Новые требования к тонировке ссылаются на ГОСТ 33997–2016. В 2020 году актуальным остаётся ГОСТ 5727 1988 года.
Кардинальных изменений водителям ждать не стоит. По действующей редакции правил требования к светопропускаемости для ветрового стекла – не менее 75 процентов, для передних боковых – не менее 70 процентов. В новой редакции светопропускаемость для ветрового и переднего стёкол – 70 процентов.
Степень затемнения боковых стёкол второго ряда и заднего стекла ГОСТ не регламентирует – тонировать можно хоть на 100 процентов, при наличии боковых зеркал. Запрещена только зеркальная тонировка. В верхней части ветрового стекла также допускается крепление полосы прозрачной цветной плёнки шириной не более 14 сантиметров – такая полоска может защитить глаза водителя от яркого солнечного света. Новые требования светопропускаемости лобового стекла вступят в силу в 2021 году.
Однако пять процентов к допустимой светопропускаемости лобового стекла любителей тонировки не спасут. Ведь даже атермальная плёнка далеко не всегда обеспечивает светопропускаемость выше указанной нормы процента. Разница тонировки на лобовом стекле в пять процентов может быть заметна только измерительным приборам, и, по сути, для водителей с новыми поправками Минтранса ничего не изменится. Вообще затонировать машину по нормам
ГОСТа довольно сложно. Даже стёкла нового автомобиля пропускают свет не на 100 процентов. Через несколько лет светопропускаемость лобового или бокового стёкол будет не больше 90 процентов. К тому же часто небольшую тонировку делают ещё на заводе. Поэтому, чтобы вписаться в требования ПДД, дополнительно тонировать автомобиль можно в лучшем случае лишь на 10–15 процентов. И то – если удастся найти плёнку с такими параметрами. В идеале же, прежде чем покупать тонировочную плёнку, необходимо провести реальные замеры пропускной способности самих стёкол.
Плюсы и минусы
Плюсы тонировки – водителя и пассажиров не видно в салоне, солнце меньше слепит, не видно содержимого автомобиля, тонированные стёкла меньше запотевают. Кроме того, тонированные стёкла защищают водителя и пассажиров от вредного воздействия ультрафиолетового излучения, а также препятствуют чрезмерному нагреванию в жаркую погоду элементов обивки салона, приводящего к её выгоранию.
Казалось бы – столько плюсов, зачем же запрещать тонировку? Однако требования к светопропускаемости стёкол придуманы не для того, чтобы ущемить водителей. Чем темнее тонировка – тем медленнее водитель реагирует на изменения в дорожной обстановке. Тонировка со светопропусканием менее 35 процентов увеличивает время реакции на 0,1–0,7 секунды. То есть уже днём на затонированной машине ездить на большой скорости небезопасно. Управлять таким автомобилем ночью просто рискованно. Затонированные стёкла, которые почти не пропускают свет, в несколько раз увеличивают вероятность аварий.
Есть и ещё проблема. И это не только штрафы ГИБДД и сложности с прохождением технического осмотра. В случае аварии, если экспертиза установит, что машина была затонирована не по ГОСТу, у страховой компании будет повод отказать в выплате.
Шторки не спасут
На какие только ухищрения не идут водители, чтобы скрыть происходящее в салоне от посторонних глаз: шторки, съёмная тонировка, электронная тонировка. Но помните – двойные стёкла или оконные шторки на передние боковые стёкла не могут освободить от ответственности. В большинстве случаев суд принимает сторону ГИБДД, опираясь на то, что на момент фиксации неправомерных действий – наличия тонировки не по ГОСТу – нормы водителем уже были нарушены.
Часто от автомобилистов можно услышать жалобы, что сотрудники ДПС не соблюдают требования, проверяя процент тонировки и в дождь, и в снег, и в тёмное время суток. Фактически же регулирует правила замера только техническая документация конкретного прибора. К слову, ознакомиться с ней можно в Интернете. А вот потребовать у сотрудника ГИБДД действующий сертификат на прибор и посмотреть, опечатан ли он, водитель имеет полное право.
