на дальнейшее поступление в вуз, начинает усердно готовиться и зачастую показывает хорошие результаты и сдаёт ЕГЭ. Если такая заинтересованность есть, лучше продолжить учёбу в школе. Если же настроя нет, заставлять бесполезно.
С психологической точки зрения, в колледже ребёнок раньше взрослеет. Там и другое отношение педагогов, и практика по выбранной специальности, и получение стипендии. Самостоятельность и ответственность также больше подкрепляются во время обучения в колледже. Если же школьник пока не определился ни с будущей специальностью, ни с дальнейшим обучением, поможет семейное обсуждение. Сопоставить все варианты, оценить возможности учёбы в старшем звене, перспективы сдачи ЕГЭ, варианты обучения в колледже, если с учёбой есть проблемы, и сдавать экзамены в 9-м классе – непросто. Для выбора специальности, если принято решение идти в колледж, можно обратиться к психологу. Так, в центре психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи проводится тестирование «Профмастер» для планирующих получать профессиональное образование.
На основе интересов, личностных особенностей и интеллектуальных способностей ребёнку предлагаются профессии, в которых он мог бы себя попробовать.
– Если чёткая неопределённость профессии и сомнения по поводу 10-го класса, но ребёнок успешен в обучении, стоит подумать о продолжении учёбы в школе, – говорит Ольга Белоногова. – Тогда у него в запасе будет ещё два года, чтобы определиться с выбором профессии и поступлением в колледж или вуз. Если раньше родители очень хотели, чтобы у ребёнка было высшее образование, то сейчас ситуация меняется. Много рабочих профессий востребованы, колледжи готовят хороших специалистов. Тем более, многие дети после колледжа идут в вуз и очень довольны, что имеют возможность и работать, и учиться.