За внушительной юбилейной цифрой не просто календарный массив – в этой дате успехи и невзгоды легендарной Магнитки, трудовые рекорды и значимые рубежи, производственные достижения и преодоление трудностей, присущих всем эпохам. «Годы жизни – годы бед и побед», – поётся в самой известной песне о Магнитке, ставшей гимном города. Каждый год в жизни ММК был наполнен событиями, которые достойны того, чтобы напомнить о них на страницах «Магнитогорского металла» и в «Живой ленте» корпоративного портала ПАО «ММК».
Продолжение. Начало в № 7
1942 год
Как и вся страна, Магнитка в годы войны жила под девизом «Всё для фронта, всё для Победы!», и слова из песни о Родине, не смыкающей очей у мартеновских печей, – это и о военной Магнитке тоже.
Несмотря на призыв многих магнитогорцев в действующую армию (всего за годы войны на фронт ушли более 32 тысяч человек), население города росло за счёт невиданного в истории перемещения людей, оборудования и материальных ценностей, получившего название «эвакуация». Только в 1941 году в Магнитогорск с эвакуированными предприятиями из Москвы, Ленинграда, Тулы, Липецка, Днепропетровска, Мариуполя и многих других городов прибыло свыше
50 тысяч человек.
В 1942 году доля эвакуированных рабочих и служащих среди персонала ММК составляла 22 процента. Комбинат во время войны стал одним из крупнейших арсеналов по снабжению армии боеприпасами и вооружением. В основном механическом цехе, ранее выполнявшем заказы для проведения ремонтных работ, теперь около двух третей станков изготавливали снаряды. В фасонно-сталелитейном цехе стали отливать башни для танков, в кузнечном делали детали для мин, в электроремонтном изготовливали ручные гранаты, в бытовках мартеновских цехов разместились станки новотокарного цеха, на небольшой площадке рядом с котельно-ремонтным работал тарный цех.
Чтобы разместить прибывающих, были задействованы клубы и общежития, строили временное жильё, «уплотняли» квартиры магнитогорцев.
Школы города работали в три смены, поскольку в части из них были размещены госпитали. Всего в годы войны в Магнитогорске было развёрнуто девять госпиталей.
Интересно, что с эвакуацией связан научный и культурный расцвет в Магнитогорске в годы войны. Здесь работали учёные и крупные специалисты научно-технического профиля из различных научных учреждений страны. Большое влияние на культурную жизнь Магнитки оказали прибывшие в эвакуацию из столичных центров писатели, поэты, журналисты, актёры, музыканты.
В этот год на ММК появилось метизное производство.
На базе эвакуированных из разных городов страны предприятий метизной отрасли образовались завод металлоизделий и сеточный завод имени Лепсе, которые вошли в строй 5 апреля 1942 года. Магнитогорский калибровочный завод вступил в строй действующих 1 октября 1942 года. Сегодня объединённый Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТИЗ» является одной из крупнейших метизных компаний страны и успешным предприятием Группы ПАО «ММК».
Воюющей стране требовалось всё больше металла, поэтому Государственный Комитет Обороны в 1942 году принял решение о вводе в эксплуатацию до конца года доменной печи № 5 объёмом 1370 кубических метров и мощностью 500 тысяч тонн чугуна в год. Был создан комплекс по строительству этой крупнейшей в Европе домны, в который вошли 18 организаций. Печь была запущена 5 декабря 1942 года.
Продолжала развиваться производственная база комбината и в других переделах. В феврале 1942 года было создано управление капитального строительства. В первом полугодии были введены в эксплуатацию мартеновские печи № 13 и 19, а также четвёртая коксовая батарея. Важным событием стал пуск 30 июня 1942 года ещё одного толстолистового стана «2350», эвакуированного с завода «Запорожсталь».
С первых же дней стан выполнял преимущественно заказы военного назначения. Броня шла на бронекатера, броневые автомобили для переброски пехоты, фронтовые штурмовики. Уже в сентябре 1942 года коллектив стана «2350» завоевал звание «Лучший стан Советского Союза».
А магнитогорскому руднику было присвоено звание «Лучший рудник Советского Союза» с вручением Красного знамени ГКО. Не остались неотмеченными и сталевары Магнитки. В ноябре 1942 года мартеновский цех № 3 был удостоен звания «Лучший сталеплавильный цех Советского Союза». За год ММК выплавил около 300 тысяч тонн броневой стали. Сталеварами была освоена технология плавок на чугуне с уменьшенным содержанием марганца, что обеспечило экономию марганцевой руды
50 тысяч тонн в год.
Марганцевая тема была очень актуальной в годы войны. Этот металл активно использовался в производстве броневой стали, поскольку увеличивал прочность и повышал прокаливаемость брони. При этом марганец шёл не только на танковую броню. Раствором калиевой соли марганцевой кислоты промывали солдатские раны.
В годы войны в сумке каждой санитарки на поле боя или фельдшера в полевом госпитале всегда находился пузырёк с марганцовкой.
До войны основная добыча марганца в СССР велась на одном из крупнейших в мире Никопольском месторождении на Украине. Уже в начале войны оно перешло под контроль немцев. Поэтому ещё в 1941 году перед горняками Магнитки была поставлена задача – обеспечить комбинат марганцевой рудой, для чего принять срочные меры по организации разработок местных марганцевых месторождений – Кусимовского, Елимбетовского, Уразовского. На Уразовском руднике была построена исправительная колония на 200 человек.
В мае 1942 года Уразовский рудник посетил нарком чёрной металлургии Иван Тевосян. Его поездка на ММК была продиктована исключительно тяжёлым положением с марганцевой рудой. В июне того же года приказом директора комбината Г. И. Носова Уразовский рудник преобразован в Уразовское марганцевое управление с непосредственным подчинением горному управлению комбината.