За внушительной юбилейной цифрой не просто календарный массив – в этой дате успехи и невзгоды легендарной Магнитки, трудовые рекорды и значимые рубежи, производственные достижения и преодоление трудностей, присущих всем эпохам. «Годы жизни – годы бед и побед», – поётся в самой известной песне о Магнитке, ставшей гимном города. Каждый год в жизни ММК был наполнен событиями, которые достойны того, чтобы напомнить о них на страницах «Магнитогорского металла» и в «Живой ленте» корпоративного портала ПАО «ММК».
Продолжение. Начало в № 7
1955 год
Пожалуй, наиболее ярким событием в жизни Магнитки в 1955 году стал визит в Магнитогорск премьер-министра Индии Джавахарлала Неру с дочерью Индирой Ганди. Высокопоставленные руководители советского государства были нередкими гостями города металлургов, но визит руководителя другого государства, с которым СССР в те годы налаживал самое тесное взаимодействие, был, конечно, беспрецедентным.
Посещение Магнитки стало лишь частью долгой поездки премьер-министра Индий по Советскому Союзу, в ходе которой он и сопровождающие его лица за шестнадцать дней посетили множество советских городов, в общей сложности проехав около тринадцати тысяч километров. Визит в Магнитогорск и на ММК должен был дать окончательный ответ на вопрос, с какой страной Индия заключит контракт на строительство крупного металлургического комбината в городе Бхилаи.
Гости прилетели на четырёх многоместных самолётах Ил-14 утром 17 июня 1955 года. Для того, чтобы принять самолёты, травяное покрытие левобережного аэродрома «Зелёное поле» было утрамбовано, а рабочие в кратчайшие сроки построили качественную дорогу, соединяющую аэродром с городом. Так что 17 июня можно считать и днём рождения гражданской авиации в Магнитогорске.
На аэродроме, украшенном государственными флагами СССР, РСФСР и Индии, высоких гостей встречало множество людей. Визит освещали индийские и советские журналисты, киносъёмку вёл известный кинооператор Роман Кармен. Гостей приветствовал председатель горисполкома Кузьма Иванович Полухин.
В ответной речи Неру сказал: «Очень рад посетить ваш город. Говорят, что он считается молодым. Но могу сказать, что Магнитогорск – один из наиболее известных городов в мире. Здесь изготавливается продукция, необходимая для укрепления могущества вашей страны. Благодарю за сердечный приём».
Тысячи людей приветствовали гостей во время движения кортежа. Впереди в открытой машине ехали Джавахарлал Неру с Индирой Ганди. Это было пожеланием индийской стороны – так было легче общаться с жителями. Необходимую машину – кабриолет Газ М-20 («Победа»), как утверждается, смог предоставить один из начальников цехов ММК.
Знакомство с ММК Неру начал с рудника. Там индийскому гостю вручили красиво оформленную коллекцию минералов. Затем премьер-министр Индии побывал в доменном цехе, где наблюдал за выпуском чугуна. Также Неру побывал в мартеновском и обжимном цехах, познакомился с работой заготовочных станов. Уже ближе к вечеру индийские гости побывали на правом берегу и осмотрели строящиеся жилые кварталы Магнитогорска. В тот же день индийская делегация вылетела в Свердловск.
По итогам визита на передовой по тем временам ММК индийцы поручили строить металлургический комбинат в Бхилаи именно советским специалистам, и именно металлурги Магнитки задували первую домну индийского предприятия.
В производстве 1955 год отмечен введением в эксплуатацию агломашины № 13 аглофабрики № 2.
В прокатном переделе освоены новые виды продукции: угловая, специальный широкополосный швеллер № 13, периодический профиль для арматуры № 10 и другие. На блюминге № 2 проведена реконструкция слитковоза с переводом на дистанционное управление и увеличением скорости.
В 1955 году по заданию МЧМ СССР и приказу директора ММК институтом «Ленгипроруда» и геолого-маркшейдерской службой горного управления были разработаны рекомендации по увеличению добычи руды. Коллектив рудника реализовал эти рекомендации, в результате чего добыча горной массы возросла с 127,4 миллиона тонн за пять предшествующих лет (1950–1954) до 170,8 миллиона тонн за пять лет после внедрения (1956–1960).
Целенаправленная работа с кадрами дала свои результаты. В составе рабочего класса Магнитки произошли существенные изменения. За послевоенное десятилетие (1946–1955) численность работников предприятия возросла с 38 до 45 тысяч человек. Коллектив металлургов значительно стабилизировался. Количество работников со стажем более десяти лет увеличилось за это время в 2,7 раза. Подготовка квалифицированных специалистов, непрерывное повышение общеобразовательного уровня явились одним из важных условий неуклонного роста производства и производительности труда, развития научно-технического прогресса, улучшения качества металла, более полного использования действующих производственных мощностей.
Продолжает активную работу система обмена опытом как внутри предприятия, так и на уровне Союза. 23 марта открылось совещание доменщиков Урала, Украины и Сибири с целью изучения опыта работы доменщиков Магнитки. 21 апреля в помещении драмтеатра имени А. С. Пушкина открылось Всесоюзное совещание прокатчиков.
Активно строились объекты городской инфраструктуры: 7 сентября вступил в строй мясокомбинат, 15 ноября начались занятия в новом здании индустриального техникума, в декабре был основан вечерний техникум лёгкой промышленности, 28 декабря запущен новый молочный завод, построен один из первых в стране завод крупных панелей для домостроения.
Продолжение следует.