Если у водителя нет возможности устранить неисправность – снять тонировку на месте, ему даются сутки на устранение правонарушения. После чего водитель обязан представить автомобиль на осмотр в ГИБДД. За повторное нарушение дело будет передано в суд, и там уже будет решаться вопрос с наказанием. Это может быть как штраф, так и административный арест. Как отмечают юристы, если нарушитель тонировки попадает в суд впервые, его чаще всего штрафуют. Но если водителю регулярно предъявляют такие обвинения или у него есть другие штрафы, тогда шансы попасть под арест резко возрастают.
Комментарий ГИБДД
– Светопропускаемость стёкол может проверяться как в ночное, так и в дневное время, – подчёркивает старший инспектор группы по исполнению административного законодательство отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по Магнитогорску капитан полиции Александр Приходченко. – Перед проведением процедуры предоставляется информация, что прибор прошёл сертификацию и исправен. Требование снять тонировочную плёнку на месте абсолютно законно, если при осмотре будет выявлено, что светопропускаемость не соответствует ГОСТу и техрегламенту. Составляется административный материал, выносится постановление о наложении штрафа –
500 рублей, а также требование на устранение противоправных действий. Если водитель не устраняет их на месте, требование выносится в письменном виде. За его неисполнение водитель может быть привлечён к административной ответственности, наказание влечёт либо штраф от 500 до 1000 рублей, либо административный арест до 15 суток...
В ГИБДД также напомнили: в соответствии с пунктом 7. 3 перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, запрещается устанавливать в автомобиле дополнительные предметы, к примеру, шторки, ограничивающие обзор с места водителя.
– В ходе ежедневных рейдов сотрудники ГИБДД постоянно задерживают любителей тонировки, – уточнила старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД России по Магнитогорску капитан полиции Нонна Гейнц. – Если они не снимают тонировку на месте – им вручается требование на прекращение противоправных действий и даются сутки на устранение неисправности. В течение этого срока водитель должен удалить тонировку со стёкол и предоставить автомобиль для осмотра в дежурную часть ГИБДД. Данные вносят в административную базу ГИБДД, и в случае повторного нарушения, если водитель не устранил тонировку и продолжает с ней передвигаться, составляют протокол по статье 19.3 часть 1 Кодекса об административных правонарушениях «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», водителя доставляют в районный суд и уже на усмотрение судьи назначают штраф либо арест до 15 суток...
В 2020 году сотрудниками Гос-автоинспекции выявлено более
6,5 тысячи фактов эксплуатации транспортных средств с техническими неисправностями, при которых запрещена эксплуатация, в том числе автомобилей со стёклами, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента. Продолжение движения на автомобиле при наличии технической неисправности, в данном случае – затонированных передних стёкол, трактуется судами как невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности.
По данным на ноябрь 2020 года, решениями районных судов Магнитогорска вынесено 230 постановлений о назначении административного наказания за неисполнение требований сотрудников полиции, в восьми случаях назначен административный арест.
Так, 30 октября 2020 года сотрудниками полиции выявлен факт управления автомобилем «Тойота Ленд Крузер 200» водителем 1997 года рождения. На автомобиле были установлены стёкла, светопропускание которых не соответствовало требованиям технического регламента. В отношении водителя было составлено постановление об административном правонарушении и вручено письменное требование о прекращении противоправных действий – удалении цветной плёнки с ветрового и передних боковых стёкол автомобиля в течение суток и предоставлении автомобиля для осмотра в подразделение ГИБДД УМВД России по Магнитогорску. Водитель требование не выполнил и продолжил ездить на затонированном автомобиле. В результате 10 ноября 2020 года в отношении нарушителя сотрудниками полиции был составлен протокол об административном правонарушении, материалы дела направили для рассмотрения в Орджоникидзевский районный суд Магнитогорска. Водитель был признан виновным и получил наказание в виде административного ареста сроком на двое суток.