За внушительной юбилейной цифрой не просто календарный массив – в этой дате успехи и невзгоды легендарной Магнитки, трудовые рекорды и значимые рубежи, производственные достижения и преодоление трудностей, присущих всем эпохам. «Годы жизни – годы бед и побед», – поётся в самой известной песне о Магнитке, ставшей гимном города. Каждый год в жизни ММК был наполнен событиями, которые достойны того, чтобы напомнить о них на страницах «Магнитогорского металла» и в «Живой ленте» корпоративного портала ПАО «ММК».
Продолжение. Начало в № 7
1975 год
28 февраля принято постановление Совета Министров СССР о реконструкции и дальнейшем развитии ММК и улучшении культурно-бытовых условий для его работников.
Реконструкция и развитие – эти два термина вполне характеризуют состояние комбината той поры. Наряду с вводом в строй новых мощностей, внимание уделяется модернизации различных агрегатов, многие из которых имели уже довольно «солидный» возраст. В доменном цехе в 1975 году началось внедрение новой конструкции воздухонагревателя доменной печи, разработанной Магнитогорским Гипромезом. В коксохимическом производстве 21 октября получен первый кокс на обновлённой после реконструкции коксовой батарее № 2. Производительность коксовой батареи после реконструкции составила 613 тысяч тонн в год.
Немало произошло и в прокатном производстве. В недавно построенном листопрокатном цехе № 7 за год освоено 48 новых гнутых профилей. ЛПЦ № 6 достиг проектной мощности. В ЛПЦ № 4 на стане «2500» горячей прокатки разработана и внедрена информационная система контроля темпа прокатки. Там же в октябре 1975 года освоена прокатка лонжеронной стали 15ГЮТ для ещё одного автогиганта – Камского автомобильного завода в городе Набережные Челны. Первый «КамАЗ» с главного конвейера завода сойдёт в 1976 году, но Магнитка уже участвует в его создании, являясь, как и в наши дни, ведущим партнёром автомобилестроителей страны.
Но основной вектор реконструкции в те годы всё-таки приходился на сталеплавильное производство. С реконструкцией в 1975 году мартеновских печей № 3 и 16 завершён перевод на тип одноканальных печей всех 25-ти 400-тонных мартенов цехов № 2 и 3.
Значимое событие произошло в конце года – 12 декабря коллектив двухванной мартеновской печи № 35 достиг отметки в 1590 тысяч тонн стали, выплавленной с начала года.
Такая производительность одного сталеплавильного агрегата достигнута впервые в металлургической практике.
Успехи металлургов Магнитки в освоении «двухванников» высоко оценило руководство страны – 7 ноября ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о присуждении Государственных премий СССР В. Г. Антипину, В. Ф. Сарычеву, В. С. Плошкину, Ю. Б. Снегиреву за создание, освоение и внедрение в металлургическую промышленность двухванных сталеплавильных печей.
Государственная премия СССР также присуждена сталеварам и мастерам мартеновской печи № 35 Н. Д. Лотореву, Н. В. Игину, В. М. Пономареву, С. Н. Титкову, А. М. Богатову, В. Ф. Евстифееву, М. А. Терещенко; начальнику мартеновского цеха № 1 Г. В. Чернушкину и главному сталеплавильщику ММК И. Х. Ромазану «за выдающиеся достижения в труде по ускорению освоения проектных мощностей в металлургии».
В книге «Слово о Магнитке», вышедшей в конце 1970-х годов в издательстве «Политиздат», приводятся воспоминания одного из награждённых – сталевара ММК Николая Васильевича Игина, который вместе с группой работников комбината был делегатом XXV съезда КПСС.
