За внушительной юбилейной цифрой не просто календарный массив – в этой дате успехи и невзгоды легендарной Магнитки, трудовые рекорды и значимые рубежи, производственные достижения и преодоление трудностей, присущих всем эпохам. «Годы жизни – годы бед и побед» – поётся в самой известной песне о Магнитке, ставшей гимном города. Каждый год в жизни ММК был наполнен событиями, которые достойны того, чтобы напомнить о них на страницах «Магнитогорского металла» и в «Живой ленте» корпоративного портала ПАО «ММК».
Продолжение. Начало в № 7
1959 год
Пятого февраля 1959 года состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, утвердивший контрольные цифры развития народного хозяйства СССР. Были определены приоритетные задачи – увеличение производства чёрных металлов, развитие сырьевой базы на 1959–1965 годы. Этот период вошёл в историю планирования экономики как хрущевская семилетка. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР на ММК было намечено строительство двух мощных доменных мартеновских печей, двух станов «2500» горячей и холодной прокатки, нескольких коксовых батарей, агломерационной и дробильной фабрик.
Первым агрегатом, вступившим в строй на ММК в годы семилетки, стал обжимной стан – слябинг. Строительно-монтажные работы на нём были завершены в январе 1959 года, после чего началось опробование механизмов. В марте магнитогорский слябинг, один из самых крупных в мире, был запущен. Все производственные процессы на нём были почти полностью автоматизированы и механизированы.
Задача слябинга – производить стальную заготовку для листового проката. При этом на ММК в то время уже были листопрокатные станы. Как же выходили из положения магнитогорские металлурги, до этого имевшие в распоряжении только блюминги? Интересные воспоминания на этот счёт приводит бывший директор ММК Феодосий Воронов. Когда возникла острая нехватка слябов, а строительство слябинга откладывалось, главный механик Николай Рыженко (тот самый, что предложил катать броню на блюминге) вновь стал автором удивительного решения. Он предложил пристроить к действующему блюмингу № 3 вторую обжимную клеть и катать слябы. Всё оборудование для модернизированного блюминга пришлось готовить своими силами, в цехах комбината. И такой двухклетевой блюминг начал давать тонкий лист задолго до того, как был построен первый слябинг.
Вслед за слябингом развернулось строительство широкополосного стана «2500» горячей прокатки, предназначенного для выпуска стального листа толщиной 2,5–10 мм и шириной более двух метров. Такой лист – незаменимый материал для автомобильного, тракторного и транспортного машиностроения. Он необходим также для изготовления химического оборудования, газо- и нефтепроводных труб большого диметра.
Масштабы и сроки строительства стана «2500» горячей прокатки не имели себе равных в стране.
Весь объём строительно-монтажных работ равнялся объёму сооружения четырёх современных доменных печей. За время строительства было вынуто три миллиона кубометров земли, уложено 250 тысяч кубометров бетонных и железобетонных конструкций, изготовлено и смонтировано более 27 тысяч тонн металлоконструкций, 30 тысяч тонн технологического и нестандартного оборудования. Общая стоимость гигантского уральского комплекса составила 645 миллионов рублей. Необходимому увеличению темпов строительства способствовали возникшие в 1959 году в управлении «Бетонстрой» комплексные бригады, в которые входили бетонщики и плотники. Совмещение профессий оказало большое влияние на рост производительности труда.
На коксовой батарее № 11, которая вошла в строй 8 октября 1959 года, впервые была внедрена технология бездымной загрузки коксовых печей. Внедрение новшества позволило улучшить экологическую обстановку, уменьшить выбросы угольной пыли и сырого коксового газа в атмосферу, усовершенствовать условия труда технологического персонала. Тогда же, в октябре 1959 года, принято в эксплуатацию сульфатное отделение цеха улавливания третьей очереди, отделение конденсации, бензольное отделение, машинный зал.
В тот период на комбинате в сталеплавильном производстве началось освоение более современных одноканальных мартеновских печей, перспективных при отоплении высококалорийным топливом и при использовании интенсификаторов, особенно – кислорода, более удобных при эксплуатации и ремонтах. С мая по ноябрь все 13 печей мартеновского цеха № 2 были переведены на отопление попутным нефтяным газом – быстро и практически без капитальных затрат, благодаря использованию проверенного в 1958 году способа сжигания мазута. Результатом стало сокращение продолжительности плавок и расхода топлива, улучшились санитарные условия, упростились ремонты и увеличилась стойкость нижнего строения. Продолжили в мартеновском цехе № 3 и начали в мартеновском цехе № 2 перевод печей на испарительное охлаждение. В мартеновском цехе № 3 начали внедрять дистанционное управление стопорами стальковшей. Мартеновская печь № 12 (последняя в мартеновском цехе № 2) переведена на двойную садку. Запущены мартеновские печи № 29 – 8 ноября, № 30 – 21 декабря, обе печи – одноканальные, большегрузные (садкой 600 тонн).
На известняково-доломитовом производстве начато строительство дробильно-обжигового завода, где предусматривалось обжигать доломит в двух вращающихся печах.
В центральной лаборатории комбината из состава лабораторий сталеплавильного производства и прокатного отдела выделена самостоятельная технологическая лаборатория, занимавшаяся обработкой различных технологических данных и их влиянием на качество металла, расходные коэффициента, брак и так далее.
В железнодорожном цехе были приобретены и начали работать первые снегоуборочные машины.
Знаменательное событие произошло в 1959 году за тысячи километров от Магнитки – 12 октября знаменитый сталевар Андрей Ильич Тищенко выдал первую плавку на мартеновских печах индийского металлургического завода в городе Бхилаи, построенного при участии магнитогорских специалистов во многом благодаря визиту в Магнитогорск индийского премьер-министра Джавахарлала Неру.
Заметные сдвиги произошли в общеобразовательной подготовке металлургов. С 1946 по 1959 год средний общеобразовательный уровень работников комбината поднялся с 5,1 до 6,2 класса. В первом году четвёртой пятилетки удельный вес лиц со средним и высшим образованием составлял 3,4 процента общего состава работников предприятия, а в конце 50-х годов – уже 10,8 процента. Доля работников с образованием ниже восьми классов сократилась за эти годы на 16,8 процента.
Под руководством партийной организации комбината соревнование за звание бригад и ударников коммунистического труда вскоре стало массовым. В начале 1959 года 150 коллективов комбината боролись за звание бригад коммунистического труда,
а в конце года – около 500.
Завершался 1959 год пуском 31 декабря сталепроволочного цеха на калибровочном заводе.
Продолжение следует.