За внушительной юбилейной цифрой не просто календарный массив – в этой дате успехи и невзгоды легендарной Магнитки, трудовые рекорды и значимые рубежи, производственные достижения и преодоление трудностей, присущих всем эпохам. «Годы жизни – годы бед и побед», – поётся в самой известной песне о Магнитке, ставшей гимном города. Каждый год в жизни ММК был наполнен событиями, которые достойны того, чтобы напомнить о них на страницах «Магнитогорского металла» и в «Живой ленте» корпоративного портала ПАО «ММК».
Продолжение. Начало в № 7
1969 год
Ключевым событием для комбината в 1969 году стал ввод в эксплуатацию листопрокатного цеха № 5 и расположенного в нём стана «2500» холодной прокатки. ЛПЦ-5 стал вторым по счету цехом холодной прокатки листа на комбинате. Его проектирование началось ещё в 1956 году. В 1958 году Новокраматорский и Старокраматорский заводы тяжёлого машиностроения приступили к рабочему проектированию механического оборудования будущего цеха и его частичному изготовлению.
Особую актуальность строительству ЛПЦ-5 придавала необходимость обеспечить качественным автолистом флагман отечественного автомобилестроения – Волжский автомобильный завод в Тольятти, к возведению которого СССР приступил в 1967 году. В том же году началось и строительство листопрокатного цеха на ММК, которое было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В работах принимали участие более шести тысяч человек.
29 апреля 1969 в цехе был получен первый рулон горячекатаного травленого листа. Вот как писала об этом газета «Магнитогорский металл»: «Вчера на стане «2500» холодной прокатки получен первый травленый стальной лист. Это ещё не автомобильная сталь – конечную продукцию нового стана, холоднокатаный лист, страна должна получить в мае. Это задача номер один для монтажников, наладчиков, эксплуатационников, которые трудятся здесь. А пока – первая трудовая победа, хороший подарок к Первомаю! Строителей, монтажников и эксплуатационников поздравили с замечательной трудовой победой представители городского комитета партии, парткома комбината, общественных организаций на митинге коллектива ударного объекта пятилетки».
А ровно через месяц, 29 мая, был подписан акт государственной комиссии о приёме в эксплуатацию главного агрегата цеха – 4-клетевого стана «2500» холодной прокатки стального листа. В тот же день начались комплексное опробование агрегата поперечной резки стальной полосы и эксплуатация дрессировочного стана «2500». Изначально главной задачей цеха являлось производство холоднокатаного нестареющего автолиста, идущего на штамповку деталей автомобилей, обеспечение продукцией других предприятий машиностроения и производителей бытовой техники. Освоение выпуска новой для комбината продукции потребовало перехода на новый уровень технологической культуры. Кроме того, чтобы удовлетворить возрастающие требования заказчиков, производство холоднокатаного листа в ЛПЦ-5 необходимо было всё время совершенствовать, внедряя различные технологические новшества и модернизируя действующее производство.
В 1969 году ММК преодолел очередные знаковые рубежи. Так, в июле была добыта 400-миллионная тонна руды Магнитки. По итогам года максимальная добыча руды составила 17681 тысячу тонн. В августе агломератчики комбината достигли юбилейной отметки в 200 миллионов тонн выпущенного агломерата с момента пуска первой аглофабрики.
Седьмого мая опубликовано сообщение, что бюро горкома КПСС и исполком городского Совета депутатов трудящихся приняли постановление об учреждении в городе почётного звания «Ветеран Магнитки». 27 июня – решение исполкома Магнитогорского городского Совета депутатов трудящихся о присвоении звания «Почётный гражданин города Магнитогорска» Борису Александровичу Ручьёву.
30 июня Магнитогорску исполнилось 40 лет. У горы Магнитной вырос завод-гигант и прекрасный город с населением в 365 тысяч человек. Жилой фонд города составлял 2 миллиона 800 тысяч квадратных метров. В Магнитогорском горно-металлургическом институте обучаются 8 тысяч студентов, в педагогическом – 4 тысячи. В городе 8 средних специальный учреждений, 15 профтехучилищ, 92 школы народного образования, новый драматический театр, телевизионный центр, Дом музыки, 7 кинотеатров, 18 Дворцов культуры и клубов, более 100 библиотек.
Бурными темпами продолжалось развитие сталеплавильного производства.