«Об успехах, достигнутых металлургами Магнитки и области, говорил с трибуны съезда директор нашего комбината Д. П. Галкин. Трудно рассказать, что я испытал, когда дружные аплодисменты прервали выступление Д. П. Галкина, сообщившего, что на одном из двухванных агрегатов достигнут в минувшем году рекордный результат – 1590 тысяч тонн металла. Столько производила вся Магнитка в довоенном 1940 году. Это было сказано о печи № 35, на которой работает моя бригада вместе с бригадами Владимира Шунина и Василия Кирнева.
Более 10 лет мы шли к этому высокому достижению, хотя двухванная печь № 35 существует только три года. Дело в том, что за точку отсчёта я принимаю время пуска первого на комбинате и в стране двухванного сталеплавильного агрегата № 29. Именно тогда, 10 лет назад, на Магнитке было взято новое направление в отечественном сталеварении…
За наивысшие достижения в труде, успешное внедрение и освоение двухванных печей большая группа магнитогорцев удостоена Государственной премии СССР 1975 года. В числе лауреатов семь сталеплавильщиков нашего агрегата. Таков один эпизод из жизни Магнитки, о котором коротко говорилось на XXV съезде партии. С новой энергией и энтузиазмом возвращались мы из Москвы, со съезда партии на свои трудовые посты».
Но как бы ни были велики успехи магнитогорских «двухванников», в руководстве комбината уже было понимание того, что будущее за кислородно-конвертерным производством. Поэтому в том же 1975 году решением директора ММК Дмитрия Прохоровича Галкина была создана группа специалистов, которая начала готовить технические решения по строительству на ММК кислородно-конвертерного цеха. Но ни при Галкине, ни при его преемнике Радюкевиче ККЦ построен не будет, его введут в строй только в 1990 году.
В 1975 году страна отмечала 30-летие Великой Победы. В канун юбилея на коксохиме была возведена стела памяти работников коксохимического производства, погибших в годы Великой Отечественной войны. Через десять лет, в 1985 году, будет сооружён монумент Славы. На его мраморных плитах высечены фамилии 56 воинов-коксохимиков, отдавших жизнь на полях сражений.
24 апреля бюро горкома КПСС, горисполком, горсовпроф и бюро горкома ВЛКСМ приняли постановление «Об инициативе коллектива металлургического комбината по развёртыванию движения за превращение Магнитогорска в город высокой культуры». Но город у подножия Магнитной горы в те годы давно уже перестал быть посёлком при комбинате. Театры, вузы, музеи – всё это было на уровне крупных областных центров. Вот лишь некоторые события 1975 года, иллюстрирующие развитие социальной и культурной инфраструктуры города металлургов:
25 марта по проспекту Карла Маркса открыт крупнейший в области универмаг «Зори Урала», 15 июня – квартира-музей Б. А. Ручьёва, 6 ноября введён в эксплуатацию новый цирк.
Всероссийское театральное общество совместно с Магнитогорским театром кукол «Буратино» провели в городе творческую конференцию «Лицо театра».
В этом плане очень показательны впечатления известного советского писателя Александра Авдеенко, автора романов «Над Тиссой», «Дунайские ночи» и многих других. Авдеенко участвовал в строительстве ММК, работал помощником машиниста, машинистом горячих путей. Был членом литературной группы «Буксир». В 1975 году в издательстве «Советская Россия» вышла его книга «Свидание с Магниткой», на основе которой будет создана художественно-документальная повесть «Войди в огонь, в котором я горю». Вот как в ней описывает А. О. Авдеенко свои впечатления от посещения Магнитогорска спустя 40 лет.
«Магнитка! Как она теперь приблизилась к Москве. Всего два часа лета… Восемь пятилеток лежит между нами. Сорок лет разлуки. Целая жизнь. Машины мчатся по современной магистрали на восток…
И вот предо мной встаёт белокаменный многоэтажный город. Громадные площади. Бульвары. Сады. Скверы. Много автобусов, трамваев, такси. Многолюдные тротуары.
…Боже ты мой, куда я попал? В юности я был мечтателем, далеко заглядывал в будущее Магнитки. Но я представлял его не таким прекрасным».
Продолжение следует.