За внушительной юбилейной цифрой не просто календарный массив – в этой дате успехи и невзгоды легендарной Магнитки, трудовые рекорды и значимые рубежи, производственные достижения и преодоление трудностей, присущих всем эпохам. «Годы жизни – годы бед и побед», – поётся в самой известной песне о Магнитке, ставшей гимном города. Каждый год в жизни ММК был наполнен событиями, которые достойны того, чтобы напомнить о них на страницах «Магнитогорского металла» и в «Живой ленте» корпоративного портала ПАО «ММК».
Продолжение. Начало в № 7
1976 год
Брежневская эпоха отличалась особым отношением к наградам – их давали много и охотно. Людям, городам, заводам и трудовым коллективам. Не стал исключением и 1976 год. В феврале за успешное завершение девятой пятилетки ММК был награждён памятным знаком ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. В апреле вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями СССР членов бригад двухванного сталеплавильного агрегата № 35 ММК имени В. И. Ленина Министерства чёрной металлургии СССР». В марте «за выдающиеся успехи в выполнении принятых на девятую пятилетку социалистических обязательств по увеличению производства продукции, улучшению её качества и повышению производительности труда» было присвоено звание Героя Социалистического Труда директору ММК Д. П. Галкину и горновому В. Д. Наумкину.
Василий Дмитриевич Наумкин – уникальный человек. Присвоенное ему звание стало первым для него. Через девять лет за особо выдающиеся успехи в выполнении планов десятой пятилетки и большую общественную работу ему второй раз было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Горновой Магнитки стал единственным в СССР представителем металлургической отрасли, дважды удостоенным высокого звания Героя Социалистического Труда.
В январе введена в эксплуатацию третья очередь шламо-хранилища № 2. Общая ёмкость шламохранилища достигла 96 миллионов кубометров. На коксохиме внедрена система автоматического контроля загрузки и выгрузки бункеров. В конце года после реконструкции введена в эксплуатацию коксовая батарея № 1, производственная мощность которой составила 613 тысяч тонн в год. Ещё один агрегат, реконструированный в 1976 году, – доменная печь № 2. После модернизации её полезный объём был увеличен с 1180 до 1370 кубических метров.
В сталеплавильном производстве большое внимание уделяется повышению стойкости мартеновских печей. Так, в мартеновском цехе № 1 в течение десяти лет был разработан и внедрён комплекс мероприятий по улучшению конструкций главного свода и других элементов печей, технологии продувки кислородом, тепловых режимов, совершенствованию системы ухода за печами. В результате стойкость двухванных печей была увеличена до 1000 плавок, 300-тонных – до 400 плавок; 900-тонных – до 230 плавок. Достигнутые уровни стойкости были наивысшими в стране. Это позволило сократить трудовые и материальные затраты на ремонты, снизить расход огнеупоров.
В прокатном производстве ММК также происходило немало интересного. В 1976 году в ЛПЦ № 7 была введена в эксплуатацию вторая очередь цеха – были запущены два профилегибочных стана: «0,5–2,5» мощностью 126 тысяч тонн и «1–5» производительностью 200 тысяч тонн в год. В ЛПЦ № 6 освоена технология электролитического лужения жести на повышенных скоростях работы агрегата. При этом производство жести выросло на 13,8 процента. А оцинкованному листу, выпускаемому третьим листопрокатным цехом ММК, был в декабре присвоен Государственный знак качества СССР. На слябинге впервые в мировой практике коллектив стана произвёл по итогам года семь миллионов тонн заготовки.
23 июня в Магнитогорском горно-металлургическом институте, носящем имя Г. И. Носова, был открыт музей-кабинет легендарного директора Магнитки военной поры.
Магнитогорск как символ советской индустриализации и комбинат как флагман металлургической отрасли страны неизменно привлекают поэтов, писателей, деятелей искусств. В 1976 году в городе прошли гастроли Государственного академического Малого театра СССР. Сегодня, в эпоху антрепризного «чёса», довольно трудно представить гастроли прославленного на всю страну репертуарного театра в провинциальном городе.
Ещё одно культурное событие этого года – приезд знаменитого советского поэта-шестидесятника Евгения Евтушенко. Поэт не раз бывал в Магнитогорске. В тот свой визит он взял с собой сына Петра. Они побывали в Златоусте и Челябинске, а после отправились в Магнитогорск.
Поэт побывал в музее и в цехах комбината, где были организованы встречи с трудовыми коллективами. На вопрос, какое впечатление произвёл Магнитогорск, Евтушенко ответил: «Магнитка – историческое место, святое для каждого советского человека. Находясь на гостеприимной земле легендарной Магнитки, я испытываю большое волнение».
С Магниткой Евтушенко связывал и тот факт, что одна из глав его поэмы «Братская ГЭС» была посвящена строительству ММК. В этой главе, получившей название «Бетон социализма», рассказывается о девушке Соньке. Когда ей исполнилось 17 лет, она отправилась в уральскую степь искать могилу отца, убитого атаманом Дутовым.
И к горе, горе Магнитной,
хоть идти невмоготу,
Сонька шла с одной молитвой:
разыскать могилу ту.
Но у самой у Магнитки
Сонька встала, замерла:
ни могилы, ни могилки,
а народу без числа.
Прут машины озверенно,
тачек стук и звяк лопат,
и замерзлые знамена
красным льдом своим гремят.
Так и стала Сонька «красным землекопом» великой стройки социализма.
В советское время всё трамвайное хозяйство города относилось к ведению ММК.
В 1976 году Магнитогорский металлургический комбинат выделил 800 тысяч рублей на обновление трамвайного парка. Газета «Магнитогорский рабочий» в марте сообщала, что на городских маршрутах начали курсировать трамваи «КТМ-5МЗ» – новинка Усть-Катавского вагоностроительного завода им. Кирова. Эту прославленную модель трамвая до сих пор можно встретить на улицах Магнитогорска. Газета сообщает, что новые трамваи своим внешним видом и «начинкой» отличаются даже от ленинградских трамваев последнего выпуска. Приводится мнение начальника управления трамвая С. А. Александрова, считающего, что пришедшие в Магнитогорск усть-катавские вагоны удовлетворяют самым современным требованиям, предъявляемым к городскому электротранспорту, сочетая повышенный комфорт, удобство в управлении и большую вместимость.
Продолжение следует.