В 1969 году реконструированы в одноканальные мартеновские печи № 5, 6, 24, 25, 28. В мартеновском цехе № 2 работало уже 12 одноканальных мартеновских печей.
Продолжали освоение двухванной печи № 29. Выплавка стали составила 983 тысячи тонн, расход топлива – 10,8 кг/т, стойкость свода – 475 плавок. На всех печах освоен термоэлектрический экспресс-метод определения содержания углерода в стали.
В 1960–1970-е годы возросла потребность выплавки высококачественных низколегированных марок сталей. При производстве этого металла имела место высокая отбраковка готового проката из-за неравномерного химического состава. Известным способом устранения отбраковки является перемешивание металла в ковше инертными газами. Существующие конструкции устройств для ввода газа в жидкий металл имели существенные недостатки. Первые опыты по продувке металла в ковше начаты в 1969 году. Были опробованы многочисленные варианты ввода аргона в жидкий металл через ложный стопор, пористую вставку, через шиберный затвор. Оптимальной, работоспособной конструкцией оказалось устройство ввода аргона в ковш через шиберный затвор с использованием кислородной трубки, с холодильником.
В коксохимическом производстве проведена реконструкция второго блока отделения улавливания. На угольном складе углеподготовительного цеха вводиться в эксплуатацию однокабинный углеперегружатель с коробчатой конструкцией моста производительностью 670 тонн в час.
В доменном цехе в 1969 году разработана и освоена технология доменной плавки с использованием в шихте 50 процентов офлюсованных окатышей. Это позволило увеличить производительность доменных печей на четыре процента и снизить расход кокса на три процента. В декабре освоена система автоматического распределения природного газа по фурмам на доменных печах № 3, 6.
Возрастающие требования в области охраны труда и охраны окружающей среды привели к необходимости проводить контроль промышленных выбросов, состояния атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны ММК, а также состояния рабочих мест в цехах комбината. С этой целью в 1969 году на базе пылегазовой лаборатории Рудоиспытательной станции была создана лаборатория воздушного бассейна, которая вошла в состав Центральной заводской лаборатории.
Главному прокатчику ММК Л. В. Радюкевичу, директору комбината А. Д. Филатову и заместителю главного энергетика С. Е. Хусиду за разработку и внедрение комплекса высокоэффективных систем автоматического регулирования толщины натяжения полосы на непрерывных станах присуждена Государственная премия СССР.
В ЛПЦ № 4 проведена реконструкция системы водоснабжения и канализации стана «2500» горячей прокатки и слябинга. Построена водонасосная станция высокого давления. На блюминге № 2 9-я, 10-я и 11-я группы нагревательных колодцев реконструированы на восьмиместные. В ЛПЦ № 3 внедрён комплекс систем автоматического регулирования толщины и натяжения полосы на 5-клетевом стане.
В начале 60-х годов Магнитогорский металлургический комбинат обслуживала автотранспортная колонна № 11. Однако она не являлась непосредственно структурным подразделением ММК, что создавало трудности в обеспечении грузоперевозок комбината.
Цеха ММК самостоятельно приобретали автотранспорт, зачастую списанный в автохозяйствах города. В подразделениях комбината накопилось множество мелких автогаражей со своими ремонтными мастерскими и складами. Таким образом, в определённый момент для ММК назрела необходимость появления собственного автотранспортного цеха, который и был создан 13 августа 1969 года приказом директора комбината А. Д. Филатова. Основной задачей нового подразделения стало поддержание непрерывного технологического процесса комбината: перевозка горной массы, шлаков, огнеупорных изделий, механизмов, оборудования и других грузов.
19 августа в Магнитогорск с участниками Всесоюзного молодёжного фестиваля советской песни приехали композитор, лауреат премии ЦК ВЛКСМ Александра Пахмутова и её супруг, поэт-песенник Николай Добронравов.
Именно тогда, в 1969 году, началась история знаменитой песни «Магнитка», в 2011-м ставшей официальным гимном города.
Николай Добронравов очень «загорелся» темой «братьев по судьбе», которая легко легла на музыку Александры Пахмутовой. Песня многим понравилась и нередко звучала на концертах. А в исполнении Льва Лещенко получила всесоюзное признание, став лауреатом конкурса «Песня-82».
Продолжение следует.