За внушительной юбилейной цифрой не просто календарный массив – в этой дате успехи и невзгоды легендарной Магнитки, трудовые рекорды и значимые рубежи, производственные достижения и преодоление трудностей, присущих всем эпохам. «Годы жизни – годы бед и побед», – поётся в самой известной песне о Магнитке, ставшей гимном города. Каждый год в жизни ММК был наполнен событиями, которые достойны того, чтобы напомнить о них на страницах «Магнитогорского металла» и в «Живой ленте» корпоративного портала ПАО «ММК».
Продолжение. Начало в № 7
1960 год
30 января постановлением Совета Министров РСФСР № 151 директор ММК Феодосий Дионисьевич Воронов освобождён от занимаемой должности в связи с назначением его председателем Совета народного хозяйства Челябинского экономического административного района. 21 марта директором ММК назначен главный инженер ММК Владимир Михайлович Зудин.
Это, пожалуй, один из самых малоизвестных «генералов» Магнитки. Комбинат он возглавлял всего год – в 1961 году директором ММК был вновь назначен Феодосий Воронов. Трудовая биография Зудина начиналась на Кузнецком металлургическом комбинате. В 1952 году он получил назначение возглавить доменный цех ММК. Под его руководством была повышена производительность доменных печей, внедрена технология выплавки маломарганцовистого чугуна, что позволило сократить затраты на производство металла. В 1957 году стал главным инженером комбината. Во время его недолгого директорства на ММК появилось двенадцать передвижных библиотек, была построена капитальная дорога на озеро Банное, где находились магнитогорские базы отдыха.
После возвращения Воронова Зудин стал его заместителем, возглавил научно-техническое общество комбината. В начале 1960 годов Владимир Зудин перешёл на преподавательскую работу в Магнитогорский горно-металлургический институт, где вёл специальный курс «Эксплуатация доменных печей»
Безусловно, главным событием 1960 года на комбинате стал запуск широкополосного стана «2500» горячей прокатки.
Постановление о его строительстве Совет Министров СССР принял в 1958 году. Необходимость возведения стана была продиктована, прежде всего, острым дефицитом стальных заготовок для производства в стране труб большого диаметра.
Сразу после пуска в апреле 1959 года слябинга – заготовочного стана для листопрокатных станов – началось строительство стана «2500» горячей прокатки и других агрегатов, составивших впоследствии комплекс листопрокатного цеха № 4. Оборудование стана поставил Краматорский машзавод. Стан, воплотивший в себе все новейшие достижения науки и техники того времени, был построен всего за 18 месяцев. В развитии политической и трудовой активности строителей стана «2500» большую роль играла «Ударная стройка» – ежедневная газета, выпускаемая выездной редакцией «Магнитогорского рабочего», «Магнитогорского металла» и «Магнитостроя». В течение всего периода сооружения стана со страниц «Магнитогорского рабочего» не сходила постоянная рубрика «Дневник строительства». Одновременно выпускались сатирические газеты «Горячая прокатка», «Крокодил», в которых остро критиковали недостатки.
30 ноября 1960 года на стане был получен первый лист, а 27 декабря государственная комиссия подписала акт приёма в эксплуатацию стана «2500» проектной мощностью 3,58 миллиона тонн горячекатаного листа в год. Десять мощных клетей агрегата способны были прокатывать слябы весом до десяти тонн.
Стан в значительной мере покрыл потребности страны в широкополосном стальном листе.
Его пуск стал большим событием не только для ММК, но и всей отрасли: 30 декабря ЦК КПСС и Совет Министров СССР поздравили коллективы строителей и металлургов комбината с досрочным завершением строительства, а опыт сооружения грандиозного стана «2500» горячей прокатки в ускоренные сроки изучали на Всесоюзном совещании строителей, прошедшем в декабре 1960 года.
К числу важных достижений отечественной науки и техники принадлежит создание автоматических систем управления раскроем проката. Первая такая система была внедрена 15 декабря на ММК. Магнитогорцы установили электронно-вычислительную машину «Сталь-1» на непрерывно-заготовочном стане «450», производится прокатка и раскрой полосы на мерные заготовки. С помощью фотодатчиков система получает информацию о наличии металла в валках стана, по скорости движения полосы прогнозирует её длину, рассчитывает величину отрезков. В результате комбинат выдал дополнительно тысячи тонн готового проката.
Второго июля введена в эксплуатацию коксовая батарея № 12. В связи со строительством двух новых батарей реконструированы объекты углеподготовительного цеха – на первом и втором блоках углеподготовок сооружают дозировочные отделения, а также дробильное отделение концентрата на первом блоке углеподготовки. В 1960 году коксовые батареи
№ 11–12 производительностью 506 тысяч тонн твёрдого топлива в год объединены в коксовый цех № 2. Статус цехов получили отделения улавливания и переработки химических продуктов – цех улавливания № 2, смолоперегонный цех, цех ректификации.
В сталеплавильном производстве 17 октября и 13 декабря пущены в эксплуатацию большегрузные одноканальные мартеновские печи № 31 и 32 садкой 600 тонн. Восемь печей мартеновского цеха № 3 переведены на отопление попутным газом.
В доменном цехе впервые в стране отопление воздухонагревателей производится смесью доменного и коксового газов.
На известняково-доломитовом производстве реконструирована дробильно-сортировочная фабрика. Произведено 120600 тонн извести, 145000 тонн доломита.
Продолжение следует.